Проект парламента Четвертой республики

135 членов, 9 палат по 15 членов. Президиум, состоящий из представителей (по одному) комиссий, в том числе сменяемый один раз в год председатель президиума. Решения принимаются строго подавляющим большинством – четырьмя пятыми – при условии обязательного согласия всех палат (по меньшей мере, двух третей). Решения вступают в силу, когда подписаны председателем совета министров и всеми министрами, призванными применять данный закон.
Состав палат каждый год обновляется на одну треть. Это происходит поочередно на специально созываемых для этого случая общегосударственных представительских собраниях, которые рассматривают текущие проблемы, касающиеся данной палаты, заслушивают мнения кандидатов относительно этих проблем.
Состав собрания (около 200 чел.) формируется в процессе прохождения примерно 50 других собраний, созываемых в крупных общинах или объединениях малых общин. Эти собрания, также заранее обсудив те же проблемы, заслушивают претендентов в кандидаты, выбирают своих представителей в общегосударственное собрание и участвуют в выдвижении кандидатов.
Около 5 тысяч участников этих собраний (в среднем 100 участников на каждом собрании) избираются на примерно 1500 сельских или участковых квартальных собраниях. Во всеобщем процессе могут участвовать около 100 тысяч человек. То есть из 7 семей одна может иметь в нем представителя. Если число семей, желающих участвовать, будет слишком велико, можно добавить как количество собраний, так и число участвующих в каждом из них. Однако если при этом учесть, что каждый год должны будут состояться 9 таких процессов, то, полагаю, что число участников не будет слишком велико.
Для сравнения: сегодня в РА действуют 74 партии, предположительно имеющих в своем составе, по меньшей мере, по 2 тысячи членов, которые принимают участие в партийных собраниях. Частично это ложь, но определенные партии имеют в своем составе гораздо более 2 тыс. членов. И еще десятки тысяч политически активных людей – убежденные беспартийные. В годы СССР насчитывалось 200 тыс. членов компартии, постоянно участвовавших в различных собраниях. А в 88-ом выяснилось, что кроме них имелись тысячи активных беспартийных.
*****
Почему я уверен, что изменение этих принципов сделает государство более национальным? Я не уверен. Но знаю, что даже самый корыстолюбивый человек, когда он лишен выгоды, действует только с национальной ответственностью. Я видел много подобных примеров. Сейчас хочу то же самое видеть и в государственной системе. Мне хочется отделить выгоду людей от осуществления национальных решений. Во-вторых, я уверен, что корыстолюбивое начало в людях ничуть не сильнее национального. То, что мы видим сейчас, это воздействие правил конкуренции. Я предлагаю сотрудничество и пытаюсь установить его в основание государства. Хочу ответственность считать важнее права. И хочу искусственную модель государства привести в соответствие с естественным национальным построением, его многоуровневостью, а также семейной и общинной субъектностью, о которой здесь почти ничего не сказал. Если найдем правильные решения, хозяином в Армянском государстве будут армяне. Люди будут участвовать в принятии решений как армяне, а не как олигархи, их слуги, прозябающие кое-как, или безработные.
Я уверен, что
в соответствии с озвученными мною целями, конкретные предложения
могут иметь заметные, или не совсем заметные недостатки. Для их
исправления приемлема любая, в том числе, и критическая помощь. Но
не уверяйте меня, что все это невозможно.
Армен Агаян
Перевод с армянского - Пандухт
|
</> |