Про вынужденную посадку в Усинске 4-х МиГ-31

топ 100 блогов skystranger119.11.2018 15 ноября сего года произошел вопиющий с моей точки зрения случай, который для меня лично говорит очень много о безопасности полётов в министерстве обороны. Если в двух словах, то
из-за (внимание!) ПОЛНОЙ выработки топлива сели на вынужденную 4 перехватчика МиГ-31. И считаю, что им очень сильно повезло, что они смогли уйти на запасной в Усинске - крайний полёт вполне мог стать последним.

Про вынужденную посадку в Усинске 4-х МиГ-31

Но обо всём по-порядку. Мне, пожалуй, имеет смысл рассказать о том, как развивались события именно в том порядке, в котором я имел возможность быть их свидетелем. Поэтому, в первой части статьи получится что-то типа рассказа, а во-второй будут уже измышлизмы, навеянные этим случаем.

В общем, начну) Начиналось морозное ноябрьское Сыктывкарское утро, я должен был выполнить рейс в Усинск, а потом из Усинска в Тюмень и обратно. Как обычно, не выспавшись, я приехал в аэропорт, прошёл медосмотр и приступил к подготовке к рейсу. Погода в Усинске была хорошая и день не предвещал ничего особенного. Немного настораживала информация из метеосводки о коэффициенте сцепления 0,3 в Усинске, т.к. на деле указанное значение может оказаться несколько завышенным. Но поскольку никакой более актуальной информации, кроме той, которая была предоставлена аэродромной службой Усинска у нас не было, приходилось верить ей на слово. Точнее, на цифру. В общем, прогноз оправдался - 0,3 оно и есть 0,3, торможение не столь эффективно, как скажем при 0,6, но юзом не идёт - и ладно.

Когда мы вылетали из Усинска в Тюмень, контроль Сыктывкара попросил усилить нас осмотрительность в наборе при пересечении 260-го эшелона, т.к. "соседи", следуя парой на Воркуту, должны были через 9 минут пересечь на маршрут, а шли они без ответчиков. Во-всяком случае, отметок я не видел, скорее всего наши транспондеры их просто не видят. И, действительно, через некоторое время в эфире стал слышен какой-то радиообмен. Мы было подумали, что это пара Ту-95 с Энгельса идёт на аэродром подскока под Воркутой для дозаправки, после которой намереваясь выполнить полёт "за угол". Командир даже пошутил в духе "Медведи Воркуту бомбить полетели, наверное".) Но спустя 9 минут мы уже забрались повыше, но никого так и не увидели. На чём благополучно забыли о них, поскольку дело весьма привычное. Спокойно долетев до Рощино, подготовились к обратному рейсу, и собственно полетели обратно. И вот тут всё самое интересное и началось.

В наборе подписанного эшелона, диспетчер Тюменского контроля довел до нас, что ВПП Усинска "занята". Очень интересная, а главное не стандартная формулировка, если учесть, что мы ещё находились в полутора часах лёта! Первая мысль пришедшая в голову - очистка ВПП, ведь аэродромная служба Усинска грешит несвоевременной чисткой ВПП, на днях даже один экипаж долетел до него и был вынужден уйти на запасной обратно в Сыктывкар! Вторая мысль - кто-то выкатился (коэффициент 0,3, помните?), и сам не в состоянии освободить ВПП и на то, чтобы его отбуксировать потребуется некоторое время. Получив информацию, что ВВП будет заблокирована ориентировочно до 12:45 UTC, мы всё же решили продолжать полёт по маршруту, а уже в Сыктывкарской зоне принимать решение, благо остаток топлива позволял. Но на контроле Урала поступила новая вводная - ВПП заблокирована до 13:45. Прикинув, что теперь, в общем-то, никакого смысла лететь в Усинск нет, мы решили сразу следовать на запасной в Сыктывкар, благо Екатеринбургские диспетчера довольно спокойно реагируют на просьбы о спрямлении. Пройдя по новому маршруту километров 100, поступила новая информация об открытии Усинска, до которого мы добрались без происшествий. Заруливая на стоянку взору предстала довольно любопытная картина: на перроне стояло 4 МиГ-31 вооруженные боевыми ракетами. Кэп даже пошутил с девочкой из перевозок: "У вас что, война началась?"

Про вынужденную посадку в Усинске 4-х МиГ-31

Про вынужденную посадку в Усинске 4-х МиГ-31

Чуть погодя выяснилось, что ВПП именно ими и была занята, т.к. они не могли её освободить из-за ПОЛНОЙ выработки керосина (остаток - 100 литров на пробеге, что очень мало для Д-30). Всё дело в том, что они придя в Воркуту стали ждать улучшения погоды, и ждали её до тех пор пока керосина не стало хватать ТОЛЬКО до Усинска. И в чём же дело, удивитесь вы? Хватило же! А вот и ничего подобного. Т.к. в ГА (по самому простому варианту принятия решения, кому любопытны все варианты - изучайте ФАП-128) после прихода на запасной аэродром, его остаток должен позволить выполнять полёт на высоте круга ещё в течение получаса на высоте круга + 5% от общего количества топлива. Это необходимо, т.к. условия могут ухудшаться даже на запасных аэродромах, выполнять заход в условиях ниже метеорологического минимума - без шуток, смертельно опасно. Кто не верит - может прочитать про катастрофу Ту-134 под Петрозаводском в 2011г. Ну вот просто представьте себе, что случилось бы если бы двигатели встали на пару минут раньше?

