Продавщица амуров и не только

топ 100 блогов zet_isnotdead06.10.2023 Проездом c Камчатки в Москве была моя подруга Таня Примак, и мы по традиции сходили с ней в ГМИИ. Так я случайно попала на выставку "Салоны Дидро", куда изначально идти не планировала, ибо я не очень люблю 18 век и "салонную живопись". Но в ГМИИ еще одновременно шла выставка "Золото сарматских вождей", вот туда мне сходить хотелось уже давно. В итоге понравились обе выставки. Хотя на "Дидро" я в начале осмотра была не сильно воодушевлена. Мне казалось, что данная выставка высосана из пальца, как и их прошлогодняя выставка "Брат Иван", когда ГМИИ, объединившись с Эрмитажем, просто вывешивает какие-то картины из своих постоянных экспозиций. Понятно, что в свете текущих событий взаимодействие с зарубежными музеями прекратилось, и сделать интересную полноценную выставку нет возможности. Поэтому приходится делать в стиле "что есть в печи, всё на стол мечи". В общем, я пришла на "Салоны Дидро" со скептическим лицом)) Но там было столько всего интересного, кураторы провели грандиозную работу, да и выставленные картины в основном из запасников, когда их еще увидишь?!
Самое большое впечатление произвела на меня гравюра Жака Боварле «Продавщица амуров» 1778 года. Я перед ней просто дар речи потеряла)))

Продавщица амуров и не только


Живых амурчиков продают, мыслимое ли дело?! А объяснение под гравюрой дается какое-то мутное - дескать, сюжет навеян древнеримской фреской 2 века до нашей эры, которую нашли при раскопках в 1759 году. И впоследствии такой сюжет был довольно распространенным в европейской живописи. Дома я стала разбираться, ну и вот что выяснила: по версии Платона, Эрот (тот же Амур, но древнегреческий) был зачат в саду Зевса на дне рождения Афродиты богиней нищеты Пенией и богом богатства Поросом (который был в сильном алкогольном опьянении). И на картине эта богиня бедности Пения, будучи вечно в нужде, продает своих детей–амуров Афродите, сидящей на стуле. Позади нее богиня убеждения – Пейто, спутница Афродиты. Три изображенных амура – три ипостаси любви: Божественная (рожденная вибрациями души), Земная (та, которая привязана только к телу) и Смешанная (между душой и телом). Вот такие дела:)
Ну и хотелось бы немного рассказать о самой выставке, которая показывает истоки и историю формирования выставочного дела. И, как оказалось, Дени Дидро (1713-1784) был не только писателем и философом эпохи просвещения, но и организатором знаменитых художественных Салонов в Лувре, проходивших с конца 1750-х по начало 1780-х годов. К этим выставкам стали впервые печататься каталоги, где писал свои разборы картин Дидро, ставший таким образом первым художественным критиком. ГМИИ и Эрмитаж нашли в своих запасах картины, которые участвовали в салонах, и на базе этого получилась довольно интересная выставка.
В первом зале нам демонстрируют классическую салонную развеску: "высокий жанр" (исторические и мифологические полотна) наверху, а внизу - бытовые и жанровые сценки, портреты простых людей и пейзажи.
Меня заинтересовали пустые рамы - оказалось, что это места, зарезервированные под работы художников, которые не успели окончить их к открытию салона - дедлайн форева!))
На переднем плане скульптурная композиция Эдме Бушардона "Укротитель медведя", 1737 год (в этом же году скульптура участвовала в Салоне в Лувре).

Продавщица амуров и не только


На выставке экспонируется гравюра Пьетро Антонио Мартини с точной зарисовкой развески Салона 1785 года.

Продавщица амуров и не только


Еще из поразивших вещей - две гигантских шпалеры-гобелена на всю стену. Даже представить трудно, как такое можно было изготовить в 18 веке... Вот эта шпалера приехала из Эрмитажа, ее размер 5 метров на 7. Была подарена Петру I во время его путешествия в Париж в 1717 году. Пётр проявил большой интерес к мануфактуре Гобеленов и захотел заложить в Санкт-Петербурге свою шпалерную мануфактуру. Для этого из Парижа и Бове в Санкт-Петербург была выписана группа французских мастеров, помимо запуска мануфактуры они занимались также обучением русских, что дало результаты уже через несколько лет: первые самостоятельные работы русских учеников появились в 1720-х годах.
"Изгнание торгующих из храма". Королевская мануфактура гобеленов, готлиссная мастерская Лефевра-сына, Париж, 1713-1717. Шерсть, шёлк, шпалерное ткачество.

