ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
hloflo — 15.02.2016 Большой проект по архетипам привел к тому, что начались серьезные исследования. Этот текст возник из жгучего желания выразить предельно точно по-русски названия архетипов из их англоязычного оригинала. И сделан приглашенным экспертом Ольгой Редько*, которая прекрасно знает и русский, и английский языки, а также переводит с английского и увлечена темой архетипов, в соавторстве с Ириной Мальцевой, уже известной вам по публикациям в нашем проекте.ЧАСТЬ 1.
СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ. АРХЕТИПЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ
Введение или Историческая справка о системе двенадцати архетипов
Грандиозный проект по ролевым гардеробам, который происходит прямо сейчас, имеет свою теоретическую базу. Это, конечно, К. Юнг, другие психологи, и в большой степени – тексты Кэрол Пирсон.
В России переведена и издана только одна книга, на которую и опираются в основном исследователи архетипов у Хло-Фло. Это работа Кэрол Пирсон и Маргарет Марк «Герой и бунтарь». Тут важно отметить, что полное название книги – «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов».
В аннотации к ней написано, что Кэрол Пирсон – ученый, президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения). Мы предположили, что она не ограничилась книгой по маркетингу, и зашла в своих исследованиях куда глубже.
К счастью, наше подозрение подтвердилось: работа по брендам – это лишь частный случай применения архетипической системы к маркетингу. Сама книга является специальной, предназначена для бизнес-структур. В ней обучают, как привлечь покупателей, декларируя принадлежность той или иной вещи к какому-нибудь архетипу. Иными словами, книга описывает внешнее проявление, атрибутику архетипа для стороннего наблюдателя и потребителя.
Но концепция архетипов, блестяще начатая в работах Юнга, куда больше, чем бренды и маркетинг. И мы заинтересовались, как эта тема развивалась в книгах Кэрол Пирсон.
Все началось с диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By), где был описан путь героя через шесть архетипов. Путь начинается с Невинного (Innocent), который, сталкиваясь с первыми трудностями, становится Сиротой (Orphan). Отправляясь на поиски себя, герой превращается в Искателя (Wanderer) и доказывает самому себе и всем вокруг, что он ценен, будучи Воином (Warrior). Когда доказательства собственной ценности собраны, герой превращается в Альтруиста (Altruist), щедро делясь с окружающими. Он возвращается к состоянию Невинного (Innocent) и может дальше менять свою жизнь будучи Магом (Magician). Книга стала бестселлером, было продано около четверти миллиона экземпляров. По словам Кэрол Пирсон, книга оказалась для многих читателей навигатором по тому, какой шаг сделать на следующем этапе своего пути.
Кэрол продолжила свои исследования, и в 1991 году вышла её следующая книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов чтобы найти себя и изменить свой мир» (Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World). И именно здесь появляется та самая дюжина архетипов, что нам знакома, и нанизываются они на концепцию «путешествие героя» (которую впервые описал Джозеф Кемпбелл в книге «Герой с тысячью лиц»).
Здесь все архетипы укладываются в три этапа: подготовка к странствию, само путешествие и возвращение домой. К огромному нашему сожалению, на русском языке эта книга не выходила, и поэтому мы сделали собственный перевод самого важного – структуры архетипов.
А уже после выхода «Пробуждения внутреннего героя» Кэрол Пирсон сосредоточилась на практическом применении архетипической системы в лидерстве и организациях, и в 2001 году – как частный случай практического применения архетипов, в соавторстве с бизнес-леди Маргарет Марк выходит книга «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes). Только эта книга на данный момент была переведена на русский язык в 2005 году. Здесь архетипы структурированы по тому принципу, какое сообщение (или, как говорят рекламщики, какой месседж) они доносят до потребителя, чтобы человек, узнав архетип, совершил акт потребления. Иными словами, книга помогает выстроить внешние проявления архетипа, что, без проработки внутренней, ведет к имитации, а не к архетипической сути.
Сейчас Кэрол вернулась к универсальной работе по архетипам, и в 2013 году вышла ее последняя (на данный момент) книга «Восход Персефоны: Пробуждение внутренней героини» (Persephone Rising: Awakening the Heroine Within). Исследование посвящено тому, какие уроки может вынести современная женщина (и современный мужчина, исследующий свою женскую часть) из мифов о Деметре, Зевсе, Персефоне и Дионисе.
____________
Итак, получается, что множество людей в русскоязычном пространстве при своих исследованиях архетипов опираются на материал по брендингу, который, очевидно, имеет неполный характер и касается лишь внешних проявлений. Чтобы дополнить имеющуюся картину, предлагаем вам неизвестную русскоязычному читателю структуру 12 архетипов, разработанную Кэрол Пирсон в книге «Пробуждение внутреннего героя», поскольку нам кажется важным не только посмотреть на внешнюю, часто имитационную, сторону каждого их архетипов, но и осознать глубинные мотивы каждого из архетипов, побуждающие героя начинать, продолжать и завершать свое путешествие.
