Про значение слова Русь в 11-15 веках
new_rabochy — 17.08.2024Дремучий невежда и клинический идиот GRINDFILD сделал очередной пост на тему в которой ничего смыслит. И не думайте, будто я оскорбляю данного персонажа, когда я пишу дремучий невежда это лишь констатация факта его малообразованности, а когда пишу клинический идиот, я имею ввиду медицинский диагноз. С точки зрения медицины идиотия – это врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние общего недоразвития психики с выраженным отсутствием интеллектуальных способностей. Идиотизм крайняя степень умственной отсталости. Мышление, речь, память практически неразвиты. Эмоции очень примитивны. Часто выявляется немотивированная агрессия. Все эти признаки демонстрирует GRINDFILD .
Да ладно бы он при этом молчал в тряпочку, но пациент лезет рассуждать про историю. Ранее он носился параноидальным бредом утверждая, будто русский язык это болгарский, потом я ознакомил его с лекциями покойного академика Зализняка, где разоблачается бред про болгарский, но пациент ухватился в этих лекциях за одну единственную фразу, о том что жители средневекового Новгорода вплоть до 14 века не относили свой город к Руси. Проблема невежественного пациента в том, что он не знает контекста и может лишь вырывать из чужой речи отдельные фразы, а далее носится с ними, как тузик с грелкой.
Специалисты по истории Древней Руси давно выяснили, что в средневековых русских текстах существовало два понятия Руси (Русской земли) – Русь в узком смысле и Русь в широком смысле.
Академик Б.А Рыбаков пишет на эту тему: «Давно и многократно отмечалась исследователями двойственность смыслового значения при употреблении летописцами слов «Русь», «Русская земля». С одной стороны, они обозначали всю совокупность восточнославянских земель в их этнографическом, языковом и политическом единстве, свидетельствуя о сложении древнерусской народности на огромном пространстве от Карпат до Дона и от Ладоги до «Русского моря». В этом смысле Русская земля противопоставлялась полякам, чехам, венграм, половцам, византийцам как в этническом, так и в государственном отношении. В эпоху феодального дробления Руси, в XII—XIII вв., несмотря на существование нескольких десятков княжеств, единство русской народности очень хорошо осознавалось и находило отражение в терминологии — вся Русская земля противопоставлялась обособленным вотчинам враждовавших князей.
Таково одно значение слов Русь и Русская земля. Наряду с ним в одних и тех же источниках встречается несравненно более узкое определение Руси: Киевская земля, Среднее Приднепровье.»
Академик Д.С. Лихачев пишет о том, что «наиболее древним, основным значением «Русь» и «русьский» является значение общее, обращенное ко всем русским землям и ко всему русскому народу в целом». Его точка зрения вполне подтверждается исследованием Ирины Витальевны Ведюшкиной, которое опубликовано в 1995 году в историческом журнале «Древнейшие государства Восточной Европы» (1992-93). Ведюшкина проанализировала частоту применения термина Русь в широком и узком смысле слова в русских летописях. Обнаружилось, что в тексте «Повести временных лет» на 270 упоминаний слов «Русь» и «Русская земля» нет ни одного упоминания в узком смысле слова. Русь в узком смысле появляется в «продолжениях» ПВЛ описывающих более поздний период, когда единая Русь окончательно распалась на обособленные земли.
Период пика раздробленности на Руси (с 1132 года по первую треть 13-го века) совпадает с наибольшей частотой упоминаний Руси в узком смысле. Так в Ипатьевской летописи после ПВЛ на 282 упоминания Руси 67 безусловно узких и все они относятся к периоду 1140-1198 гг. В Лаврентьевской летописи после ПВЛ на 94 упоминания Руси 43 узких, относящихся к периоду 1139-1249 гг.
В этот период наиболее острой борьбы князей за великокняжеский стол из Руси «выписывали» и «выписывались» не только Новгород, но и Галич, Смоленск, Владимир-Волынский, а иногда сам Киев.
Не относился к Руси и Владимир-Волынский. В описании похода Ольговичей на Владимир-Волынский в 1144 г. противопоставляются волынские войска русским.
Овруч (современная Житомирская область), который был княжеским доменом Рюрика Ростиславича, и когда он уезжал из Киева в Овруч, летописец говорил об отъезде его из Руси.
Берлад. Андрей Боголюбский посылает сказать Давиду Ростиславичу Смоленскому: «А пойди в Берлад, а в Руськой земли не велю ти быти». Уделом Давида в Руси был Вышгород.
Ведюшкина показывает, что противопоставления «узкой» Руси (Среднего Поднепровья) остальной Руси появляются лавинообразно, укладываются в отрезок длиной примерно в 100 лет, и так же быстро затухают ещё до появления монголов.
Среди населения Новгорода, судя по берестяным грамотам, противопоставление себя Руси в узком смысле задерживается до 14 века, но в поздний период под Русью новгородцы понимали уже Северо-Восточную Русь - Суздальскую землю. Причём во внешних сношениях Новгородская республика отождествляла себя с Русью (в широком смысле слова) всегда. Приведу отрывок из Мирного Договора Новгорода с немецкими послами 1189 - 1199 гг.: «Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, Русь и Немци, то вергуть жеребее, кому ся выимьть, роте шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ Варягу на Русине или Русину на Варязе, а ся его заприть, то 12 мужь послухы: идеть роте, възметь свое.»
В 13 веке прежняя русская земля в узком смысле запустела после разорения монголами и центр Руси перемещается на Северо-Восток во Владимиро-Суздальскую землю, где теперь располагался великокняжеский стол, а с 14 века и митрополичья кафедра, что немедленно отражается в летописях.
К 14 веку ситуация меняется. Русь узком смысле это территория под верховной властью князей Рюриковичей. Вот летописное описание битвы литовского князя Витовта с ханом Тимур-Кутлугом на реке Ворскле в 1399 году.
Здесь Москва однозначно Русская земля, а вот Киев, Полоцк, Брянск, Смоленск, Рыльск, Бельск, Волынь, увы, не русская, а литовская.
Сохранилось в 14 веке и более широкое понимание русской земли, но уже как территории, где доминирует православное вероисповедание и богослужение ведётся на церковнославянском языке. Именно исходя из такого понимания составлен «Список русских городов дальних и ближних», который являет собой своеобразное приложение географического характера помещаемое в русских летописях и летописных сборниках 15-17 веков и начинающееся обычно словами «А се имена всем градом рускым далним и ближним». В «Списке» перечислены названия городов с указаниями на наличие каменных стен. Всего в нём упомянуто 356 городов. Исходя из дат основания и политической принадлежности тех или иных городов, В.Л. Янин датировал исходные данные «Списка» 1375—1381 годами. Помимо городов собственно Руси, в «Списке» фигурируют многие города Болгарии, Молдавии, Польши и Литвы. Вот как эти территории выглядят на карте.
Что их объединяет? Как раз вышеупомянутое - православие и использование церковнославянского языка в богослужении. Такова эволюция термина Русь в период Средневековья, а происхождение самого слова и его значение до христианизации я разберу в другой раз.
|
</> |