Проектирование улиц: пособие 1935 года

топ 100 блогов spjasshka15.03.2019

Недавно попалась в руки такая книжка. Конечно же, очень интересно почитать, как проектировали улицы в эпоху зарождения моторизированных транспортных средств, когда машины были едва ли у 10 человек из 1000. Сфотографировал и представляю Вашему вниманию самые любопытные и интересные места.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

С самого начала обращает на себя внимание личность автора: Страментов — вовсе не транспортный инженер, как можно подумать, а вполне себе архитектор-градостроитель, профессор, академик, основатель кафедры градостроительства в МИСИ. Пожалуй, наряду с Фишельсоном он является самым плодовитым специалистом в области городского транспорта того времени, и с 1930 по 1962 (год смерти) написал немало трудов.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

В первую очередь хочу обратить ваше внимание на содержание книги. Отдельные приемы организации улиц могли устареть (да и устарели), но поражает методика проектирования! Здесь есть всё — от организации транспорта и до подземных коммуникаций с тонкостями укладки мощения. Больше того, раздел про движение безрельсовых транспортных средств — всего лишь один из разделов, даже не самый главный.

Такого пособия очень сильно не хватает Москве при комплексном благоустройстве улиц. Последствия вы и сами знаете — кривая плитка, косяки в ливневке и так далее. Это не только криворукость отдельных личностей, но и следствие узкоспециализированного, отраслевого подхода к благоустройству улицы (и то еще обычно, вне рамок «Моей Улицы» все намного, намного хуже).

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Начинается все с категорий улиц и приведенных для них различных профилей. Особенно мило деление улиц на грузовые и пассажирские — тогда еще грузовики с легковыми авто были очень разные, а доля первых в потоке была несравнимо выше. Также замечательно то, что в каждом профиле так или иначе присутствует велодорожка — да и вообще о велодвижении в книге говорится в самых позитивных тонах, вплоть до эпитетов вроде бурно развивающийся транспорт.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Ширина одной полосы дается в три метра — для тогдашних широких и трудно управляемых автомобилей это была насущная необходимость. Радиусы закруглений давались в 9 метров, при этом особо оговаривалась необходимость их уменьшения, если они отъедали слишком большой кусок у тротуара.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Кстати о тротуарах. Эта книга представляет собой, скорее, исключение, расчет ширины тротуара делался по всеми нами любимому количеству пешеходных полос. А так в то время было принято ширину тротуара делать пропорционально ширине улицы в красных линиях: именно этим объясняются широкие, удобные тротуары на сталинских магистралях (которые еще не ликвидированы в ходе стройкомплексовских реконструкций)

Проектирование улиц: пособие 1935 года

А что автор думает про внеуличные переходы? Какой ужас! Да он, наверное, начитался Гершмана! Оказывается, местные улицы допускается переходить, где вздумается, а внеуличные переходы должны быть обязательно удобнее и привлекательнее наземных, иначе люди в них не пойдут.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

А это что у нас такое? Смотрите, какой ужас! Мало того, что Страментов пропагандирует посадочные платформы для трамвая, он еще и допускает, что можно слить две полосы движения в одну! (рис. 44).

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Прекрасны и наивны пока представления о том, как нужно делать велоинфраструктуру. Вогнутый профиль велодорожки объясняется тем, что так легче преодолевать бортовые камни на поперечных проездах. Вопрос водоотведения при этом тщательно обходится стороной. Зато для двустороннего движения отводится конская ширина полосы аж в 3.5 метра.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Не остается без внимания и озеленение улицы — ему посвящен отдельный раздел.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Конструкция трамвайных путей также не обойдена стороной.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Отдельным разделом идет водоотведение. Оказывается, в 30е годы умели делать лотки дождеприемников, не прерывающие тротуар — умение, на которое ДКР раскачивался несколько лет.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

В книге мы найдем даже подробные указания, как прокладывать коммуникации. Комплексность сведений просто потрясает: уже в 50е года все это начало деградировать, раздербанившись по отдельным отраслевым конторам.

Проектирование улиц: пособие 1935 года

Что лежит под обычной улицей?

Проектирование улиц: пособие 1935 года

И под улицей в стесненных условиях.

Вот такие дела. Когда, при каких обстоятельствах мы все потеряли?


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
10 разнообразных платьев Подробности под катом Цены от 300р до 800р Приоритет оперативно, без примерки м оптом Встречаюсь по договоренности в центре (работаю на пушкинской) или у метро Новокосино 1) Туника Mango, трикотаж. Подойдет на S, небольшой M. Мне особенно нравилась тем, ...
    Возвращение в город, ставший для них родным, было одновременно и грустным, и радостным. Грустным из-за расставания с близкими людьми и ласковым морем − а радостным из-за предстоящих встреч. Гена радовался, что скоро встретится с мамой, ...
...
Пару дней назад ко мне в гости заглянула подруга. Мы налили по чашке чая, запаслись печеньками и стали друг другу страшные истории из своей жизни рассказывать. Все, как принято у девочек. Давно ведь не виделись. И как-то само собой повелась наша речь вокруг такой интересной темы, как любов ...
Очень древний французский хит. Самое интересное, это то, что Сама Франсуаза Арди здравствует и чувствует себя очень хорошо. Умирать не собирается и вообще, прилично ...