Прочитанное — 11

Лев Данилкин, «Ленин: Пантократор солнечных пылинок»
(2017)
Апологетическая Лениниана советских лет в перестройку сменилась
«антиленинианой», жестко развенчивающей вчерашнего героя. Прошло
тридцать лет, теперь бы маятнику качнуться в прежнюю сторону,
безудержно восхвалительную — но подоспевший Лев Данилкин придал ему
неожиданное направление. Читатель, открывший его книгу в случайном
месте, может невзначай подумать, что открыл томик Набокова:
«...Нельзя не обратить внимания на возможную связь между наличием в
роду Ленина нескольких профессиональных шляпников и
прослеживающимся на протяжении всей его жизни обостренным интересом
к головным уборам; не исключено, впрочем, что это связано с
особенностями строения его черепа и дефицитом волосяного покрова.
Так или эдак, ВИ активно экспериментирует в этой области — далеко
не ограничиваясь хрестоматийной тиарой пролетарского вождя.
[......] Видимо, пользуясь этим типом головного убора много лет,
Ленин составил для себя некую таблицу уместности использования того
или иного его подвида в разных ситуациях — и менял его в
зависимости от конкретных обстоятельств, превратившись к концу
жизни в виртуоза по этой части. Так, один из спутников Ленина на
конгрессе III Интернационала обратил внимание, что, направляясь в
Смольный, на выходе из подъезда Таврического дворца, “В.И. быстро
снял с головы черную кепку и одновременно вытащил из кармана —
надел белую. Все это он проделал в один момент. Мало кто это и
заметил. Тут я подумал, вот конспиратор”.»
Набоковский Годунов-Чердынцев описывал жизнь Чернышевского в
сходном стиле, но с иной мотивацией. Данилкину нет нужды
развенчивать Ленина, это сделали до него. Тем более нет нужды его
возвеличивать. Задача нашего автора самая трудная — понять.
Лев Данилкин являет собой редкое сочетание: человек откровенно
левых взглядов — и при этом не совок. В моем поколении таких не
сыщешь, но среди людей помоложе они уже встречаются. Несложный
подсчет показывает, что родившийся в 1974 году Данилкин успел
побыть юным пионером, а вот комсомол если и зацепил, то на самом
излете. Учась в МГУ, экзаменов по истории КПСС не сдавал — поэтому
и не испытывает к ней идиосинкразии. Даже наоборот: самоотверженно
прочитал все 55 томов Ленина и добровольно посетил все ленинские
места, от Шушенского до Лондона. В итоге получилась не просто
биография, но также и путеводитель. Вот, например, о знаменитом
шалаше в Разливе:
«Интересно, что про историю с Разливом сам Ленин особо никогда не
распространялся; Молотов, например, даже полагал, что байка про
шалаш целиком выдумана. Известно о ней стало лишь в 1924-м, когда
на одном из траурных митингов выступил с воспоминаниями Н.
Емельянов; информация о Ленине в стогу произвела тогда сенсацию.
Момент тотчас решено было увековечить; видимо, история
соответствовала представлениям о том, что перед возрождением,
воскресением в Октябре, Ленин должен был претерпеть символическую
смерть; травяная могила выглядела для этого подходяще. Нашли
скульптора, и Емельянов возил его в лес показывать место — вроде
тут. К десятилетнему юбилею на болоте возникло гранитное розоватое
фолли, снабженное красивой, рубленоаритмичной, с безумным
капслоком, надписью».
Это еще и путеводитель по ПСС Ленина, с сочными характеристиками
каждой книги. «Что такое “Друзья народа” и как они воюют против
социал-демократов?» — это, по Данилкину, «цыганочка с выходом»;
«Развитие капитализма в России» — «настоящий айнтопф» (что-то из
немецкой кухни); «Материализм и эмпириокритицизм» — «базарная
книга», «целиком написанная из вредности»; а «Ренегат Каутский» —
«физиологическая реакция ленинского организма на покушение
Каплан».
Текст Данилкина способен доставить изрядное эстетическое
удовольствие, но красоты и виньетки не загораживают фактической
стороны дела. Я почерпнул из книги немало интересных сведений.
