Прочитано: Михаил Харитонов, "Факап"

Обозреваю книги-претенденты одиннадцатого сезона литературной премии "Новые горизонты". В него, по словам учредителей, "вошли книги и электронные публикации, претендующие на статус «лучшего произведения фантастического жанра, оригинального по тематике, образам и стилю»".
Это не рецензии, это просто короткие заметки члена жюри.
Михаил ХАРИТОНОВ. Факап. — М.: ИД «Городец», 2022.

Премию получать уже некому, да и книге лет десять, не меньше, но формально условия соблюдены – «Факап» действительно впервые издали в 2022-м.
Писателя Михаила Харитонова я всю жизнь избегал читать по одной простой причине. По моему глубокому убеждению, суть литературной деятельности писателя Михаила Харитонова сводилась к стравливанию в текст своих откормленных подчерепнокоробочных тараканов. И я всегда искренне недоумевал – зачем людям добровольно выступать в качестве тараканоприемника?
«Факап» - прекрасная иллюстрация этой творческой особенности автора. Роман представляет собой фанфик на книги Мира Полдня братьев Стругацких, выворачивающий их наизнанку. Сквозной герой нескольких книг "Полдня" Яков Вандерхузе, сидя в нечаянном заточении, предается воспоминаниям и вскрывает истинную подоплеку известных всем любителям Стругацких событий. Истина, разумеется, из серии «все в дерьме»: Горбовский оказался рептилоидом, Румата – педиком, Юрковский – подлецом и т.п.
Сделано красиво, швы наружу не торчат – автор аккуратно встроил свою версию в Мир Полдня. Книжка относится к жанру "криптоистории" - то есть известные нам с детства события остались ровно теми же самыми, а вот смысл происходящего после «разъяснений» Харитонова изменился до неузнаваемости. «А потом в нормальном свете, представало в черном цвете то, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив».
Читать неприятно.
Но даже не потому, что автор, возбужденно сопя, густо мажет дерьмом героев «книг, которые в детстве читал». Просто понятно, что Харитонов, демонстрирующий скрупулезнейшее, до мельчайших деталей, знание Мира Полдня, тоже в свое время прочел их не один и не два раза.
Подобная демонстративная «десакрализация» больше всего напоминает истерику разочаровавшейся женщины, когда в адрес недавней любви, не оправдавшей ожиданий, каких только эпитетов не звучит…
И в таких случаях не имеет особого значения, сколь искусстно комбинируются ругательства (а Харитонов, безусловно, талантлив). Просто не надо слушать обиженных людей.
Меньше гадостей в ваши уши залетит.
____________
НОМИНАЦИОННЫЙ СПИСОК НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ-2023:
- Иван БЕЛОВ. Заступа. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2023.
- Ксения БУРЖСКАЯ. Пути сообщения. – М.: Эксмо: Inspiria, 2023.
- Ина ГОЛДИН и Гертруда ПЕНТА. Твоя капля крови. – М.: Popcorn Books, 2023.
- Алла ГОРБУНОВА. Ваша жестянка сломалась. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023.
- Константин ЗАРУБИН. Повести л-ских писателей. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2023.
- Дмитрий ЗАХАРОВ. Комитет охраны мостов. – М.: Редакция Елены Шубиной, АСТ, 2022.
- Анастасия ИВАНОВА. Альтер эво. – М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2023.
- Павел КРУСАНОВ. Игры на свежем воздухе. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023.
- Кирилл КУТАЛОВ. Ovum (электронная публикация).
- Наталия ЛАЗАРЕВА. Устье. – Иерусалим: Млечный путь, 2022.
- Яна ЛЕТТ. Препараторы. Зов ястреба. — М.: АСТ, 2023 (по факту — 2022).
- Ася МИХЕЕВА. Границы сред (электронная публикация).
- Глория МУ. Игра в Джарт. – М.: ЛитРес: Издательство, Яуза-каталог, 2022.
- Виктор ПЕЛЕВИН. KGBT+. – М.: Эксмо, 2022.
- Иван ПРОХОРОВ. Метро (электронная публикация)
- Михаил ХАРИТОНОВ. Факап. — М.: ИД «Городец», 2022.
- Уна ХАРТ. Хозяйка Шварцвальда. – М.: Эксмо: Inspiria, 2023.
- Владимир ЧЕРНЯВСКИЙ. Телефонист (электронная публикация).
- Эдуард ШИФМАН. Подводный город Протто. – Екатеринбург: Издательские решения, 2022.
|
</> |