Проблема проекции (четвертое продолжение)
a-nikonov — 17.01.2014 Для начала развею некоторые мифы, которые прочно укоренились в головах читателей. Один из самых распространенных - будто мы думаем словами.Конечно, это не так. Если язык образует нашу мысль, то откуда он тогда взялся? Напротив! Язык есть результат мышления! Мышление придумало его для коммуникации с другими субъектами мышления. А с собой-то оно уж как-нибудь скоммуницирует!
Некоторые люди, которые знают два языка, порой не могут вспомнить, на каком языке они только что разговаривали или смотрели кино. Потому что они просто понимают смысл. А язык просто посредник. Музыкантам, глубоко погруженным в музыку, иногда кажется, что они мыслят звуками, а не словами. Художникам - что они думают красками.
Так чем же мы думаем?
Образами!
Иллюзия, будто мы думаем словами, возникает исключительно по причине того, что слова присутствуют в нашей жизни ежедневно. Практически ежеминутно - в общении с другими, в телевизоре, на экране компьютера, на рекламном щите, в радиоэфире... Представьте себе, что вы весь день перебирали гречневую крупу, отделяя хорошие зернышки от сраного черного говнеца. И вот вечером вы закрываете глаза и... что видите? Крупу, конечно! Она, сука, стоит перед закрытыми глазами такая, блядь, подробная!..
Итак, дырка от бублика, тень, сознание. Три идеальных объекта. Что их объединяет?
Возьмем, например, дырку от бублика. Она не существует, как реальный объект. Просто мы называем подобное образование дыркой. Дырок бывает много всяких. В стенке дырка, в ней живет мышка. В зубе дырка, в ней живет кариес. Ну и в бублике дырка!.. Вообще, придумывая какому-то объекту название, приписывая ему обобщающее слово, кодируя его, мы тем самым объект идеализируем (привет Платону!) Так мы и сотворили идеальный объект в виде дырки от бублика, мысленно и условно отделив дырку от бублика в нечто самостоятельное.
Тень. Тенью мы называем неосвещенное место. Чистая условность! Людям, этой условности не понимающим, но твердо убежденным в материалистических догматах (будто на свете есть только движущаяся материя), кажется, будто тень - это реальный материальный объект. И потому их разум возмущенный кипит, когда говоришь, что тень может перемещаться быстрее скорости света.
Однако, если вы осветите Луну мощный проектором, а потом щелчком закроете круглую шторку-задвижку перед объективом, по Луне пробежит полукруглая тень от этой задвижки, перекрывая свет. И поскольку Луна далеко, скорость тени превысит скорость света.
Ничего в этом удивительного нет, поскольку тень не материальна. Можно еще проще - у себя в идеальном сознании вы можете вообразить идеальный объект и наделить его сверхсветовой скорость. Будет тот же случай, что и с тенью!
И тут мы подходим к главному - к тому, что неявно объединяет все эти три объекта. Они все требуют участия наблюдателя!
Дырка - это произвольно названное нашим сознанием образование. Мы можем сквозь нее посмотреть и убедиться - дырка!
Тень - произвольно названное нами место, лишенное засветки. Тень действительно перемещается быстрее скорости света, но для этого нужен экран, на который мы проецируем свет, проводя опыт.
Сознание - это не электрический ток и не химические реакции в колбе нашего мозга. Сознание - это мир образов. Повторю: красного, боли, любви, озарения, красивого, скучного, автомобилей, столов, зданий, Луны в мозгу нет. Там - только реакции. А в сознании все перечисленное есть!
Сознание - это тень указанных сложнейших реакций. Правда, слово "тень" мне в данном случае не нравится, поскольку она серая и невзрачная, а мир внутри нас - красочный и объемный. Поэтому подберу другую метафору - проекция.
Мозг - физический проектор. Сознание - картинки. Проектор - это вовсе не картинки, которые он выдает. Картинки красивые, на них люди, собачки, домики. А проектор серый и железный. Это ясно?
Думаю, ясно.
Но каким-то образом из нашего рассмотрения в этой метафоре ускользнула важная деталь - экран.
На что проецирует свои картинки проектор? Что или кто является их воспринимателем? В опыте с тенью экраном была Луна. В случае с бубликом - воспринимателем идеального объекта были мы, окрестившие его дыркой. Всегда нужен некто или нужно нечто фиксирующее. А что или кто фиксирует проекцию мозгового проектора?
В этом и состоит главная загадка восприятия.
|
</> |