Про волонтёров монинского авиамузея ВВС
onepamop — 09.06.2017В ЦМ ВВС перед майскими праздниками было хорошо и просторно. Праздного народу на открытой площадке немного, погода тёплая и солнечная. От ангаров к самолётам за ограждением то и дело сновали разновозрастные люди с бэджами «волонтёр» на груди. Однако испытать национальную гордость с первого раза у меня не получилось, скорее ощутил национальные грусть и недоумение. Потому поехал в Монино во второй раз, чтобы предметно поговорить с волонтёрами, ведущими активную деятельность по сохранению экспонатов музея. Хотелось посмотреть что же именно делают в свой выходной день люди, называющие себя авиареставраторами и друзьями монинского музея и получить у них ответ на простой вопрос: музей ВВС сегодня скорее жив или скорее мёртв?
Волонтёры ЦМ ВВС в Монино выходят на субботники, как ни странно, по субботам. Работают бесплатно. Примерно с 10 утра и до вечера.
В одну из суббот удалось понаблюдать за ходом работ добровольных помощников на нескольких музейных самолётах.
Первым на стоянке, куда обычных посетителей уже не пускают, стоит Як-40.
Самолёт под присмотром, реставрируется волонтёрами с 2006 года, потому, как видно, находится в хорошем состоянии.
Экстренного присмотра Як-40 не требует, пока что достаточно как следует проветрить салон и пропылесосить полы. Работы ведёт волонтёр музея Мария Тараненко.
За Яком стоит Ту-104А. Первый советский реактивный пассажирский самолёт.
Так сложилось, что все серийные пассажирские самолёты ОКБ Туполева после Ту-104 получали трёхзначные индексы с четвёркой на конце.
Самолёт активно реставрируется волонтёрами снаружи и внутри.
Снять элементы остекления кабины можно только со стремянки. Которую тоже необходимо поддерживать в рабочем состоянии.
Высотные работы ведёт волонтёр Владимир Сидорчук.
На лайнере Ту-104А волонтёры планируют целиком снять остекление кабины экипажа.
Постоянные протечки оборачиваются плесенью и коррозией, так что в ближайшей перспективе самолёт ожидают вскрытие, полная зачистка и герметизация кабины и иллюминаторов фюзеляжа.
Без этого приступать к реставрации кабины бессмысленно.
Внутри фюзеляжа Ту-104А.
Ту-104А реанимируют волонтёры Егор Мейслер и Влад Щуровский.
Штурманское кресло. Присел в него, осмотрелся. Тут, как нигде ощущается, что гражданский пассажирский лайнер создавался на базе тяжёлого военного двухмоторного многоцелевого самолёта-ракетоносца.
Рабочее место штурмана
Дальше, в глубине «авиазапасников» стоит легенда советской авиации, Ил-18. Не так давно мне пришлось на таком полетать.
Самолёт построен в 1961 году на московском машиностроительном заводе «Знамя Труда», в Монино прилетел своим ходом летом 1977 года.
Выполнил 13718 полётов, налетав 34998 часов. Это почти 48 месяцев или, без малого, 4 года в воздухе. Солидно!
В 2002 году в самолёте по невыясненным причинам случился пожар. Пожар своевременно потушили, но весь интерьер выгорел.
Несмотря на запущенную внешность и почти полную утрату внутреннего оборудования, волонтёры приняли решение взяться за Ил-18 и вернуть его в строй музейных экспонатов.
Шефство над самолётом взяли Юлий Кудрявцев и его товарищи.
Куча под плоскостью — мусор, который регулярно выгребают из 2-го салона по мере продвижения реставрационных работ.
Если 1-й салон пострадал, в основном, от действий вандалов, то 2-й выгорел почти полностью и был очищен волонтёрами от сгоревшей внутренней обшивки до металла.
Юлий Кудрявцев: «Мы восстановим первозданный вид пилотской кабины и первого пассажирского салона этого легендарного лайнера. Оставшаяся часть салона будет освобождена от безвозвратно повреждённых элементов отделки и законсервирована подобно тому, что сделано в Як-42 на ВДНХ. В результате работ мы собираемся восстановить самолёт до экспозиционного состояния, не забывая также и про его внешний вид».
По ссылке — журнал, где Юлий публикует новости о восстановлении Ил-18.
В пилотской кабине.
Последствия возгорания и развандаливания в самолёте оказались серьёзными, но, по мнению Юлия, не летальными. Кабина подлежит восстановлению.
На мой вопрос о практических перспективах реставрации Юлий ответил в духе «глаза боятся, а руки делают». Перспективы обозримы, желание привести самолёт в презентабельный вид есть, что делать — понятно.
