продовження

![продовження [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=3)
Часть 2. Зерно социальной справедливости.
До седьмого класса я учился отлично. Но однажды меня притянуло: сначала подрался, а затем сдружился с братьями-заводилами из "дурной компании". У меня появилось желание экономить на завтраке ежедневные деньги от родителей, чтобы в выходные купить спиртное и в вечернее время погулять в нетрезвом виде по улицам города.Итог подобного поведения для меня был бы плачевен, если бы не произошло знакомство с девушкой из параллельного класса по имени Нина. Благодаря её влиянию, мне удалось прекратить разгульное времяпрепровождение, а все силы направить на учёбу, поставив себе цель: вместе с ней поехать в Новосибирск поступать в институт. В начальных классах мне постоянно в качестве дополнительной нагрузки систематически поручалось помогать в учёбе самым отстающим, а эти "друзья" были всегда не из робкого десятка. И вынужденное общение с ними закалило мой характер. При достижении комсомольского возраста меня с неохотой рекомендовали в его ряды, так как я не реагировал на замечания учителей по поводу того, что носил длинные до плеч волосы, а также мог прилюдно пройти по улице в обнимку со своей девушкой среди бела дня. Однако перед собеседованием в райкоме ВЛКСМ я несколько укоротил свою "гриву", и был принят. По качеству учёбы в школе занимал лучшие позиции среди одноклассников, но моё желание носить не соответствующую строителю коммунизма причёску всегда приводило лишь к удовлетворительной оценке за поведение в каждой учебной четверти. В физическом плане на здоровье не жаловался, и на уроках физкультуры плановые упражнения на брусьях и перекладине выполнялись в полном объёме, например: подъём переворотом на перекладине я выполнил 7 раз, что оказалось лучшим результатом в 8-летней школе. В 1972 году мой отец трагически погиб на бытовой почве, однако нашей семье местные власти отказали в выплате социального пособия в связи с потерей кормильца, мотивируя тем, что при вскрытии в крови обнаружился алкоголь. Тогда я, ни с кем не консультируясь, написал жалобу в центральные органы. И в скором времени проблема была решена.
А в десятом классе на уроке истории, которую преподавал классный руководитель, после освещения мной изучаемой темы по коллективизации спросил дополнительно о том, как я лично оцениваю действия большевиков при раскулачивании крестьян и последующей высылкой их семей в необжитые, суровые края необъятной Страны Советов. Я ответил откровенно и прямо, что отрицательно. Учитель строго сказал, что за знание темы готов поставить - «отлично», но в журнал за моё инакомыслие вынужден занести – «неудовлетворительно».
В те годы коммунистическая цензура запретила к обращению в нашей стране все произведения А.И.Солженицына. А один из моих одноклассников принёс в школу журнал, где были ранее опубликованы главы из повести «Шесть дней из жизни Ивана Денисовича». На уроке преподаватель журнал обнаружил за прочтением запрещённого произведения, что привело к огласке данного инцидента на всю школу. За эту провинность наш класс руководством школы было решено наказать тем, что мы должны продолжить обучение до выпускного бала в помещении, которое являлось одним из самых неприспособленных по освещённости и учебным принадлежностям. Я организовал несколько человек к сидячей забастовке в коридоре в знак протеста по поводу дискриминации всего класса. Через несколько минут к нам присоединились остальные, а те, кто должен был занять наше помещение, тоже отказались выполнять требование по рокировке. Зачинщиков пригласили к директору школы, где в ультимативном тоне указали на то, что если мы не выполним требования администрации, то нам напишут такие характеристики к аттестатам о среднем образовании, что ни в один институт наши документы не примут. Однако у нас позиция осталась неизменной. Тогда троих представителей, среди которых был и я, пригласил для беседы начальник РОНО, где разговор шёл уже в более компромиссной тональности. Мы согласились на следующую схему: в неприспособленном помещении будут заниматься с периодом в одну четверть все по очереди, но наш класс будет первым. В следующей четверти наш учебный процесс проходил уже в привычном помещении. А уже мой младший родной брат Александр учился в новом здании средней школы, где проблем с неприспособленными помещениями для занятий просто не было.