Но я не успокоился и решил попытаться понять: что к этому могло привести? Итак, в ВВС (пардон, в ВКС) решение на вылет принимает не КВС, как в ГА, а командир подразделения - комэск, комполка и т.д. Иными словами он ставит боевую задачу: выполнить перелёт в такую точку, произвести дежурство в воздухе, отработать учебную задачу по КБП и т.д. При этом расчёт топлива необходимого на полёт выполняется, и зовётся он в МО ИШР, и даже есть специально обученный человек, который этими обязанностями, по идее, должен заниматься - штурман. И вот дальше для меня остаётся загадкой - то ли у них есть типовые заправки (например, для определённого маршрута, или для определённой задачи), то ли идёт просто тотальный неучёт вышестоящим начальством метеоусловий. И в том, и в другом случае надо понимать куда ты летишь (Я всегда буду вспоминать фразу одного из старых командиров, которая формулируется так "Прежде чем залезть в какую-нибудь задницу, подумай как ты из неё будешь выбираться". В конкретном случае имеются ввиду метеоусловия и подбор запасных, но в целом, фраза весьма универсальна). Метеоусловия в Воркуте очень изменчивы: можно вылетать при фактической CAVOK, а заходить уже по минимуму погоды. Ведь действительно, как потом командир полка объяснял бы почему у обломки 4 самолётов его подразделения валяются в районе дальнего привода Усинск, а поисковые службы ведут поиск экипажей? Это первое.

Второй момент, который мне не понятен, так это зачем до упора ждать этого улучшения? Штурман обязан следить за остатком топлива и проинформировать командира в случае, если он считает, что необходимо уходить на запасной и не тогда, когда достигнуты предельно-минимальные остатки, а заблаговременно. Почему? Да потому что, прогноз ветра по маршруту может не оправдаться, погода на запасном может ухудшиться, да в конце концов, возможно потребуется выполнить уход на 2-й круг. А что случится, если ОБА двигателя "встанут" в воздухе?

Я понимаю, что специфика их полётов несколько отличается от перевозки пассажиров, но тем не менее сейчас не война, а мирное время, и поэтому терять самолёты надёжным военно-морским способом считаю неприемлемым. Потому, всё описанное выше - типичное разгильдяйство, никакими иными словами я это назвать не могу.

P.S.> Кстати, у нас посадочная скорость для максимальной посадочной массы в конфигурации с закрылками, отклонёнными на 22 - 134 узла + добавка на ветер. Пусть 140 узлов. Итого - 280 (грубо) км/ч. У них же скорость на посадке - около 350 и реверса никакого нет. Интересно, как они садились с таким коэффициентом сцепления? 2426 метров оказалось достаточно.

P.P.S.> А самое главное, что их мышление по-другому устроено. Они не совсем понимают, что их банально эксплуатируют в чьих-то интересах, причём даже не государства, а в личных - например, выполнить поставленную вышестоящим начальством задачу, и продвинуться по службе. И ведь с русским авось никому в голову не может прийти к каким порой последствиям это может привести. Я теперь прекрасно понимаю, почему адекватно мыслящие люди покидают эту структуру.

Оставить комментарий

Стас 14.02.2020 15:12
Только недавно мне эта статья попалась на глаза. В принципе более менее нормально написано. Просто хотелось уточнить: Полоса в UUYS - 2501 метр, разница = 75 метров. У Вас посадочная 140 узлов = 260 к/ч, у Миг-31 посадочная 280 к/ч. Так что этой полосы ему хватает за "глаза".
Военные летают тоже по правилам. Есть у них тоже мин. остаток топлива для ухода на запасной.
Архив записей в блогах:
О мести сорока семи ронинов 30 января 1703 года (или, если быть точным: «В 15 год эпохи Гэнроку в 14-й день 12-го месяца» … так вот – в Японии произошло событие, известное, как «Месть Ако» – или «Месть 47 ронинов» …  За три столетия оно стало легендарным, и не раз ...
...
неее! сидеть спокойно я не умею! вместо того, что бы ничего в доме не трогать, читай, не рушить, а спокойно ждать реконструкцию... я потихоньку доламываю, еще работающее. вот, взялась за решетки))) точнее, взялась я за них еще в прошлый приезд... но закончила только сегодня. по ...
Давид был АС. Или Асом,как хотите. Странно, но официально родословная царя Давида как бы не сохранилась. Создаётся некая народная сказка, словно из пастухов можно попасть прямо в ...
Предупреждал вчера Варламов , что сегодня мы проснёмся в другом ЖЖ. И действительно. Вместо привычного топа на головной странице LiveJournal сегодня имеем вот такое: Зачем это понадобилось — объясняет главный редактор LiveJournal Василий Гулин : Мы создали медиа, которое на самом д ...