Проект.

топ 100 блогов guriny23.01.2025

В «Уральских старостях» нарыл. Вот такой у предков был проект, который впрямую касался реки Чусовой. Это почти как поворот северных рек на Юг во времена Леонида Ильича. Масштабно, с размахом.

Проект.

КАНАЛ КАМА – ИРТЫШ
Инженерный совет одобрил проект соединения Камы с Иртышом, составленный управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог. Проектируемый водный путь начинается от устья Чусовой, идёт по Чусовой, переходит Урал около Екатеринбурга каналом и спускается по рекам Исети и Тоболу до впадения Тобола в Иртыш у Тобольска.

Таким образом, новый путь соединит Волгу с Обью, а по сооружении Обь-Енисейского канала и с р. Енисеем. Длина пути Кама – Иртыш – 1438 вёрст, стоимость 195 600 тыс. рублей. 150 проектируемых шлюзам и каналам предположено придать размеры, достаточные для пропуска судов длиною 50 сажен, шириною 7,5 сажен, поднимающих при осадке 10 четв. аршина, до 12 тысяч пудов.

Пропускная способность пути в навигацию определяется до 250 млн пудов, средняя продолжительность навигации около 5 ½ месяцев. Для прохода судов по системе потребуется до трёх недель, а продолжительность плавания от Барнаула до Петрограда около 3 месяцев. Стоимость доставки грузов с Алтая до Петрограда обойдётся 25-30 копеек за пуд.

Пермские ведомости, 20.01.1915

Чусовая. Фото Павла Исакова.
Чусовая. Фото Павла Исакова.

Не осуществили этакий блестящий проект. А то бы в наших краях появился судоходный канал. Баржи, пароходы. И сто пятьдесят шлюзов. Почему не осуществился? Ну, война в то время была. Тут не до мегапроектов, пусть даже и одобренных Инженерным советом. И знаете, от чего спасла нас Первая Мировая война? Если бы проект осуществили, то река Чусовая превратилась бы в канал. И никаких красивых берегов, камней и прочей романтики. которой мы теперь восхищаемся. Только спрямлённое русло, шлюзы и бетон. Чусовая ведь река мелкая. И сделать её судоходной во время всей навигации можно было только если спрямить её, углубить и сделать те самые шлюзы, которые будут удерживать воду.

Кстати. Проекты «реконструкции» Чусовой в том же духе были и раньше. Уральским промышленникам для транспортировки выплавленного металла не нужна была такая бурная, капризная и непостоянная река, как Чусовая. Река, которая разбивала барки с железом об скалы и выбрасывала их на отмели. Они хотели сделать реку попроще  и поспокойнее. Только сил на такую грандиозную работу у промышленников тогда не было. А к началу двадцатого века появились и силы, и средства. Экскаваторы, взрывчатка, может быть, даже грузовые автомобили. И если б не война...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну и вот, ..наверное все же не одна я сегдня машинку мыла... Как-то переживаю за свой дом, я там окна открытые оставила( Фото орловчан... ...
производство Месксика, "Никто кроме тебя 3", Сентиментальный жанр. газета Известия http://www.izvestia.ru/news/511884 "Не может быть реальной демократии без того, чтобы политика принималась бы большинством населения, отражала бы интересы этого ...
Boum-boum-boum:) Доброе утро, страна:) Лично у меня вчера был тяжёлый день. И физически, и морально. Проводить время с человеком, от которого ты хотел бы быть максимально далеко, не очень просто. Но так было надо. И так надо теперь. Я стараюсь извлекать из этого то полезное, что могу выж ...
    На днях, признаюсь вам, произошел у меня некий разрыв шаблона.     Обратились к нам в агентство клиенты за приобретением квартиры. Покупали они частично за наличные, часть - брали ипотечный кредит в Сбербанке. Процедура рутинная (для нас), ...
Вот такой вот интересный, как мне кажется, - у нас получился разговор с Владимиром Голышевым . Разговор вырос из другого треда комментариев, но я привожу лишь наш разговор, думаю - он будет интересен и вам. Вырываю из контекста, но саму суть - и ...