Особенно важным нам кажется предельно уточнить название архетипа, которое имел в виду автор. Мы заметили, что местами это сильно влияет на понимание характера. В толковании каждого названия архетипа мы задействовали перевод каждого из английских слов, которыми автор характеризует каждый тип, и кроме того, обратились к этимологии этих слов, чтобы быть уверенными, что не упущено никакое значение.
Архетипы и Этапы путешествия Героя
СПИРАЛЬ АРХЕТИПОВ
А теперь мы немножко расшифруем эту таблицу и перескажем вам простыми словами то, что в ней описано.
Разные авторы пробуют уложить порядок прохождения архетипов в какую-нибудь систему, например, в этапы развития человека по возрастной психологии (работы Э. Эриксона). Но это не кажется однозначным. Эта же идея Пирсон про архетипическую спираль как описание Пути Героя видится куда более подходящей, поскольку идея путешествия героя архетипична сам по себе, а значит, созвучна человеческому бессознательному.
Итак, первые четыре архетипа – это период, когда человек осознает сам себя, свое окружение и свои задачи по отношению к другим людям, то есть, базовая социализация. И, начав с нежности Невинного, он сталкивается с первыми утратами и проблемами, становясь Сиротой, которому крайне важно стать в итоге кому-нибудь Своим Парнем. Человек растет, набирается сил и постепенно обнаруживает, что желающих показать себя много. Он учится настаивать на своем и выбивать себе место под солнцем, проходя дорогами архетипа Воина. И, после того, как познал свои силы и получил некоторое количество побед и поражений, Воин начинает замечать, что в мире есть еще Невинные и другие Сироты, после чего находит в себе силы стать им Опекуном, Хранителем своего уютного мира.
По этому симпатичному кругу ходит в жизни большинство достойных людей, и им не требуется иного. Но иногда случается так, что достойный Хранитель начинает испытывать беспокойство. Либо его подопечные встали на крыло, либо опустела сокровищница.
И тут приходит время собираться и выходить тропой Искателя – человек выходит на новый круг развития, большое путешествие начинается.
Что же происходит с нашим Искателем, когда он осваивается в вечно меняющемся мире? Он обнаруживает, что у него в рюкзаке и в голове полно ограничений, правил, традиций, законов, предписаний. И все это уже не имеет к нему никакого отношения, потому что все это годилось только для тех времен, когда он тихо жил у себя в маленьком мирке. Так человек начинает стряхивать чужие убеждения, и это период Бунтаря и Изгоя. «Мне не нужны ваши законы, у меня есть свои», - вот послание этого отрезка пути. Совершив эту необходимую работу, и только после нее, наш странник приближается к самому удивительному, и, на наш взгляд, самому преображающему архетипу.
Только здесь человек обретает достаточную полноту сознания и сил, чтобы стать Любящим. Конечно, это не Любовник и не Эстет, хотя эти ипостаси гармонично входят в набор ролей. Но ключ к дальнейшим преображениям – именно точное название – Любящий. Делающий любовь. Тот, кто смотрит на весь мир, дает любовь и берет за нее ответственность.
Следуя алхимическим путем, появление способности любить приводит нас к новому уровню воплощения человеческой сути – начинается архетип Творец. Здесь человек уподобляется Создателю, и осознает, что на свою реальность он влияет сам, сам ее и выстраивая. Это великое осознание и есть награда нашего путешествующего героя, теперь можно возвращаться домой.
Третий виток архетипов посвящен возвращению, упаковке, оценке результатов, встраиванию новых умений и освоению глубин.
Став создателем собственной реальности, человек получает право и способность в ней править и устанавливать свои законы. Архетип Правителя обеспечивает порядком новый мир, а затем приходит время Мага, который взаимодействует не с миром, но с духом, и таким образом, человек с плоскости человеческого бытия выходит выше, на уровень больших сил и больших игр. Кто же будет созерцать эти игры, давая им объяснения и понимая их на всех уровнях? Для этого нужен Философ и Мудрец. Именно он оглянется на путешествие, поймет, что же случилось в этой дороге, что было важным и что достойно легенд и историй. И вот герой вернулся домой. Заканчивается виток спирали удивительным Шутом, который, по версии Оксфордского толкового словаря, не только джокер, но – бродячий актер и менестрель, что, вернувшись, снимает тогу героя и принимается рассказывать сказку об этом удивительном путешествии всем, собравшимся послушать его. Попутно легенда лишается избыточной важности и серьезности. А когда история будет рассказана, придет время нового витка, и снова Невинный будет смотреть в мир широко раскрытыми глазами…
Продолжение следует...
*Ольга Редько. Экономист, бизнес-леди, коуч, мастер игры Генезис и пр. пр. пр.
|
</> |