Продавщица амуров и не только


Из симпатичного - Ж.Ф. Ван Даль "Приношение Флоре", 1799 год
И это не просто цветочки ради цветочков, это зашифрованное религиозно-мистическое послание - эти цветы не могут расцвести одновременно, каждый из них что-то обозначает и символизирует.

Продавщица амуров и не только


Из забавного - Жозеф-Мари Вьен "Голова Анакреона", 1759 год, Эрмитаж
Эта картина написана в технике энкаустика, которую открыл в 50-е годы XVIII века ученый, историк искусств и собиратель живописи Клод-Филипп Кейлюс. Он исследовал античное искусство и выискивал у древних авторов описания технологических процессов создания того или иного памятника искусства. Он открыл и опубликовал так называемый рецепт живописи воском. Художник Вьен, тогда еще молодой и непрославленный, был знаком с мэтром искусств и решил написать картину в этой технике. Первой его работой была "Минерва", и она пользовалась бешеной популярностью - даже у короля. На волне такого успеха художник продолжил эксплуатировать древнюю технику рисунка воском. Картины активно раскупали коллекционеры, а "Голову Анакреона" приобрела наша Екатерина II, так картина попала в Эрмитаж (правда, находилась она в запасниках). Так вот, при позднем анализе картины было выяснено, что написана она не по рецепту древних мастеров - воска в составе было так мало, что его можно было обнаружить только лабораторным путем. Скорей всего Вьен обманул своего покровителя, а вместе с ним падкую на сенсации и не очень понимающую толк в живописи французскую публику (вместе с царственными особами, хи-хи!)

Продавщица амуров и не только


В вот такая марка с картиной Шардена была в моей коллекции:)) Всегда приятно встретить старого знакомого из детства. Картина выставлялась в Салоне 1769 года, она была написана по заказу Екатерины II для Академии художеств, но в итоге попала в ее личную коллекцию.
Жан-Батист Симеон Шарден "Натюрморт с атрибутами искусств", 1764 год, Эрмитаж

Продавщица амуров и не только


Екатерина покупала много произведений французской живописи, а Дидро был ее личным представителем в Париже, он нанимал для нее французских художников и скульпторов, в частности Этьена Мориса Фальконе. Скульптор получил заказ от императрицы на создание конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге. Екатерина II состояла с Дидро в многолетней переписке и дружбе, по ее приглашению он гостил в России 5 месяцев в 1773 году. Она приобрела библиотеку философа, оставив за ним право пользоваться ею до конца жизни. Конечно, ей захотелось иметь и скульптуру с изображением Дидро, для этого царица наняла помощницу Фальконе (которая позже, кстати, вышла замуж за его сына), молодую талантливую скульпторшу Мари-Анн Колло, которая приехала с ним в Петербург для работы над "Медным всадником". (Кажется, я впервые вижу работу женщины-скульптора... Если уж женщина-живописец не частое явление в искусстве XVIII века, то женщина-скульптор - нечто уникальное!)

Продавщица амуров и не только


Можно сказать, что я знакома с работами Дени Дидро с юных лет - в 7 классе я прочитала его роман "Монахиня", неизвестно как оказавшийся в нашей школьной библиотеке. Он произвел на меня колоссальное впечатление - я впервые читала такие пикантные сценки))) Так вот, на выставке я соприкоснулась с новыми гранями таланта Дидро - в роли арт-критика и даже немного блогера. На выставке его критическим описаниям картин Салонов отведено довольно много места, и читать это увлекательно и смешно. Его критика в основном разгромная. В качестве примера приведу высказывания Дидро о картине Франсуа Буше "Рождество" 1758 года, которая принадлежала когда-то фаворитке Людовика XV мадам Помпадур: «Признаю, что колорит его фальшив, а краски слишком ярки; что младенец неестественно розового цвета; что в подобном сюжете нет ничего более нелепого, нежели вычурное ложе с балдахином, но Богоматерь несказанно прекрасна, трогательна и полна любви. Я бы не рассердился, если бы мне подарили эту картину. Каждый раз, заходя ко мне, вы плохо бы говорили о картине, но не сводили бы с нее глаз».

