ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ИСКАТЕЛЬ. ТАЙНЫЙ ЭКСПЕРТ
hloflo — 10.02.2016Патологоанатом от культурологии. Аутопсист от психологии. Активная система распознавания образов.
Мифо-диггер и сказко-дайвер.
Следует сразу упомянуть, что я, как и моя коллега, чья статья была опубликована ранее, с некоторой неловкостью разделяю в своей голове Мага, Мудреца и Творца. Уважаемая коллега высказала гипотезу, что Мудрец=Маг+Творец, но для меня магия как концепция – это уместный динамический баланс между "деланием и неделанием": за первое отвечает Творец, за второе – Философ, и собранному из них, как Вольтрону, Магу вот так очень хорошо и комфортно.
Достаточно очевидно, что заключительным и победным аккордом этой оргии будет определение Творца как Мудреца+Мага (потому Мастер Делания с необходимостью и Знает, и Может), и вот уж тут-то все три архетипа окончательно сольются в экстазе явив совокупность, трехликую, как тримурти.
Впрочем, пока есть возможность рассмотреть одно из слагаемых отдельно, мы займемся этим. Потому что этим занимаются Мудрецы – смотрят на основу, на базу, на то, из чего все состоит и как оно устроено.
Дружище Мудрец! Ставим лайк!
Во-первых, он ... полезен. Действительно.
Мудрецу можно задать весьма неожиданный вопрос и он, благодаря обширной эрудиции и ненулевой компетенции, на него ответит. А если он не знает, то знает, как узнать: скажет, на что обратить внимание, назовет ключевые понятия и пару нужных фамилий или монографий для самостоятельного изучения.
А через два часа придет и скажет спасибо за наводку: почитал, проникся, очень понравилось, хотел бы обсудить.
Во-вторых, философ ужасно забавный!
Юмор – умение находить противоречия в обыденном и соответствия в непохожем. Мудрец отлично разбирается в таких вещах. А еще есть "остроумие", и оно тоже присуще Мудрецу. Философ невовлечен и доброжелателен, поэтому когда он позволяет себе вслух вовремя высказать точный комментарий, обнажающий комичность происходящего, обычно это не выглядит едкой и злой насмешкой.
В-третьих, он говорит на разных языках.
Дивная способность говорить так, что любой поймет. И сам Мудрец не сочтет это ни унизительным, ни смешным. Сказал Господь: "Говорите на разных языках", Мудрец принял это близко к сердцу.
В конечном итоге, это тоже последствие ненулевой компетенции. Мудрец может при необходимости изъясняться как гопник, как любитель видео-игр, как нумизмат. Для Славного Малого, для Правителя, для Искателя. Если Мудрецу вдруг по каким-то своим причинам нужно донести до вас некую идею, он донесет ее внятно: Иисус (имеющий в наборе архетип Мурдеца, пусть и не ограниченный им) говорил с людьми, и всякий понимал его, и разбойник, и блудница, и торговец, и стражник.
Или же Мудрец говорит не на разных языках, а на метаязыке, и каждый понимает его как тот, на котором мать пела ему колыбельные, как тот, на котором он признавался в любви, как тот, которому учил своих детей. Язык образов, метафор, слов точных, как удар стилета и легких, как поцелуй бабочки.
Если Мудрец демонстративно изъясняется сложно и заумно, но при этом не может объяснить свою мысль простыми человеческими словами – он не Мудрец. Скорее всего, неловкий имитатор из самых смешных. Стивен Хокинг в предисловии к "Краткой истории времени" пишет:
– Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул.
И таки обошелся.
За что бы дизлайкнуть Философа?
Во-первых, он занят непонятно чем.
"Позвольте! Я ставлю мысленный эксперимент! Отойдите и не мешайте!"
А. и Б. Стругацкие.