На выпускных экзаменах на вопросы билета по истории я ответил на «отлично», но преподаватель объяснил членам комиссии, что по итогу за год он вывел мне оценку «хорошо» за высказанное мной личное мнение о коллективизации и раскулачивании крестьянства, поэтому оценку в аттестат я заслуживаю лишь «хорошо». Данное предложение было принято экзаменационной комиссией, а я апеллировать не стал. И всё же при заполнении аттестатов учащимися с каллиграфическим почерком в моём была допущена описка по истории в графе оценка – «отлично», так как первые оценки по очерёдности у меня все были пятёрки. Классный руководитель, который преподавал нам историю и задавал мне тот, провокационный, вопрос, сказал, что пусть так и остаётся, что фактически «отлично» и должно быть. После выпускного бала я со своей девушкой Ниной и ещё тремя одноклассниками поехали в Новосибирск поступать в институты. Мы с другом отдали документы в Университет Академгородка. Меня привлекала ядерная физика, поэтому вся научно-популярная литература по данной теме в районной библиотеке, за предыдущие годы была прочитана. Вступительные экзамены в Университет начинались на три недели раньше, чем в других вузах страны, поэтому у не поступивших абитуриентов оставался ещё один шанс, чтобы попытаться стать студентом другого института. Требования для зачисления здесь были более высокие, да и сдавать необходимо пять вступительных экзаменов, в том числе и физику письменную отдельно. Даже выпускники физико-математической школы для одарённых детей при университете, которые учились с 7-го класса после побед на олимпиадах по физике или математике, не всегда могли пройти положительно конкурсный отбор при поступлении в свой ВУЗ. Устроившись в общежитии, я особого рвения в подготовке к вступительным экзаменам не проявлял, так как был уверен в своих силах. Часто ходил купаться и загорать на Обское море, да и пляж был в шаговой доступности, а деньки стояли солнечные. Первым экзаменом оказалась письменная математика, и в вывешенных списках абитуриентов, получивших неудовлетворительную оценку, я себя не нашёл. Вторым следовал экзамен по физике письменной, где требовалось только решение задач. Мой одноклассник первый экзамен завалил, поэтому уехал в Новосибирск, чтобы попытаться поступить в институт электросвязи. Я же после второго экзамена оказался в списке абитуриентов, получивших неудовлетворительную оценку. Пришёл на апелляционную комиссию, где начал очень рьяно доказывать свою правоту профессору, который, устав слушать мои доводы, сказал, что у меня стройная теория, но это догма, поэтому предложил подойти на следующий день на кафедру, где он подготовит учебники, которые подтвердят мои заблуждения. Здесь уже присутствовали представители других вузов Новосибирска, которые вели агитацию за поступление в их институт. Я ещё был в неопределённости, но первокурсник электротехнического института (НЭТИ) Голомазов Андрей уговорил меня в том, что у них так много факультетов, что я смогу выбрать будущую специальность по душе. Но уже наступал вечер ,и Андрей пригласил меня переночевать у него в благоустроенной квартире, где он проживал с родителями. В детстве я мечтал о профессии лётчика, но из-за плохого зрения её пришлось оставить. Утром я поехал в НЭТИ, а Андрей - в Академгородок продолжать свою агитационную работу. Решил подать документы на самолётостроительный факультет, устроился в общежитии и начал, уже усиленно, готовиться к вступительным экзаменам. При встрече Андрей предупредил меня о том, что на избранной специальности придётся чертить очень мелкие детали, как-то: заклёпки корпуса самолёта и т.д., а зрение моё подобной нагрузки не выдержит и быстро сядет. И снова провёл агитацию о передаче мной документов на свой электромеханический факультет. Я внял его доводам и до начала вступительных экзаменов перевёлся на его специальность, которая была престижной на ЭМФ. На экзаменах я получил две 5-ки и две 4-ки, поэтому на зачислении у декана заходил среди первых.
Но сам декан имел учёную степень в области электрических машин и аппаратов. Я же для него был «перебежчиком» , поэтому он предложил мне перейти на, родную для него, специальность, мотивируя тем, что и на военной кафедре будет изучаться та же специальность - самая элитная: контрольно-испытательная передвижная станция (КИПС) зенитной ракеты ПВО (этим типом ракеты был сбит американский самолёт-разведчик У-2 под Свердловском в 1961 году). Мне не хотелось начинать учёбу в институте с конфликтной ситуации в деканате, понимая, что если специальность будет не по нутру, то всегда можно внести коррективы, поэтому я переписал заявление и был зачислен. Моя девушка недобрала 0,5 балла в институт народного хозяйства, но осталась жить в Новосибирске, поступив на учёбу в среднее профтехучилище, а остальные одноклассники вернулись домой.
