проблемы ИПЦ
hgr — 16.04.2012 Теги: Гундяев опять на нас клевещут. говорят, мол, мы -- то же самое, что МП, только в миниатюре. понятно, что это безотносительно к догматике говорится, но вот ведь клеветники какие!самое плохое, что лично я с этой клеветой согласен.
или не согласен. я могу сказать, что "бодливой корове Бог рог не дает", поэтому преследуемые ИПЦ имеют хотя бы "обстоятельственные добродетели" (это святоотеческий термин) -- т.е. добрые дела, совершаемые под давлением обстоятельств, а не по зову души. но, боюсь, клеветники ИПЦ со мной согласятся, т.к. они и не отрицают за ИПЦ подобных добродетелей.
среди этих добродетелей есть и неочевидные: например, занятость большой части клира на светской работе. это полезно и для того, чтобы попы социализировались, и для того, чтобы они поменьше впадали в недолжную зависимость от своих епископов.
но, увы, сходство существующих ИПЦ с МП чрезмерное. всерьез это проявляется так, что не всякий наблюдатель может пронаблюдать. но есть некоторые яркие моменты.
например, отношение попов к церковным наградам. казалось бы, для нормального человека это должно быть омерзительно. АС Хомяков уже все сказал про апостола Павла, которого наградили бы "за выдающиеся успехи в деле миссионерства" какой-нибудь золотой бляхой. -- так нет же: в нашем ИПЦирке раздаются какие-то палицы с украшениями, вторые митры поверх первых, звания архиепископов для обыкновенных епископов (а не старших в группе архиереев) и прочая лабуда. разговоры о том, что это все дрянь, воспринимаются болезненно, когда обретают наглядность (вроде моей инициативы награждать клириков сразу при рукоположении всеми существующими наградами сразу -- по-моему, такая девальвация это единственный по-настоящему убийственный метод борьбы с этим злом).
а ведь это тест на реально существующие механизмы работы системы: коль скоро награды важны, система является бюрократической и антихристианской, и ей важно работать на тщеславии подчиненных. если у нас нет возможностей давать пряники в виде денег и богатых приходов "в кормление", то можно хотя бы подкармливать тщеславие. обычно к прянику полагается парный к нему кнут -- и это власть архиерея, когда священник зависит от нее больше, чем от своей общины. в нормальных общинах должно быть наоборот (священник -- органичная часть общины, и не имеет сепаратных от общины отношений с архиереем).
но самая, конечно, главная наша проблема -- это уметь ответить не на вопрос о том, почему такая плохая МП, а на вопрос о том, для чего вообще нужно христианство. ответ, с которым в Россию 90-х пришла РПЦЗ, звучал, приблизительно, так: чтобы восстановить в России монархию. сейчас главный тренд в ИПЦ другой: надеяться на великого господина и отца ихнего Гундяева, который погнал большую волну во все стороны сразу, и хоть малая ее часть достигнет и в наши сети. вот и вся идеология истинного-православия, которая есть на деле. конечно, для такой идеологии -- чем меньше ты отличаешься от МП, тем лучше: тем легче к тебе пойдут "ищущие МП, но без Гундяева".
практически это означает, что в реальной (а не афишируемой) идеологии русских ИПЦ формируются два тренда: "МП, но без Гундяева" и попытка отвечать нашему обществу -- языческому, атеистическому и так далее, -- на реально стоящие перед ним вопросы.
лично я считаю, что оба тренда имеют право на существование, но лично мне нравится только один.
|
</> |