рейтинг блогов

Проба мечей

топ 100 блогов vikond6529.01.2022 Проба мечей p-12e

Ровно 90 лет назад, 29 января 1932 года, началась одна из "мини-войн" - прелюдий ко Второй мировой. В историю она вошла как "Шанхайский инцидент" или "Первая битва за Шанхай". Данный конфликт интересен тем, что в нем впервые в истории значительную роль сыграли авианосцы и их палубная авиация.

Все началось с того, что жители Шанхая, мягко говоря, не любившие японцев за их экспансионистскую политику, устроили беспорядки, избив пятерых японских монахов-попрошаек, а потом - спалив фабрику, принадлежавшую японскому коммерсанту. Такова была их реакция на недавний захват японцами Маньчжурии. Местной полиции удалось разогнать толпу, при этом погиб китайский полицейский. Однако японцы заявили, что китайские власти не в состоянии обеспечить безопасность иностранных граждан и предъявили Китаю ультиматум с требованием вывести из Шанхая войска и полицию, передав контроль над городом японской армии.

Китайцы, естественно, ответили отказом, тогда Япония без объявления войны начала вторжение. Ранним утром 29 января гидропланы E1Y и E41Y с авиатранспорта "Ноторо" бомбили пригороды Шанхая, убив множество мирных жителей. Впоследствии японцы заявили, что целью бомбардировки были казармы китайской армии, а на жилые кварталы бомбы упали чисто случайно. В тот же день неподалеку от Шанхая высадились семь тысяч японских морских пехотинцев. Захватив плацдарм, они развернули наступление, но вскоре были остановлены дислоцированными в этом районе частями 19-й китайской армии.

Через несколько дней к китайскому побережью подошли авианосцы "Кага" и "Хосё", доставившие в зону боев палубные бомбардировщики "Мицубиси" В1М и истребители "Накадзима" A1N2 (лицензионная копия английского истребителя Глостер "Геймкок"). Новые силы японской авиации сразу включились в боевые действия, совершая налеты на город и на позиции китайских войск.

Китайцы располагали в районе Шанхая всего двумя истребителями Блэкборн "Линкок". 5 февраля они пытались перехватить очередную волну бомбардировщиков, но истребители сопровождения отбили атаку, сбив одного из противников и повредив второго. Это были первые воздушные победы японских ВВС. Китайцы заявили, что их пилотам удалось сбить один бомбардировщик, однако японцы это отрицают.

19 февраля на шанхайский аэродром Хунцяо прилетел из Нанкина истребитель "Боинг-218" (экспортная модификация истребителя "Боинг" Р-12), пилотируемый американским летчиком Ричардом Шортом. Этот самолет был куплен китайцами для ознакомления и оценки, а Шорт заключил контракт на демонстрационные полеты. Но когда японцы начали бомбить Шанхай, он предложил свои услуги в качестве летчика-истребителя, хотя, не имел соответствующих навыков и никогда не обучался воздушной стрельбе. Неизвестно, что им двигало - стремление защитить от бомбежек мирное население, тяга к опасным приключением или просто желание дополнительно подзаработать.

Уже в день прибытия Шорт вылетел на перехват и атаковал группу японских бомбардировщиков, но из-за неумения стрелять ни в кого не попал. Зато ему удалось ускользнуть от трех японских истребителей и благополучно вернуться на аэродром. Вероятно, сыграло роль то, что максимальная скорость его "Боинга" составляла 300 км/ч, а японских "Геймкоков" - всего 250, поэтому догнать его они просто не могли.

22 февраля состоялся второй и последний воздушный бой Ричарда Шорта. Над железнодорожной станцией Сучоу он атаковал звено В1М, подойдя к нему снизу-сзади и открыв огонь по головной машине с кабрирования на дистанции всего около 100 метров. В этот раз ему удалось попасть. На бомбардировщике был убит штурман - лейтенант Сацумо Котани и ранен стрелок-радист, однако, самолет не был сбит, а уцелевший пилот привел его на авианосец.

Тройка эскортных истребителей, воспользовавшись тем что при атаке Шорт убавил скорость, взяла его "в клещи" а ведущий звена лейтенант Нокидзи Икута успел дать меткую очередь. Вероятно, он тяжело ранил пилота, так как "Боинг" сперва вильнул вбок, уклоняясь от огня, но через несколько секунд опрокинулся на крыло и, беспорядочно кувыркаясь, рухнул на берегу протекавшего внизу канала. Японцы описали несколько кругов над местом падения, проверяя, не вылезет ли пилот из-под обломков, чтобы его добить, а наблюдавшие за боем китайцы приняли эти виражи за знак уважения погибшему летчику.

Шорту было посмертно присвоено звание полковника китайских ВВС, а его подвиг, не жалея ярких красок, описали все ведущие китайские газеты. Разумеется, они написали, что бомбардировщик он таки сбил, а потом еще и подбил истребитель.

