Продолжаю слушать «Войну и мир»
kagury — 25.08.2022
и сравнивать впечатления со своими школьными. Начала второй том. Все-таки, светская жизнь Толстому удается явно гораздо лучше, чем военная.
Сцена с появлением Болконского во время родов маленькой княгини кажется списанной откуда-то из викторианского романа. Уж слишком роялем в кустах появляется Андрей. Это с одной стороны. С другой, мне показалось, что Толстой явно не знал, что делать дальше с этой странной семьей и предпочел тихонько убрать со сцены Лизу. Лиза в каком-то смысле – это повзрослевшая Наташа, а две Наташи на одного Болконского явно перебор.
С другой стороны, вероятно, он довольно последователен в выборе женщин одного типа. Хотя трудно понять, чем могла 16-летняя девочка зацепить взрослого мужика, который в два раза старше нее, чтобы прямо вот бежать и делать предложение. Интересно, о чем он вообще мог с ней разговаривать? Какая-то педофилия практически.
Наташа все такая же самовлюбленная дурочка, привыкшая считать себя центром семьи (как мне казалось и ранее). Вообще удивительно, что она кажется привлекательной многим персонажам романа. Обычно такого склада люди – с захлестывающими эмоциями, вечно радующиеся всему подряд, совершенно не понимающие, как другие могут не разделять их веселья – очень сложны в общении. От этой эмоциональности и прилагающейся к ней бестактности, выдаваемой за непосредственность, очень быстро устаешь в реальной жизни.
Интересно наблюдать за мальчиками. Здесь неожиданно совершенно современные характеры. Николай Ростов и Борис (послужив немного) очень быстро из милых домашних кроликов превращаются в условных студентов, которые, закончив столь же условный первый курс, вдруг осознают себя взрослыми, и понимают, что с нынешним их окружением у них теперь гораздо больше общего, чем с прежними друзьями, включая и их отношение друг к другу. Это и правда часто бывает – такая смена «ближних кругов», да и коллеги по работе часто становятся ближе старых приятелей, хотя бы уже потому, что с ними проводишь несоизмеримо больше времени. Психологически очень верно.
Отношение к армии, как к месту, где все просто и понятно в сравнении со светской жизнью и хозяйственными делами, тоже довольно показательно.
Пожалуй, меня несколько удивило столь скомканное и пренебрежительное описание масонства. Сплошная рациональность, никакой завлекательной мистики и таинств (точнее, они есть, но описаны, как детская игра, не более). Создается впечатление, что в ложу мог попасть любой, что туда заманивали практически, как в секту. А получать высшие знания отправляли, как в не особенно желанную командировку. Как-то все это мало вяжется с привычным образом масонских лож. Впрочем, Толстому, наверное, было виднее. Был ли он сам масоном?
Впечатлила бесцеремонность Берга. Он приходит к старшему Ростову и заявляет, что ежели приданое будет мало, то он на Вере не женится. И плюс требует дополнительно аванс на ближайшие расходы. А что, так можно было? Неужто такое считалось нормальным? Граф Ростов относится к этому разговору спокойно, обещает денег. Бедная Вера. Вообще, такое впечатление, что в семье Ростовых любят только Наташу и Николая. Остальные – по остаточному принципу. И это считается добрая и радушная семья. А вообще, я поймала себя на том, что постоянно путаю Берга и Бориса.
Позабавили стихи, написанные для Багратиона:
«Славь Александра век
И охраняй нам Тита на престоле,
Будь купно страшный вождь и добрый человек,
Рифей в отечестве а Цесарь в бранном поле.
Да счастливый Наполеон,
Познав чрез опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов русских боле…»
Интересно, у них есть реальный автор или это творчество ЛН?
По-прежнему жаль княжну Марью, и она все также один из самых симпатичных мне персонажей в этом романе.
|
|
</> |
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
Былое и думы. И дурдомы
Проходя мимо
Третий раз в Италии!
Бутерброды с малосольным лососем
Золотой телец
Публичный подхалимаж перед Сталиным в СССР — один из примеров
Новогодье!
Бамбуковой палкой говорите?.. Надо подумать...

