Проблема Санчо Пансы

Единственный известный случай, когда ситуация была разрешена ко всеобщему удовольствию, описан Сервантесом на примере приключений Санчо, то есть Сашки, Пансы, то есть Хлеба. Этот достойный человек с честью вышел из типичной для Европы сложной ситуации, но, к сожалению, остался лишь литературным героем. Европа не пошла по пути, предложенным Сервантесом, а это был, возможно, еë единственный шанс.
Проблема заключается в древнем европейском способе разрешения социальных противоречий, который можно описать понятием "карнавал". Способ издревле, как минимум с ранней античности, решает очевидную проблему: есть многочисленные безправные "низы"; как сделать так, чтобы они не бунтовали? Не знаю, кто это предложил первым, но идея была гениальной: использовать свойственное людям, крепко привязанным к сельскому хозяйству, "циклическое" временнóе сознание, то есть восприятие ими времени как циклического. Один период сменяет другой, и так по кругу, вечно. Есть дневной, месячный и годовой круги, вся жизнь определяется циклами - так представляет себе мір типичный простолюдин, от неумеренной активности которого власти приходится защищаться. В некоторый момент (зимнее солнцестояние) природа символически умирает. В начале зимы забивается излишний скот, чтобы его не нужно было кормить в трудное время; наступает короткий период избытка мяса у простого народа. Если сблизить эти события, то мы получим момент, идеальный для сброса психологического напряжения, накопившегося у "низших" слоëв за год. У древних римлян это называлось "сатурналии"; недельный праздник, когда все много едят. Тогда люди собираются, чтобы поесть вместе; где много едят, там и пьют, где пьют, там и развлекаются, где развлекаются, там и работают профессиональные развлекатели - актëры, шуты, жонглëры. В дни зимнего солнцестояния Солнце символически умирает, обычно на три дня, далее Инанну воскрешают специально обученные боги и всё идёт по-прежнему. Празднование собственно воскрешения божества может быть перемещено на другое время, как у христиан; нас сейчас интересует иное. Символическая смерть Солнца на несколько дней это, помимо прочего, смерть государственной власти, ассоциировавшейся с Солнцем задолго до Людовика XIV. На короткий срок всё, на чëм стоит мір, перестаëт существовать.
И чем оно сменяется? Своей противоположностью, конечно. Мір переворачивается, верх заступает место низа, и наоборот. Последние становятся первыми. Так, у древних римлян во время сатурналий патриций и плебей меняются местами, в пределах приличий, конечно. Концептуально в такой период общество переворачивается с ног на голову. Прежние правители уходят в тень, вместо них выдвигаются новые. Новые - это кто? Поставим себя на место карнавальной толпы. Кто ей ближе всего в этот момент, кто еë занимает и развлекает, кто ведëт еë за собой? Конечно, это площадной шут того или иного замеса. Именно его толпа и выберет своим врéменным правителем, если ей предложить сделать свой выбор. На многочисленных европейских карнавалах бургомистры и герцоги ненадолго уходили в отставку и их место занимали угодные толпе шуты. Бургомистров и герцогов это вполне устраивало; шуты не появлялись из ниоткуда, а весь остальной год веселили знать, поэтому прекрасно понимали, что им стоит позволять себе в местную разновидность сатурналии, что не следует. Шуты были хорошо подготовленными профессионалами, способными, с одной стороны, увлечь толпу, а с другой не позволить себе ничего такого, за что им приходилось бы расплачиваться перед знатью остальную часть года. Простолюдины же на короткое время получали "своего" правителя, при этом ели, пили и веселились, и это был их "политический отпуск", моральная компенсация за безправие в течение целого года. Это и есть великое политическое изобретение, не знаю где возникшее, но прижившееся в Европе. Ощущение народом времени как циклического было использовано для остроумного трюка, позволявшего стабилизировать общество, предотвращая социальные эксцессы.
Иногда, случается, люди недоумевают по поводу того, что на властные должности избираются комедианты того или иного пошиба. Понимая механику процесса, можно сказать, что присутствие клоунов в карнавальной, то есть демократической, власти это показатель еë здоровья и работоспособности.
