
Проблемы со строительством фрегатов проекта 22350

Согласно тексту решения суда, строительство трех серийных фрегатов с заводскими номерами с 922, 923 и 924 («Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Флота Советского Союза Исаков») ведется Северной верфью по государственному контракту с Министерством обороны России от 25 октября 2010 года. Контрактная стоимость фрегата с заводским номером 923 («Адмирал Головко») составляет 28,278 млрд. рублей. При этом совокупный объем недофинансирования со стороны заказчика по всем трем кораблям контракта составляет более 18 млрд. руб., а конкретно по заказу 923 - 8,9 млрд. руб. Разница же в реальной цене заказов 922-924 по сравнению с контрактной составляет уже 19 млрд. руб.

Фрегат «Адмирал Головко» (заводской номер 923) проекта 22350 постройки ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» во время прибытия в Североморск для прохождения на Севере основных этапов Государственных испытаний, 31.03.2023 (с) Лев Федосеев
В тексте решения суда, в частности, говорится:
Кроме того, строительство перечисленных кораблей осуществляется в условиях незавершенности ОКР на головном заказе зав.№921.
Пунктами 4.9. 8.1 государственного контракта стороны согласовали условие о цене кораблей, подлежащей регистрации в отношении каждого заказа по годам поставки.
По состоянию на 25.10.2022 г. и по настоящее время цена не пересмотрена государственным заказчиком ни по одному заказу, что влечет отсутствие окончательного расчета за поставку заказа 922 и задолженность головного исполнителя перед соисполнителями
Кроме того, в связи с изменением ставки НДС с 01.01.2018 г., несмотря на уже имевшийся недостаток финансирования, получен отказ государственного заказчика произвести увеличение цены на 2%.
Учитывая отсутствие собственных денежных средств, с целью исполнения принятых на себя обязательств ПАО СЗ "Северная верфь» вынуждено было заключить кредитный договор с ПАО «Промсвязьбанк» от 26.04.2019 г. для финансирования строительства заказов 922-924 проекта 22350.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.08.2022г. №1366 «О введении специальных мер в сфере экономики» государственный заказчик при переводе цены из ориентировочной (уточняемой) в фиксированную обеспечивает принятие обоснованных фактических затрат головного исполнителя, в том числе сверх лимитов бюджетных ассигнований, включенных в ГОЗ, с учетом обеспечения рентабельности в соответствии с ПП №1465 от 02.12.2017 г.
ПАО СЗ «Северная верфь» было лишено данной меры поддержки государства, несмотря на активную работу с 2019 года с государственным заказчиком по пересмотру цен фрегатов, в том числе с целью получения окончательного расчета за заказ 922 проекта 22350, получение которого обеспечит частичное финансирование строительства заказа 923 проекта 22350. Сведения о неоплаченных счетах соисполнителей, уменьшении финансирования государственным заказчиком в одностороннем порядке, длительном отсутствии окончательного расчета за заказ 922 проекта 22350 и негативных последствиях неоднократно
Согласно протоколу совещания Заместителя Министра обороны РФ от 17.02.2022 г. №18дсп выдано поручение ДОГОЗ МО РФ произвести авансирование по государственному контракту в размере 90% от цены контракта без учета остатков на отдельных счетах в срок до 10 марта 2022 г.
По состоянию на 10.03.2022г. процент авансирования составил только 85,37% от цены государственного контракта, обязательства госзаказчика по обеспечению реально потребного финансирования для строительства заказ не выполнено.
Дополнительное финансирование было получено ПАО СЗ «Северная верфь» только в последней декаде 2022 года, что подтверждается дополнительными соглашениями №31 от 08.08.2022 г. и №32 от 26.12.2022 г. к государственному контракту.
Таким образом, исполнение ДОГОЗ МО РФ пункта протокола совещания Заместителя Министра обороны РФ от 17.02.2022 г. №18дсп находится вне зоны ответственности головного исполнителя, который принял все зависящие от него меры для принятия решения государственным заказчиком об увеличении размера аванса по госконтракту в отсутствие окончательного расчета за заказ 922 проекта 22350.
Вопрос об увеличении цены заказов и корректировке графика строительства заказов неоднократно обсуждался на совещаниях в течение 2019-2022 г., проводимых государственным заказчиком. Обществом и его головной компанией (АО «ОСК») представлены все необходимые материалы по фрегатам зав.№922-924 в Минпромторг России, в том числе заключения АО «ЦТСС» для последующего обращения в Правительство РФ. Данный вопрос был вынесен и на рассмотрение Военно-промышленной комиссии с целью формирования предложений по заданиям ГОЗ на 2022-2023 гг.
