Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

топ 100 блогов onepamop09.06.2017
Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В мае 2017 года мне случилось дважды посетить федеральное государственное учреждения культуры — Центральный музей Военно-Воздушных Сил в подмосковном посёлке Монино. Как малограмотно сообщалось на сайте monino.ru (позже выяснил, что этот сайт к музею отношению не имеет, а настоящий сайт ЦМ ВВС находится по адресу moninomuseum.ru ), «посетив Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино, Вы получите неизгладимое впечатление от уникальной авиационной, экспозиции расположенной более чем на 20-ти гектарах площади в живописном районе Подмосковья, испытаете чувство национальной гордости за достижения отечественной науки и техники, воплотившиеся в крылатых экспонатах размещённых на территории Центрального музея ВВС».

В ЦМ ВВС перед майскими праздниками было хорошо и просторно. Праздного народу на открытой площадке немного, погода тёплая и солнечная. От ангаров к самолётам за ограждением то и дело сновали разновозрастные люди с бэджами «волонтёр» на груди. Однако испытать национальную гордость с первого раза у меня не получилось, скорее ощутил национальные грусть и недоумение. Потому поехал в Монино во второй раз, чтобы предметно поговорить с волонтёрами, ведущими активную деятельность по сохранению экспонатов музея. Хотелось посмотреть что же именно делают в свой выходной день люди, называющие себя авиареставраторами и друзьями монинского музея и получить у них ответ на простой вопрос: музей ВВС сегодня скорее жив или скорее мёртв?



Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС Про волонтёров монинского авиамузея ВВС Про волонтёров монинского авиамузея ВВС Про волонтёров монинского авиамузея ВВС Про волонтёров монинского авиамузея ВВС



Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёры ЦМ ВВС в Монино выходят на субботники, как ни странно, по субботам. Работают бесплатно. Примерно с 10 утра и до вечера.

На территории музея находится смотровая площадка площадью в 20 гектаров, на которой размещены десятки самолётов, в том числе уникальные, единственные или обладающие удивительными личными историями. Обычным явлением стало добровольное «закрепление» каких-то машин за определёнными добровольцами. Ремонтным работам над «своими» подшефными самолётами волонтёры уделяют основное время. Но и коллективный труд, иногда непрофильный или авральный исключением из правил не назвать.

В одну из суббот удалось понаблюдать за ходом работ добровольных помощников на нескольких музейных самолётах.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Первым на стоянке, куда обычных посетителей уже не пускают, стоит Як-40.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Самолёт под присмотром, реставрируется волонтёрами с 2006 года, потому, как видно, находится в хорошем состоянии.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Экстренного присмотра Як-40 не требует, пока что достаточно как следует проветрить салон и пропылесосить полы. Работы ведёт волонтёр музея Мария Тараненко.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

За Яком стоит Ту-104А. Первый советский реактивный пассажирский самолёт.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Так сложилось, что все серийные пассажирские самолёты ОКБ Туполева после Ту-104 получали трёхзначные индексы с четвёркой на конце.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Самолёт активно реставрируется волонтёрами снаружи и внутри.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Снять элементы остекления кабины можно только со стремянки. Которую тоже необходимо поддерживать в рабочем состоянии.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Высотные работы ведёт волонтёр Владимир Сидорчук.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

На лайнере Ту-104А волонтёры планируют целиком снять остекление кабины экипажа.
Постоянные протечки оборачиваются плесенью и коррозией, так что в ближайшей перспективе самолёт ожидают вскрытие, полная зачистка и герметизация кабины и иллюминаторов фюзеляжа.
Без этого приступать к реставрации кабины бессмысленно.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Внутри фюзеляжа Ту-104А.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Ту-104А реанимируют волонтёры Егор Мейслер и Влад Щуровский.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Штурманское кресло. Присел в него, осмотрелся. Тут, как нигде ощущается, что гражданский пассажирский лайнер создавался на базе тяжёлого военного двухмоторного многоцелевого самолёта-ракетоносца.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Рабочее место штурмана-бомбардира.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Дальше, в глубине «авиазапасников» стоит легенда советской авиации, Ил-18. Не так давно мне пришлось на таком полетать.
Самолёт построен в 1961 году на московском машиностроительном заводе «Знамя Труда», в Монино прилетел своим ходом летом 1977 года.
Выполнил 13718 полётов, налетав 34998 часов. Это почти 48 месяцев или, без малого, 4 года в воздухе. Солидно!