Европейская демократия имеет ярко выраженный карнавальный характер; плебсу позволяют регулярно, в порядке осуществления чувства циклического времени, выбирать себе правителей из числа людей, возможно, совершенно не способных на государственную деятельность, однако умеющих увлечь толпу и при этом закулисно контролируемых подлинной властью, не перечащих ей. Всё, что мы знаем о демократии европейского типа, сводится к понятию карнавального политического переворота, осуществляемого по календарному расписанию.
Отметим, что часто встречающиеся претензии к демократии как к неэффективной форме правления нелепы и чрезвычайно далеки от сути вопроса, ведь демократия европейского типа это не форма правления, это технология защиты правления от неистовства стихии, предохранительный клапан. Совершенно неадекватны и претензии к избирателям как к неквалифицированным источникам политических суждений, ведь задача рядового избирателя в том, чтобы проголосовать за шута и быть счастливым. И уже работа квалифицированных людей - подобрать шутов, которые и народ повеселят, и знать не побезпокоят. Демократия европейского типа это мудрое и полезное установление, много тысячелетий при самых разных формах фактического правления обезпечивающая спокойствие и общественный порядок гуманными средствами.
Европа живёт при карнавальной демократии так давно, что просто не помнит себя иной и не способна отказаться от сего здорового начинания. Есть, однако, одна трудность. Существует опасность, что избранный в ходе карнавальной процедуры шут окажется серьëзным человеком. Подобное возможно в случае допущения власть имущими ошибки в суждении. Иногда они могут принять человека за клоуна по его повадке и по поступкам, совершëнным от богатства фантазии, а не по причине профессиональной необходимости. Некоторые серьëзные люди могут изображать актëров. Однажды Европа сильно ошиблась, позволив себе допустить к карнавальной власти человека, выглядевшего совершенным шутом - начинавшим как художник, прямо актëрствовавшим на трибуне, использовавшим гротескную патетику и статуарные жесты, увлекавшим толпу политической клоунадой, и притом в частной жизни бывшим довольно заурядным буржуа, склонным к банальной роскоши и растратам партийной казны. Познакомившись с таким человеком лично, посмотрев на его деятельность, даже вполне знающие и опытные люди могли обмануться и доложить по инстанции: "Это обычный тщеславный и жадный клоун, достаточно умный и энергичный, тяжко страдающий от своей недооценëнности, по происхождению совершенный плебей; в обмен на "принятие в высшее общество" он сделает всё, о чëм его попросят". Позднее Европа абсолютно не ошиблась в почти такой же оценке другого человека, и тот сдал врагам своей страны всë что мог. Подобная характеристика верна и описывает искомый предмет: шута, который будет увлекать толпу и слушаться знати. Обычно так и бывает, но иногда... Иногда тонко продуманная система отбора кандидатов даëт сбой, к власти приходит не карнавальный болванчик, а серьëзный человек, который рвëт нити, связывающие марионетку с кукловодом и начинает собственный спектакль. Что делать тогда?
Европа не знает, что делать тогда. В предыдущий раз, когда превосходно подготовленная кукла оказалась замаскированным человеком, Европа не смогла ничего предпринять; ей пришлось разгромить саму себя, чтобы только убить хитрого оборотня. На подобный случай у Европы нет плана "б". Европа не знает, что с подобным делать.
Однажды в одной европейской стране веселившаяся знать совершила настоящий карнавальный трюк, шутовской государственный переворот - сделала простолюдина "губернатором" местности, в порядке каверзы обозначенной как остров. Знать ожидала шутовского продолжения, но его не случилось - назначенный на должность простолюдин оказался серьëзным человеком, лишëнным склонности к театральности и клоунаде. Что дальше? Случилась трагедия? Отнюдь; дело окончилось благополучно. Всем повезло: серьёзно мыслившим плебеем был добряк Санчо Панса, оруженосец Рыцаря Львов, Алонсо Кихана Доброго. Это был единственный известный случай, когда ошибка в выборе шута для карнавала не привела к трагической развязке. Да и этот случай, в общем-то говоря, выдумка.
Что касается ныне живущих шутов, обнаруживающих в себе признаки серьëзности, то я не вижу в них и доли смирения и доброго нрава, которыми прославился Санчо Панса, поэтому не ожидаю от их клоунад ничего хорошего.
|
</> |