Продавщица амуров и не только


Забавно, что в первом зале, открывающем выставку, висит портрет Людовика XIV, при котором всё начиналось, а в последнем - Людовика XVI, при котором "золотой век" Салонов закончился (вместе с революцией 1789 года).
Итак, вот Король-солнце и "Государство - это я".

Неизвестный художник "Портрет Людовика XIV", конец 17 века

Продавщица амуров и не только


Ну а это супруг Марии-Антуанетты, вместе с ней лишившийся головы в 1793 году.

Жозеф Сиффред Дюплесси "Портрет Людовика XVI, короля Франции", 1775 год

Продавщица амуров и не только


А во второй половине XIX века Салон и вовсе растерял весь свой авторитет и превратился в бастион академизма. Начали появляться альтернативные выставки — Салон отверженных, Салон Независимых — ну то есть импрессионисты всякие и т.п., и академический Салон потерял свою монополию.
Вот такая необычная, интересная и остроумная выставка получилась. Я очень рада, что мы туда сходили. Тем более в ее предпоследний день;)) Выставка закрылась 1 октября.

Продавщица амуров и не только


Ну, и еще пару слов о выставке, которая шла параллельно с "Салонами Дидро", и куда мне давно хотелось - "Золото сарматских вождей". Обожаю весь этот звериный стиль до нашей эры.
Ритуальный сосуд с симметричными протомами баранов (серебро, золото, дерево)

Продавщица амуров и не только


На этой выставке можно увидеть подлинные золотые и серебряные предметы из фондов Оренбургского историко-краеведческого музея, которые впервые экспонируются за его пределами. Некоторые из них не выставлялись даже в самом музее и были известны только узкому кругу специалистов. Все эти экспонаты (свыше тысячи) были найдены при раскопках уникального Филипповского курганного могильника, расположенного на территории Илекского района, Оренбургской области, начиная с 1986 года.
Сосуд в виде фигуры медведя (золото, смальта, латунь, дерево)

Продавщица амуров и не только


Сарматы были кочевниками и обитали в регионе Южного Приуралья от 2500 до 1600 лет назад. Вроде бы дикий народец без письменности, но какой потрясающий красоты у них украшения, ну чистый модерн же! Просто удивительно!
Зацените медальон с изображением Мирового древа (золото, фритта, стекло, минералы)

Продавщица амуров и не только


Центральное место главного выставочного зала занимают скульптуры священных золотых оленей. Всего их было найдено 26, как объемных (10), так и плоскостных (16). На выставке в ГМИИ представлено всего 12 оленей. Нигде в мире больше не находили ничего подобного! В царском кургане золотые олени сохранились в тайниках, что помогло им не стать добычей древних грабителей. Каждый из золотых оленей имеет индивидуальный узор ветвистых рогов (иконографию), а также узоры и символы на теле священного животного.

Продавщица амуров и не только

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему все молодые мамочки так свято верят в то,что все, без ...
У любого, кто заходит сюда впервые, начинается кружится голова и учащенно биться сердце.  Потолок и пол в доме-перевертыше  поменялись местами.  Приглашаем вас на прогулку по этому необычайному аттракциону. Фото Юлия Ковшова Модели Ульяна Тригубчак ...
Довольно известная задачка. Но предлагаю ради удовольствия порешать. Да - обычный ответ, принимаемый задающими этот вопрос, "потому что тогда не провалится ни в каком положении" неверен. :) То есть, само утверждение, заключённое в кавычки, разумеется, верно - но не оно является ответом на ...
Все снежинки разные. О чём поют снежинки? Поют про белый свет. Про белые деревья, Которых краше нет, Про белые дороги И белые дома, Про мир, которым Правит красавица-зима Лидия Слуцкая Эти снежинки были связаны в ноябре- декабре 21 года. Тогда мне захотелось связать небольшие ...
2014 год я встречал дважды. Сперва по Московскому времени, потом по Минскому.  Путин конечно тоже молодец. Не смотря на те ужасные события которые произошли на кануне Нового Года в Волгограде, он сумел сохранить самообладание.  Но те поздравления, которые я вижу уже ...