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В 2002 году в самолёте по невыясненным причинам случился пожар. Пожар своевременно потушили, но весь интерьер выгорел.
Несмотря на запущенную внешность и почти полную утрату внутреннего оборудования, волонтёры приняли решение взяться за Ил-18 и вернуть его в строй музейных экспонатов.
Шефство над самолётом взяли Юлий Кудрявцев и его товарищи.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Куча под плоскостью — мусор, который регулярно выгребают из 2-го салона по мере продвижения реставрационных работ.
Если 1-й салон пострадал, в основном, от действий вандалов, то 2-й выгорел почти полностью и был очищен волонтёрами от сгоревшей внутренней обшивки до металла.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Юлий Кудрявцев: «Мы восстановим первозданный вид пилотской кабины и первого пассажирского салона этого легендарного лайнера. Оставшаяся часть салона будет освобождена от безвозвратно повреждённых элементов отделки и законсервирована подобно тому, что сделано в Як-42 на ВДНХ. В результате работ мы собираемся восстановить самолёт до экспозиционного состояния, не забывая также и про его внешний вид».

По ссылке — журнал, где Юлий публикует новости о восстановлении Ил-18.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В пилотской кабине.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Последствия возгорания и развандаливания в самолёте оказались серьёзными, но, по мнению Юлия, не летальными. Кабина подлежит восстановлению.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

На мой вопрос о практических перспективах реставрации Юлий ответил в духе «глаза боятся, а руки делают». Перспективы обозримы, желание привести самолёт в презентабельный вид есть, что делать — понятно.
Честно говоря, позавидовал оптимизму Юлия.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Поскольку самолёты такого типа до сих пор эксплуатируются, например в ВВС РФ, машины списываются и иногда с «доноров» получается добыть какие-то запчасти до утилизации. Что-то может попасться и из прочих источников, например вот такую верхнюю приборную панель для кабины пилотов прислали доброжелатели из Питера.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Осмотрев Ил-18 снаружи и внутри, отправился к стоянке Ту-144.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Осенью 2014 года музейный Ту-144 выглядел не лучшим образом. Неопрятно он выглядел, не по чину.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Сейчас он заново окрашен снаружи, а внутри самолёта работы всё ещё продолжаются. Один из самых интересных экспонатов музея, а в салон советского «суперсоника» все желающие могут попасть в дни открытых дверей.

Есть у монинского Ту-144 свой живой журнал — по ссылке.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Самолёт 1975 года постройки занял своё место в музее 29 февраля 1980 года. В самолёте неоднократно побывали охотники до «ничьих» цветных металлов и самолёт внутри основательно разворотили.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Знаменитые «крылышки» Ту-144 или ПГО, убирающееся на время полёта Переднее Горизонтальное Оперение. Выпущенные «крылышки» позволяли существенно увеличить маневренность сверхзвукового самолёта и уменьшить его скорость при посадке до приемлемой.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёры музея Андрей Трифонов и Семён Клейман.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В этот день волонтёры проводили работы в носовом обтекателе и я, конечно, не преминул воспользоваться возможностью и побывать в самом носу Ту-144.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Забраться в самолёт можно по специальной стремянке.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Идёт плановая диагностика узлов, которую нужно проводить каждый год по весне.
Внутри находится механизм, позволяющий вручную опустить и поднять «нос». Конечно, только на земле, в воздухе такое проделать невозможно.
Любопытная подробность: на электротяге нос Ту-144 опускается-поднимается примерно за минуту, а до того, как восстановили электропривод, внутрь приходилось залезать волонтёру и пару часов вот так крутить ручку.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Разворачиваюсь с камерой в другую сторону.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёр Сергей Чечёткин. Его золотыми руками восстановлена вся электрика на Ту-144: свет во всех трёх салонах и кабине, электропривод опускания-подъёма носа, выпуск крылышек, выпуск посадочных фар. Сейчас бригада Ту-144 возвращает в строй БАНО (бортовые аэронавигационные огни): справа огни уже действуют, над левыми пока идёт работа.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Из обтекателя переместились в кабину экипажа. Приборные панели восстанавливали долго и с большим трудом, большинство разбитых и украденных приборов купить просто невозможно, но кое-что нашлось, что-то заменили аналогами и муляжами, пустоты загородили временными заглушками.

