продолжение гунделки о советских книжках
satcula — 25.12.2010 Спорить со статьей захотелось сразу: собственно, дети и без книг должны были знать, как выглядит форма почтальона. Многие знали и рубанок - те, кому нужно. Почитать Шмелева, сына подрядчика, - так у них во дворе постоянно что-то строгали. Да и другие ремесла он знал неплохо: этим ведь всем соседи занимались, все было на виду. Это в советское время ремесел, частных промыслов не стало - всех загнали на заводы.Советская литература писалась именно для детей, это верно. Раньше была литература для семейного чтения, теперь детей отчего-то стали выделять. Кстати, в круг семейного чтения входили и "Тарас Бульба", и "Дон Кихот" - и дети их, понятно, тоже читали. Вместе с родителями. Дети, понятно, стали другими, и обращались с ними по-другому. Вот Лилиана Лунгина рассказывала, как ее знакомую в десятом классе арестовали на десять лет. Чтобы не быть изнасилованной сокамерниками, она отдалась под покровительство одному из них, прижила от него ребенка, которого у нее забрали. Каждый день она должна была в перерывах между работой приходить его кормить в дом малютки, а это по шесть км в одну сторону. Когда у нее пропало молоко, ребенок умер от голода. На чем воспитывать таких девочек? Как их готовить к жизни? Давать им читать "Леди Джейн, или голубую цаплю"? Естественно, разговор с детьми стал другим.
Гайдара мне читать страшно, хотя он и талантлив. Олеша? Только "Три толстяка". Неплохэая сказка, но без нее вполне можно обойтись, не такое уж сокровище. Маршак - прекрасно, но все же лучшее он сделал как переводчик. Чуковский? Да, здорово, но это дуракаваляние не готовит к реальной жизни. Литература 20-30-х вообще не рассказывала о реальной жизни, наоборот, погружала читателя в некий иллюзорный, условный мир. Гайдар, Олеша, Чуковский может быть напрямую и не6 врали... Но и правды-то нее говорили. Если до революции дети воспринимались как часть семьи, то после революции их стали воспринимать как человеческий материал, из которого нужно создавать новый мир. И - да, именно поэтому и отделяли детей от родителей, под предлогом создания "особого детского мира" воспитывали нового человека, работника коммунизма. Может быть все это очень интересно с точки зрения историка и коллекционера, но воспитывать на этом теперешних детей, по-моему, неразумно.
Дальше в статье Александровой говорится о "гениальных художниках и писателях", работавших в области книжного искусства для детей в советский период, а я теряюсь. Гениальные художники, пожалуй, были. А вот писатели? Не знаю ни одного, честное слово.
|
</> |