Например: привезенный в Кремль после пресловутого покушения, Ленин
самостоятельно поднялся на третий этаж (даже удивительно, что
советская агиография не напирала на этакое богатырство), а врачами
был осмотрен лишь поздно вечером (легко предположить, что раны были
не так уж и серьезны — но нет). Интересен рассказ о Романе
Малиновском — том самом думском депутате от большевиков,
разоблаченном провокаторе; по Данилкину, если бы тот не позарился
на деньги от охранки, то мог бы стать ближайшим ленинским
соратником и даже преемником. А в самом конце книги —
умопомрачительная гипотеза о знаменитом ленинском завещании,
«Письме к съезду»: Данилкин продвигает идею, что настоящим автором
этого письма был никакой не Владимир Ильич, а вовсе даже Надежда
Константиновна. Излагает и обосновывает весьма логично и
убедительно.
Политическая позиция Льва Данилкина не всегда артикулируется
внятно, но она есть. Говоря, что он «не совок», я имею в виду, что
он не склонен считать СССР потерянным раем и вообще успешным
проектом. Но он четко и последовательно отделяет вопрос о мотивах
первых большевиков от вопроса о том, к чему эти мотивы в итоге
привели. Поэтому не боится озвучивать такие, например, тезисы:
«Террор при Ленине, Дзержинском и Троцком не был самоцелью; это
была смазка, позволявшая большевистской государственной машине
продвигаться в выбранном направлении».
Прочитав это, трудно внутренне не запротестовать. Но по здравом
размышлении понимаешь, что автор в известном смысле прав. Едва ли
красный террор был вызван природной тягой Ленина к убийствам. Не
всякий фанатик непременно психопат; иногда фанатик — это просто
фанатик. Лишь когда Данилкину приходится упомянуть о подавлении
Кронштадтского мятежа, он скрепя сердце признает, что тут Ленин
«пожалуй, все-таки переступил красную черту». До этого, стало быть,
не переступал.
Достается от Данилкина на орехи и Михаилу Булгакову за «социальный
расизм» его «Собачьего сердца». Тоже запротестуешь, а потом
задумаешься: а в чем, собственно, месседж и посыл булгаковской
повести? «Кому велено чирикать, не мурлыкайте»? Родился под забором
— там же и помри? Да, это сильно упрощенное прочтение — но ведь
сплошь и рядом, чего уж там, прочитывают именно так. Данилкин
увлеченно и тепло пишет об Иване Бабушкине, своего рода
«анти-Шарикове», сумевшем преодолеть жесткую предопределенность
судьбы — во многом благодаря сперва Н.К.Крупской, а потом и самому
Ленину:
«Бабушкин — так скажем — есть воплощенная “совесть Ленина”; Ленина,
которого всегда обвиняли, что у него “нет ничего святого”; и
оценивая все дальнейшие действия ВИ — в том числе с позиции
Горького, который, небезосновательно, называл Ленина “хладнокровным
фокусником, не жалеющим ни чести, ни жизни пролетариата”, — следует
помнить, что какие бы фокусы Ленин ни выкидывал, у него была
“совесть”; и пусть она не выставлена в Мавзолее, но достаточно
набрать в поисковике “Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина” — и
вы ее увидите. Не то что бабушкинские тексты оправдывают “фокусы”
Ленина — нет; но они объясняют, почему у Ленина было право на
эксперимент и в каком состоянии изначально находились те, кто потом
стали “жертвами” ленинского эксперимента (а сам Бабушкин
демонстрирует, каким может быть результат эксперимента — пусть даже
его не удалось запустить в “массовое производство”).»
Данилкин признает, что Ленин потерпел историческую неудачу — но
считает эту неудачу временной и верит, что ленинские идеи рано или
поздно будут снова востребованы. Здесь, конечно, с ним сложно
согласиться. Мир изменился слишком сильно, «офисного планктона»
стало больше, чем пролетариата и крестьянства вместе взятых, а
нынешние «левые» бьются не столько за права угнетенного
большинства, сколько совсем наоборот — за права разнообразных
меньшинств. Но с чем я совершенно согласен — так это с тем, что
произошедшее с Россией в XX веке до сих пор очень плохо
отрефлексировано. Нет и намека на консенсус даже по поводу того,
что представляла собой страна накануне революции и в какой мере
революция была неизбежной. Споры на эти темы обычно перегружены
лишними эмоциями и упрощенными трактовками, вплоть до
конспирологических. Книга Льва Данилкина — обстоятельная, честная,
блестящая по стилю — видится мне шагом в очень правильном
направлении, невзирая на политические взгляды автора. Правильнее
даже будет сказать: во многом именно благодаря этим взглядам.
|
</> |