Часть повреждённых рукояток напечатали на 3-D принтере, «новодельные» детали в этом случае лучше, чем пустое место.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Пользуясь случаем, взгромоздился на место КВС и подержался за штурвал.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Командирский штурвал.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёры сумели восстановить большую часть электрики в кабине экипажа.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Рабочее место второго пилота.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Из кабины экипажа перешли в пассажирский салон.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В салоне «люкс». Сейчас здесь светло, чисто и удобно. С особым тщанием отнеслись к восстановлению обшивки кресел. Кресла оказались очень уютными, в современных бизнес-классах таких нет.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Ответ на этот очень распространённый среди экскурсантов вопрос обычно дают ещё до того, как сам вопрос прозвучит.
Да, так и было задумано, пестрота исторически достоверна. Возможно, чтобы избежать психологически напрягающей тоннельности восприятия одноцветных рядов одинаковых кресел.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

На креслах лежат самодельные мешки с расфасованным силикагелем. Влажность в Ту-144 стремятся регулировать любыми доступными способами.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Пассажирский салон туристического класса. Эти и прочие кресла были полностью отреставрированы, сгнивший поролон заменён на новый наполнитесь, чехлы перетянуты.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Когда поднимитесь в салон Ту-144 по трапу, обратите внимание на бетонированный пандус. Он тоже сделан руками волонтёров, чтобы посетители музея могли комфортно подниматься на борт Ту-144. На такие мелочи мало кто обращает внимание, а без них трап к самолёту толком и не подогнать.

Что касается количества посетителей музея, то сведения о них разнятся. Википедия оценивает поток гостей как 150 тысяч человек ежегодно, а сайт МО РФ указывает на более чем 250 тысяч человек в год.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В конце рабочего для волонтёров субботнего дня добрались до трудяги Ан-24.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Работы на Ан-24 были уже окончены, но ребята любезно выделили мне 15 минут на осмотр и съёмку.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В салоне Ан-24.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

В кабине экипажа ещё предстоит сделать немало. Все подлежащие реставрации приборы были сняты.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Одна из текущих задач на Ан-24 — вернуть человеческий облик и прозрачность элементам остекления кабины экипажа. Потом, естественно, их надо установить по местам и заново загерметизировать.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Штурвал второго пилота. Такие штурвалы иногда продают в интернете, за встретившийся мне экземпляр просили 20000 рублей. Не каждый волонтёр может себе позволить такую роскошь.
Но нередко приходится идти и на такие траты.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

На Ан-24 работают волонтёры Денис Шаламов и Дэн Савченко.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Пока я ходил по самолётам, волонтёры при помощи тягача передвигали демилитаризованный комплекс ПВО. В летние месяцы запланированы перестановки самолётов, а пусковая платформа зенитно-ракетного комплекса С-300 им может помешать.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Подкачка шин на колёсах платформы.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Видавший виды КрАЗ. Пока что на ходу. Это единственный мощный тягач в музее, волонтёры вернули его из небытия и стараются поддерживать машину в рабочем состоянии. Без него перекатка тяжёлых самолётов по стоянке будет просто невозможна. Известная сложность с эксплуатацией КрАЗа — отсутствие запчастей. Пока тягач спасают хитрость, смекалка и упорство волонтёров.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Наверное, самый юный из встреченных в тот день волонтёров — Руслан Боровик. 14 лет. Товарищами характеризуется положительно :).

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

На этом наблюдение за друзьями авиамузея временно прерву. У музея, как выяснилось, помимо друзей-энтузиастов, есть и враги. Самые главные из них — люди.

Сам ЦМ ВВС — филиал Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации, что расположен в Москве, на улице Советской Армии. В своё время приведением в порядок внешнего вида музейных бронеэкспонатов, расставленных на открытой площадке (по данным музейного сайта — «более 150 образцов вооружения и боевой техники. В том числе бронетанковой техники - 39 единиц, техники и вооружения ВМФ - 25 единиц, самолетов и вертолетов - 18 единиц, техники инженерных войск - 6 единиц, артиллерийских систем, ракетных комплексов и ракет различного назначения - 60 единиц, трофейных орудий периода Гражданской войны 1918-1922 гг., а также орудий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - 6 единиц») этого известного столичного музея, занялись сообща сотрудники музея и волонтёры при финансовой и информационной поддержке компании Wargaming. И такого рода работы результативно ведутся до сих пор. Вот бы этот успешный «танковый» опыт перенести на авиамузейные экспонаты!