Первокурсники, не имеющие освобождения по здоровью, обязаны были в течение месяца отработать в колхозе на уборке картофеля. Койко-места в студенческом общежитии мне получить не удалось, так как их количество было ограничено, а в первоочередном порядке обеспечивались иногородние студенты, отслужившие в рядах Советской Армии. Я начал ходить вблизи учебных корпусов института по дворам многоквартирных домов и уговаривать отдыхающих на скамейках бабушек о том, чтобы кто-то предоставил мне возможность пожить какое-то время на квартире. Такой способ сработал, и мне удалось уговорить хозяйку двухкомнатной квартиры, в которой она проживала с мужем, оба были давно пенсионерами. Учебная программа не сокращалась по причине выпадения календарного месяца на сельскохозяйственные уборочные работы, поэтому учёба была очень интенсивна. Особенно, для меня оказалась критической по объёму для усвоения материала высшая математика, где лекции читал всему потоку, а вёл практические занятия лишь в нашей группе один и тот же профессор. В учебнике по математике за десятый класс материал по интегралам и производным был напечатан мелким шрифтом, и школьный учитель его нам не преподавал. Это сказалось на том, что решение практических задач мне давалось с большим трудом, а иногда просто приходилось списывать. К тому же, хоть я и снимал квартиру в двухстах метрах от учебных корпусов НЭТИ, но, двигаясь по переходам между корпусами, я попросту терял ориентацию и на одну-две минуты опаздывал на практические занятия по высшей математике. Профессор же был очень пунктуален и всегда ожидал третьего звонка у двери кабинета, а после начала урока уже никого не пускал до перемены. За частые опоздания он относился ко мне с пристрастием, дополнительно задавая на дом решать задачи. Помощь оказывал мне при разборе этих "завалов" Серебрянский Александр, который будет свидетелем на моей свадьбе. Он тоже рос без отца, старшим из трёх братьев, в горном селе под Фрунзе (сейчас Бишкек), занимал призовые места на олимпиадах по физике и математике, а тему о производных и интегралах изучал самостоятельно под руководством молодого школьного учителя.
Через месяц учёбы 1 ноября мне исполнилось 18 лет, и возникла проблема оформления отсрочки от призыва на срочную службу, которая могла быть произведена лишь при наличии постоянной прописки в режимном городе. Обучаясь в институте, я мог прописаться без ограничений, но у хозяев возникала озабоченность в том, что у меня появлялось право претендовать на квадратные метры при наличии большой наглости. Те пенсионеры, у которых я проживал на квартире, категорически отказали в прописке. В первом отделе института мне дали неделю на решение проблемы, а в противном случае - отчисление из вуза с вручением повестки о призыве в армию. Я уговорил одного из местных сокурсников с параллельной группы, чтобы он убедил родителей прописать меня месяца на два по его адресу. Он поручился за меня перед ними, что коммунальные услуги на срок прописки мной будут оплачены. Так я смог получить отсрочку от службы в Советской Армии на время обучения на очном отделении института с последующим, со второго курса, получением офицерской специальности на военной кафедре. Абсурд! Но мне до сих пор не понятно - это случилось лишь со мной или, подобного рода проблему, тогда проходил любой приехавший из провинции в режимный город военнообязанный после совершеннолетия, зачисленный в вуз на очное отделение с военной кафедрой? Борясь с организаторами стопроцентного выполнения плана призыва в ряды вооружённых сил Советского Союза. А о спасителе, который помог мне преодолеть бюрократические сети, я помню лишь то, что, являясь перворазрядным шахматистом, защищал честь института на всесоюзном уровне.