Честно говоря, позавидовал оптимизму Юлия.
Поскольку самолёты такого типа до сих пор эксплуатируются, например в ВВС РФ, машины списываются и иногда с «доноров» получается добыть какие-то запчасти до утилизации. Что-то может попасться и из прочих источников, например вот такую верхнюю приборную панель для кабины пилотов прислали доброжелатели из Питера.
Осмотрев Ил-18 снаружи и внутри, отправился к стоянке Ту-144.
Осенью 2014 года музейный Ту-144 выглядел не лучшим образом. Неопрятно он выглядел, не по чину.
Сейчас он заново окрашен снаружи, а внутри самолёта работы всё ещё продолжаются. Один из самых интересных экспонатов музея, а в салон советского «суперсоника» все желающие могут попасть в дни открытых дверей.
Есть у монинского Ту-144 свой живой журнал — по ссылке.
Самолёт 1975 года постройки занял своё место в музее 29 февраля 1980 года. В самолёте неоднократно побывали охотники до «ничьих» цветных металлов и самолёт внутри основательно разворотили.
Знаменитые «крылышки» Ту-144 или ПГО, убирающееся на время полёта Переднее Горизонтальное Оперение. Выпущенные «крылышки» позволяли существенно увеличить маневренность сверхзвукового самолёта и уменьшить его скорость при посадке до приемлемой.
Волонтёры музея Андрей Трифонов и Семён Клейман.
В этот день волонтёры проводили работы в носовом обтекателе и я, конечно, не преминул воспользоваться возможностью и побывать в самом носу Ту-144.
Забраться в самолёт можно по специальной стремянке.
Идёт плановая диагностика узлов, которую нужно проводить каждый год по весне.
Внутри находится механизм, позволяющий вручную опустить и поднять «нос». Конечно, только на земле, в воздухе такое проделать невозможно.
Любопытная подробность: на электротяге нос Ту-144 опускается-поднимается примерно за минуту, а до того, как восстановили электропривод, внутрь приходилось залезать волонтёру и пару часов вот так крутить ручку.
Разворачиваюсь с камерой в другую сторону.
Волонтёр Сергей Чечёткин. Его золотыми руками восстановлена вся электрика на Ту-144: свет во всех трёх салонах и кабине, электропривод опускания-подъёма носа, выпуск крылышек, выпуск посадочных фар. Сейчас бригада Ту-144 возвращает в строй БАНО (бортовые аэронавигационные огни): справа огни уже действуют, над левыми пока идёт работа.
Из обтекателя переместились в кабину экипажа. Приборные панели восстанавливали долго и с большим трудом, большинство разбитых и украденных приборов купить просто невозможно, но кое-что нашлось, что-то заменили аналогами и муляжами, пустоты загородили временными заглушками.
Часть повреждённых рукояток напечатали на 3-D принтере, «новодельные» детали в этом случае лучше, чем пустое место.
Пользуясь случаем, взгромоздился на место КВС и подержался за штурвал.
Командирский штурвал.
Волонтёры сумели восстановить большую часть электрики в кабине экипажа.
Рабочее место второго пилота.
Из кабины экипажа перешли в пассажирский салон.
В салоне «люкс». Сейчас здесь светло, чисто и удобно. С особым тщанием отнеслись к восстановлению обшивки кресел. Кресла оказались очень уютными, в современных бизнес-классах таких нет.
Ответ на этот очень распространённый среди экскурсантов вопрос обычно дают ещё до того, как сам вопрос прозвучит.
Да, так и было задумано, пестрота исторически достоверна. Возможно, чтобы избежать психологически напрягающей тоннельности восприятия одноцветных рядов одинаковых кресел.
На креслах лежат самодельные мешки с расфасованным силикагелем. Влажность в Ту-144 стремятся регулировать любыми доступными способами.
Пассажирский салон туристического класса. Эти и прочие кресла были полностью отреставрированы, сгнивший поролон заменён на новый наполнитесь, чехлы перетянуты.
Что касается количества посетителей музея, то сведения о них разнятся. Википедия оценивает поток гостей как 150 тысяч человек ежегодно, а сайт МО РФ указывает на более чем 250 тысяч человек в год.
В конце рабочего для волонтёров субботнего дня добрались до трудяги Ан-24.
Работы на Ан-24 были уже окончены, но ребята любезно выделили мне 15 минут на осмотр и съёмку.
В салоне Ан-24.
В кабине экипажа ещё предстоит сделать немало. Все подлежащие реставрации приборы были сняты.