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёры очищают от старой краски танк на открытой площадке ЦМ ВС РФ в Москве.

Про волонтёров монинского авиамузея ВВС

Волонтёры, сотрудник музея Вооружённых Сил и исторический консультант Wargaming Юрий Пашолок у отреставрированных танков.

Но есть, как говорится, нюансы. Прямо при входе любому посетителю станет понятно: музей ВС РФ круглосуточно охраняется. В том числе сотрудниками полиции. Вокруг музея установлен серьёзный забор и технические средства контроля периметра имеются, видел даже служебных собак как-то. Попытка несанкционированно забраться внутрь какого-нибудь экспоната точно закончится неудачно и без последствий не останется. Сломать и испортить что-то просто не позволят. Серьёзный подход, как на военном объекте.

А вот в Монино до сих пор вандальные набеги считаются делом практически обыденным. Охрана на открытой площадке ЦМ ВВС, разумеется, есть, да процесс «охранения» экспонатов почему-то пока не идёт. Волонтёры были вынуждены взять на себя оборудование периметра выставочной экспозиции осветительными приборами, нашли спонсора и колючую проволоку, сами обнесли проволокой забор. Следующий этап — установка охранной сигнализации разных типов на самолётах. Естественно, за свои деньги и в меру своего понимания этой специфики. Заодно привычным делом в музее стали постоянные операции по сниманию и установке приборных панелей в самолётах. Снял, убрал под замок — на день открытых дверей опять установил. Потом опять снял и спрятал. Удобно и ценностям ничего не угрожает.

Что будет, если этого не делать? Примерно то же самое, что уже не раз случалось: в самолёт проникают ловкие и умелые граждане с целью нагадить, бесцельно сломать что-нибудь, устроить поджог или украсть что-нибудь из приборов. Иногда всё перечисленное совмещают, неизменно оставаясь неустановленными и безнаказанными. Из свежих примеров — кабина Ил-86 у ангара номер 7. Разграбили, разломали, ответственности в который раз никто не понёс. Звучит как-то уж совсем странно, но на практике всё вот так.


Второй злобный враг авиатехники — птицы. А именно мелкие представители семейства врановых под названием «галки». И примкнувшие к ним. Эти дружелюбные, высокосоциализированные, ловкие и умные птицы гнездятся парами и стаями прямо в ангарах. Вы обязательно встретите их во время посещения музея. Соседство с птицами для самолётов и волонтёров оборачивается печалями. Экспонаты, если их не прикрывать брезентовыми или пластиковыми чехлами, покрываются слоем птичьего помёта, галки с удовольствием расклёвывают мягкую обшивку некоторых самолётов, могут сообща выдолбить герметик в оконной раме и выдавить стекло, чтобы обеспечить себе беспрепятственный доступ в ангар. Как тут не восхититься птичьим интеллектом.

Про волонтёров монинско

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Фильмы с участием актера — на Венецианском фестивале: в основном конкурсе и экспериментальном «Горизонты экстра». Кадр из фильма «Мама, я дома» Лента Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал » — среди претендентов на «Золотого льва», об этом на ...
Приехав в Хабаровск, я впервые увидела Амур. Сначала он показался мне серым и неприветливым, но постепенно раскрыл передо мной свою спокойную красоту. Амур - одна из самых длинных и широких рек России, его длина составляет около 3000 км. Это не только русская река, но и китайская. ...
Никогда не думала, что при помощи тюбика зубной пасты и щетки можно изобразить некую порнографию ;-) Приятных снов, в общем ;-) ...
Наступила первая суббота в сентябре, она же — первая суббота в этом учебном году, и посоветовать вам что-нибудь почитать просто само мироздание велит. Опять же, традиция, которую ...
Почему вообще люди начинают писать книги? Многие авторы говорят, что быть писателем - значит жить. У других - "это творческий зуд перед чистым листом". Кто-то считает, что "писатель – это человек, в душе у которого живут, создаваемые им время от времени, миры. У него есть возможность и ...