В соответствии с выпиской из протокола совещания у первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ от 17.11.2022 г. №ТВ-П22-14прсВПК Министерству обороны России поручено в срок по 30.11.2022 г. предусмотреть при
По состоянию на 29.05.2023 г. решение ВПК РФ не исполнено государственным заказчиком в полном объеме.
Таким образом, какая-либо вина головного исполнителя в срыве сроков поставки корабля отсутствует.
Более того, указанное подтверждается высоким уровнем технической готовности корабля, которая составляет 93,32%.
В целях обеспечения завершения строительства и сокращения сроков головным исполнителем своевременно оформлены предложения для принятия решений государственного заказчика.
Головной исполнитель в условиях недостатка финансирования предпринял меры для снижения стоимости поставляемого оборудования.
Так, направлены обращения государственному заказчику об отсутствии возможности заключения договора поставки в соответствии с ведомостью поставки на изделие «Экран-ЦМ» с завышенной стоимостью. Согласно ведомости заказа изготовителем данной системы является АО «НИИ телевидения» - срок изготовления 18 мес, стоимость - 119.5 млн.р; (в соответствии с
Решение государственного заказчика, позволяющее изготовить и поставить изделие «Экран-ЦМ» без применения комплектующих производства США, по состоянию 25.10.2022 года не было принято.
Заказ 923 проекта 22350 хоть и не является головным, но его строительство и проведение испытаний осуществляется в условиях незавершенных ОКР. В частности, одной из основных причин срыва срока сдачи корабля является отсутствие положительных результатов испытаний изделия «Монумент».
ОКР «5П-20» выполняется АО «Гранит-Электрон» в соответствии с отдельным государственным контрактом от 12.10.1992 г. №ЕР-38-92, заключенным разработчиком изделия с Министерством обороны РФ. Опытный образец изделия 5П-20К установлен на головном фрегате проекта 22350 (заказ 921), но до настоящего времени предварительные испытания комплекса так и не завершены разработчиком по причине несоответствия опытного образца требованиям тактико-технического задания по государственному контракту № от 12.10.1992 г. №ЕР-38-92.
ПАО СЗ «Северная верфь» неоднократно обращалось в адрес государственного заказчика с просьбой не связывать приемку заказа 923 проекта 22350 с результатами предварительных испытаний изделия 5П-20К (аналогично головному кораблю), т.к. головной исполнитель не может повлиять на сроки доработки данного изделия, конструкторской документации которого
Изделие зав. № 923 проекта 22350 строится заводом в условиях значительных изменений его облика (замена ГТА, изменения комплектации основных комплексов в условиях импортозамещения и др.). При этом общий объем недофинансирования (выставленные и неоплаченные счета) по состоянию 25 октября 2022 года уже превысил 9 млрд.руб., а разница в реальной цене заказов №№ 922-924 составляет практически 19 млрд.руб. Важнейший комплекс вооружения ЗК-96, определяющий его облик изделия, несмотря на отсутствие финансирования и благодаря проводимым головным исполнителем мероприятиям, был поставлен на завод 5 октября 2022 года. В этих условиях завод сумел обеспечить проведение работ по монтажу и сдаче оборудования изделия в сроки в 3-4 раза быстрее нормативных, завершил швартовные испытания, и с 26 ноября 2022 года изделие вышло на ходовые испытания. С опережением всех нормативных сроков проведен первых этап ходовых испытаний, закрыто 32 документа,
Суд также принимает во внимание, что в связи с отсутствием обеспечения государственным заказчиком изделия 9М100-1 в частях ВМФ для завершения испытаний заказа 923 проекта 22350 необходимо утверждение решения «О порядке проведения испытаний
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая очевидный недостаток финансирования для строительства серии изделий зав.№922-924 проекта 22350, привлечение кредитных денежных средств головным исполнителем и своевременные обращения в адрес
Кроме того, суд учитывает выполнение ответчиком 15 из 17 этапов контракта, в том числе вселение экипажа, что подтверждается приказом командира войсковой части от 25.04.2022 г., в соответствии с которым разрешено переселение экипажа.
Как ранее указал суд, в связи с отсутствием обеспечения государственным заказчиком изделия 9М100-1 для завершения испытаний заказа 923 проекта 22350 необходимо утверждение решения «О порядке проведения испытаний изделия ЗК96-2 на этапе
Представленные в материалы дела документы подтверждают невозможность исполнения указанного пункта контракта в связи с отсутствием изделия. Так, 27.06.2023 принято решение о проведении условных пусков по воздушной цели с использованием изделий.
Кроме того, в материалы дела представлена переписка между заказчиком и исполнителем, из которой следует, что заказчиком принято решение о включении затрат на проведение испытаний в цену государственного контракта в составе вспомогательных работ.
|
</> |