Если вам удалось обратить свое внимание на Философа, который вообще-то уходит от направленного наблюдения, то вы очень скоро увидите, что он не занят ничем серьезным. Что-то читает, забросив ноги на стол, смотрит в окно и бездумно чиркает на бумажке какие-то каракули, попросту ест. Вполне вероятно, он очень занят на клеточном уровне, но эта его расслабленность все равно страшно бесит, особенно если вы начальник Философа и вам нужно, чтобы он вот прямо сейчас метнулся явственно и с демонстративно-истерическим воодушевлением впахивать. Философ не будет впахивать.
Можно ожидать, что к вечеру завтрашнего дня он предоставит вам какой-нибудь гениальный план, и вы, поняв его ритм работы, отвяжетесь от него... Или не предоставит, поскольку он работой на вас решает какие-то совершенно свои задачи, и результаты, которые он получает, не совпадают с результатами, которых вы ожидаете. Философам выгодно быть незаметными в том числе и чтобы их не отвлекали. Деятельность Философа сокрыта от посторонних, а посторонних ничто так не раздражает, как чье-то безделье... Или то, что наблюдателем интерпретируется как безделье.
Если ваш ребенок – потенциальный Мудрец, все вышесказанное в силе. Он не делает алгебру своего четвертого класса, нет, он сидит над тарелкой остывающего супа с ложкой, так и не донесенной до рта, и неотрывно читает учебник биологии за десятый. Потому что ему интересно. А алгебра не сделана. Да какого ж черта! И ешь уже свой суп!
Во-вторых, вполне возможно, он очень умен, но совершенно точно безумен.
Тень Мудреца – Безумец. И это не мягкий и милый Сумасшедший Ученый, вроде дока Эммета Брауна из "Назад в будущее".
Мудрец уходит в Тень, когда он пробует на вкус чистое знание, не отягощенное ничем мирским. Он больше не наблюдает действительность. Он и не хочет. И теряется.
Вместо того, чтобы сверять свои озарения с реальностью, время от времени применяя знание на деле, он углубляется в совершенно абстрактные концепции, неприменимые нигде, или же начинает охранять сверхценное/опасное знание и коснеет в этой бессменной страже. У него все тот же блестящий интеллект, но в Тени к нему добавляется змеиная холодность, дьявольское высокомерие и комплекс бога. Его остроумие становится ранящим.
Он больше не может ничего осознать, он больше не способен быть объективным, он оценивает не себя, а других. И оценивает дурно.
Мы считаем выражением этого теневого архетипа Хорхе из "Имени розы" Умберто Эко. Слепец, не видящий мира, охраняющий запретное по его мнению знание – книгу о смехе. Судящий, решающий за весь белый свет, готовый на насилие. Коварный, опасный, серый кардинал, манипулятор, знающий о человеческих слабостях и использующий их. Жестокий слепой безумец.
В-третьих, как это ни ужасно, Философ даже вне Тени не будет вас развлекать. Серьезно.
Он знает огромное количество удивительных фактов, у него прекрасное чувство юмора и нечеловеческая интуиция, но он не скормит это вам даже по большой любви, потому что кроме большой любви у него есть Истинная. К Истине.
К тому же Философ может, несколько стесняясь самой необходимости произносить это вслух, однако с полным правом сказать: "Мои вкусы очень специфичны, ты не поймешь", и будет прав. Он это точно знает. Он многое знает об окружающих людях, но того больше о собственных чувствах, устремлениях, интересах, вкусах – вообще о себе, потому что первым делом, как было завещано давным-давно,
познал
самого
себя.
Аналогия и Моделирование
Какую книгу мог бы написать Мудрец-помесок с другим архетипом? Как бы она называлась? Мудрец-Любовник, быть может, "Камасутру", Мудрец-Правитель – "Государя", Мудрец-Воин – "Искусство войны"? Как насчет Мудреца-Шута? Мудреца-Бунтаря?
На какого живца ловить Мудреца? Чем привлечь его внимание, как соблазнить и одомашнить, если вы, например, Правитель (или носитель любого другого архетипа) и вам позарез нужен при дворе лояльный и готовый к коммуникации Философ?