Одна из текущих задач на Ан-24 — вернуть человеческий облик и прозрачность элементам остекления кабины экипажа. Потом, естественно, их надо установить по местам и заново загерметизировать.
Штурвал второго пилота. Такие штурвалы иногда продают в интернете, за встретившийся мне экземпляр просили 20000 рублей. Не каждый волонтёр может себе позволить такую роскошь.
Но нередко приходится идти и на такие траты.
На Ан-24 работают волонтёры Денис Шаламов и Дэн Савченко.
Пока я ходил по самолётам, волонтёры при помощи тягача передвигали демилитаризованный комплекс ПВО. В летние месяцы запланированы перестановки самолётов, а пусковая платформа зенитно-ракетного комплекса С-300 им может помешать.
Подкачка шин на колёсах платформы.
Видавший виды КрАЗ. Пока что на ходу. Это единственный мощный тягач в музее, волонтёры вернули его из небытия и стараются поддерживать машину в рабочем состоянии. Без него перекатка тяжёлых самолётов по стоянке будет просто невозможна. Известная сложность с эксплуатацией КрАЗа — отсутствие запчастей. Пока тягач спасают хитрость, смекалка и упорство волонтёров.
Наверное, самый юный из встреченных в тот день волонтёров — Руслан Боровик. 14 лет. Товарищами характеризуется положительно :).
Сам ЦМ ВВС — филиал Центрального музея Вооружённых Сил Российской Федерации, что расположен в Москве, на улице Советской Армии. В своё время приведением в порядок внешнего вида музейных бронеэкспонатов, расставленных на открытой площадке (по данным музейного сайта — «более 150 образцов вооружения и боевой техники. В том числе бронетанковой техники - 39 единиц, техники и вооружения ВМФ - 25 единиц, самолетов и вертолетов - 18 единиц, техники инженерных войск - 6 единиц, артиллерийских систем, ракетных комплексов и ракет различного назначения - 60 единиц, трофейных орудий периода Гражданской войны 1918-1922 гг., а также орудий периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - 6 единиц») этого известного столичного музея, занялись сообща сотрудники музея и волонтёры при финансовой и информационной поддержке компании Wargaming. И такого рода работы результативно ведутся до сих пор. Вот бы этот успешный «танковый» опыт перенести на авиамузейные экспонаты!
Волонтёры очищают от старой краски танк на открытой площадке ЦМ ВС РФ в Москве.
Волонтёры, сотрудник музея Вооружённых Сил и исторический консультант Wargaming Юрий Пашолок у отреставрированных танков.
А вот в Монино до сих пор вандальные набеги считаются делом практически обыденным. Охрана на открытой площадке ЦМ ВВС, разумеется, есть, да процесс «охранения» экспонатов почему-то пока не идёт. Волонтёры были вынуждены взять на себя оборудование периметра выставочной экспозиции осветительными приборами, нашли спонсора и колючую проволоку, сами обнесли проволокой забор. Следующий этап — установка охранной сигнализации разных типов на самолётах. Естественно, за свои деньги и в меру своего понимания этой специфики. Заодно привычным делом в музее стали постоянные операции по сниманию и установке приборных панелей в самолётах. Снял, убрал под замок — на день открытых дверей опять установил. Потом опять снял и спрятал. Удобно и ценностям ничего не угрожает.
Что будет, если этого не делать? Примерно то же самое, что уже не раз случалось: в самолёт проникают ловкие и умелые граждане с целью нагадить, бесцельно сломать что-нибудь, устроить поджог или украсть что-нибудь из приборов. Иногда всё перечисленное совмещают, неизменно оставаясь неустановленными и безнаказанными. Из свежих примеров — кабина Ил-86 у ангара номер 7. Разграбили, разломали, ответственности в который раз никто не понёс. Звучит как-то уж совсем странно, но на практике всё вот так.
Второй злобный враг авиатехники — птицы. А именно мелкие представители семейства врановых под названием «галки». И примкнувшие к ним. Эти дружелюбные, высокосоциализированные, ловкие и умные птицы гнездятся парами и стаями прямо в ангарах. Вы обязательно встретите их во время посещения музея. Соседство с птицами для самолётов и волонтёров оборачивается печалями. Экспонаты, если их не прикрывать брезентовыми или пластиковыми чехлами, покрываются слоем птичьего помёта, галки с удовольствием расклёвывают мягкую обшивку некоторых самолётов, могут сообща выдолбить герметик в оконной раме и выдавить стекло, чтобы обеспечить себе беспрепятственный доступ в ангар. Как тут не восхититься птичьим интеллектом.
|
</> |