И в первую сессию мне повезло с высшей математикой, так как профессор уехал на повышение квалификации, а экзамен принимала уже женщина, которая оценила мои знания предмета на «хорошо». Этим я был очень счастлив! С юности мне нравилась музыка в стиле рок-н-ролл, которую удавалось слушать по «западным голосам», где часто к политическим темам антисоветской направленности транслировали популярные шлягеры, тем самым привлекая к прослушиванию и молодёжь. Качество звучания на старой радиоле было плохим, да и во времена «холодной войны» подобные радиостанции подвергались глушению, но мы с братом, настроившись на волну, учились танцевать шейк перед зеркалом. Поэтому я был рад воспользоваться прелестями предлагаемых увеселений ресторанами и кафе большого города. В первый год со своей девушкой Ниной я часто ходил в ресторан "Центральный", где в одном из залов вечером всегда было варьете и "живая" музыка. Посещение подобных мероприятий состоялось лишь по большим праздникам, потому что денег на жизнь хватало в обрез. А иногда мне приходилось выполнять разовые, в основном, погрузочно-разгрузочные работы. Как-то в составе бригады, из шести человек, я принимал участие в разгрузке железнодорожного 60-ти тонного рефрижератора со свиными тушами, чтобы во время обеденного перерыва вдоволь бесплатно поесть в столовой товарной базы, а после выгрузки вагона получить на руки около 12 рублей, когда стипендия составляла 45 рублей в месяц. При таких деньгах особо не разгуляться, поэтому бутылку водки брали с собой, а в ресторане спиртного заказывали немного. Однажды на этом нас застукали. Официантка сказала, что если я ей не оплачу 50процентов стоимости бутылки водки, то она пригласит дежурившего в зале дружинника, который составит протокол о нарушении правил торговли - и с институтом мне придётся расстаться. Ультиматум пришлось удовлетворить, а посещения ресторанов прекратить.
На первом курсе лектор по истории КПСС, примерно из 500 студентов потока, выбрал меня и ещё одного из местных жителей, поставив перед нами задачу, чтобы мы написали работу на межвузовский конкурс по любой из крупных операций Великой Отечественной Войны. Тему раскрыл в полном объёме и сдал работу в срок, получив положительную оценку и похвалу от профессора. Но я жил на квартире, а денег в нашей семье было в ограниченном количестве, так как своих троих сыновей мать поднимала одна, работая воспитателем в детском саду с мизерной зарплатой на полторы ставки в течение 30-летнего стажа. Конкурсную работу я сдал в рукописном виде, а мой конкурент смог отпечатать текст, поэтому его работа и была признана лучшей для участия в конкурсе от нашего института. Зато мне итоговую оценку в диплом по истории КПСС лектор на экзамене "автоматом" поставил «отлично». Так я подтвердил пятёрку аттестата о среднем образовании по истории, занесённую в результате описки.
На первом курсе преподаватель физкультуры заявил меня на общеинститутские соревнования по многоборью, куда входили выступления на брусьях, перекладине, кольцах и опорный прыжок через коня. На занятиях упражнения на трёх первых снарядах я выполнял на «хорошо» и «отлично», а вот зачёт на коне получить не мог по причине того, что от страха прыгнуть с резким усилием вдаль не получалось, поэтому руками касался в середине тела коня, что являлось грубой ошибкой. Преподаватель надеялся, что в состязательном запале мне удастся преодолеть фобию. На первых снарядах я получил нормальные оценки, однако конь мне так и не покорился, точнее, сознание не смогло подчинить подсознание, соответственно все мои оценки в командную копилку засчитаны не были.
На следующий год моя девушка Нина поступила в техникум на очное отделение, который закончила с красным дипломом, получив специальность по бухгалтерскому учёту в общественном питании. Руководство техникума ей предложило, чтобы она сразу приступила к работе в одном из ведомственных предприятий Новосибирска, где через полгода обещали предоставить отдельную, благоустроенную, но служебную квартиру. Однако Нина с подругами уже запланировали поездку в Москву, где на рабфаке МГУ, отслужив в армии, учился наш одноклассник, который со мной пытался поступить в Новосибирский университет. Моя, уже жена, Нина настроилась на отдых и не хотела сразу после получения диплома приступать к трудовой деятельности. Так мы впервые лишились возможности остаться жить в Новосибирске, то есть закрепиться в большом городе.
"Исповедь одного из организаторов приватизации муниципальной собственности в Екатеринбурге".
Анатолий Барченков.
|
</> |