23 февраля японцы, уже не встречая противодействия, вновь бомбили Сучоу и штурмовали аэродром Хунцяо, уничтожив стоявший там поврежденный "Линкок". 25-го китайское командование распорядилось перебросить в Шанхай из центральных районов все боеспособные ударные самолеты, чтобы организовать налет на японские авианосцы. Поскольку Хунцяо, был уже "засвечен", для их базирования выбрали другую полщадку - Цзяньтао, также расположенную неподалеку от города. На следующий день туда прилетели восемь двухместных истребителей-бомбардировщиков "Юнкерс" К-47 и несколько легких бомбардировщиков Воут V-92C "Корсар".

Однако буквально через несколько часов после их прилета японцы подвергли аэродром интенсивной бомбардировке. Скорее всего, об отправке авиагруппы и местоположении аэродрома им сообщил агент-информатор в китайском штабе. В результате авиаудара на земле было уничтожено шесть самолетов, а еще один "Юнкерс" и "Корсар", пытавшиеся взлететь под бомбами, японские истребители "срезали" в наборе высоты. После этого ни о каком рейде на авианосцы речи уже не было. Японцы потеряли один самолет, сбитый зенитчиками, и это была единственная безвозвратная боевая потеря их авиации за время конфликта.

К началу марта, нарастив десантную группировку до 100 тысяч человек, японцы при поддержке с воздуха полностью зачистили Шанхай от китайских войск и полиции. 5 марта было заключено перемирие, в соответствии с которыми китайские вооруженные формирования отводились на 20 километров от города, перешедшего под контроль международных сил по поддержанию мира и правопорядка. Установить свою власть в Шанхае японцам тогда не удалось, так как против этого единогласно выступила Лига Наций, а с ее мнением в Токио пока еще считались. Через пять лет японская императорская армия вторично захватила Шанхай, но это уже другая история.

На заставке - бой Ричарда Шорта с японскими истребителями в изображении современного китайского художника.

Проба мечей cv-kaga-1930
Авианосец "Кага" в конфигурации 1932 года. Впоследствии его кардинально перестроили, убрав орудийные башни и нарастив полетную палубу на всю длину корпуса.

Проба мечей Japanese_aircraft_carrier_Hosho1924
Авианосец "Хосё". Хорошо видны характерные для этого корабля поворотные дымовые трубы.

Проба мечей notoro
Гидроавиатранспорт "Ноторо".

Проба мечей e1y-1
Разведывательно-бомбардировочный гидроплан E1Y с "Ноторо" - участник первого налета на Шанхай.

Проба мечей Type13B1M
Легкий бомбардировщик В1М с авианосца "Кага".

Проба мечей HighFlight-RobertShortChina6
Истребитель A1N2 с "Хосё".

Проба мечей lincock-7
Истребитель Блэкборн "Линкок".

Проба мечей Boeing_218
"Боинг-218" Ричарда Шорта.

Проба мечей 1024px-Ikuta_air_pt.jpg-nggid012-ngg0dyn-0x0x100-00f0w010c010r110f110r010t010
Японские летчики - участники боя с Шортом. В центре - лейтенант Нокидзи Икута.

Проба мечей A1N2
А1N2 с авианосца "Кага", возможно, принадлежавший Икуте.

Проба мечей EmxFLin9bIY
Истребитель-бомбардировщик "Юнкерс" К-47 китайских ВВС.

Проба мечей kTDihH_MHW8
Китайский экипаж К-47 готовится к вылету.

Проба мечей 143QWN6-30
Китайские зенитчики в Шанхае с автоматической пушкой "Эрликон".

Проба мечей ID_59-2pcfsh1police181.jpg
Жители Шанхая, убитые и раненые при бомбардировке города.

Проба мечей BombingSapaju
Карикатура на бомбардировки Шанхая, нарисованная русским белоэмигрантом Георгием Сапожниковым, проживавшим в международном сеттльменте этого города и рисовавшим картинки для местной англоязычной газеты "Норт Чайна Дейли Ньюс". Честно говоря, я не понял смысла подобного юмора. Во всяком случае, ясно, что жертвам налетов автор рисунка явно не сочувствовал.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Смотрите, у нас есть крутые аудиоролики о троллейбусах Про Городские Проекты это обязательное требование если на радио размещать, поэтому добавили Они у нас есть разной длины — 15 секунд, 30 секунд, минута, 3,5 минуты и 10 минут. С разным уровнем детализации. Все озвучил Игорь Кирил ...
«Мы заставим Путина пожалеть о том дне, когда он посмел оспорить лидерство Америки». Чуваку заменили в бумажке слово "господство" на "лидерство", но ему всё равно. Америка – «Град Божий на Холме», избранная богом страна, к которой должны быть устремлены взоры всего остального ...
Помните женщину, которой Медведев довольно бесцеремонно и бессовестно посоветовал “держаться”? Эта его фразочка стала мемом – денег нет, но вы держитесь. Кто только ее не цитировал, а сегодня – вуаля, вспомнили о той, которой она предназначалась. Пенсионерка из Крыма. Впрочем, таких ...
...это называется - увидел. Вдруг я увидел, почему Украина, и шо собственно делали спецслужбы России. Не, я не то чтобы "не верил власти", говорят - Украина, значит - Украина... но сам не понимал, точнее - не видел, и вдруг увидел, почему. И теперь хрен сотрешь, я вижу - веревка ...
"Вопрос об адвокате. Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Заранее им объяв­лять: если ты, сукин сын, позволишь себе хоть самомалейшее неприличие или ...