Про тревожные сны и ранние пробуждения
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В период, когда моё, пардон муа, паническое расстройство находилось в активной фазе, одним из его проявлений были пробуждения в районе 4 часов утра на «адреналиновой волне» (как я это называл для себя; что за коктейль там на самом деле выделяли родные надпочечники, вопрос сложный). Как правило, этому предшествовал сон с каким-то тревожным сюжетом: я от кого-то пытался скрыться, убегал, прятался.
Иногда – наблюдал близкого или чужого человека в беде, но не помогал ему, или же совершал что-то предосудительное, или оказывался в постыдной ситуации и боялся разоблачения. В итоге просыпался в поту, с сильно учащённым пульсом, одышкой, и потом не мог заснуть вплоть до будильника. Всё это вело к прогрессирующему недосыпу и в итоге выливалось в замкнутый круг, который заканчивался паническими атаками в течение дня. Далее ситуация развивалась в прямой зависимости от нервной нагрузки: как только с работой или дома становилось спокойнее, меня отпускало, как только возникали какие-либо сложности или просто плотный поток дел, проблема снова обострялась.
По сути, предметов основной озабоченности, которые генерируют нервную нагрузку, у меня три: работа, дети, учёба, и сейчас этот триумвират снова входит в резонанс. Опять начались проблемы со сном. Бесспорно, я им «помогаю» нарушением режима (ложусь после 23.00), двумя-тремя большими чашками кофе каждый день и тем, что, по сути, бросил плавать. Вот, вчера ночью я угнал велосипед :). И опять с характерными особенностями восприятия. Уже садясь на него на парковке, я понял, что велик не мой, а только похож, такой же чёрный, с полноценными крыльями, но ещё с каким-то дурацким тюнингом. Но мне не хотелось, чтобы кто-то заподозрил меня в ошибке, а, так как никто вокруг вроде бы не обратил внимания на то, что я делаю, я всё же сел и поехал. И, по мере движения по улицам и дворам, нарастало напряжение: я боялся быть замеченным и пойманным, и чем дальше я уезжал и, по идее, приближался к некоей условной зоне безопасности, где меня бы точно не поймали, тем сильнее становилось напряжение. В итоге - раннее пробуждение с ощущением, как будто стометровку пробежал.
Размышляя задним числом, могу предположить, что увлечение велосипедом в целом могло сыграть роль спускового крючка во всей этой истории с паническими атаками. С 2014 по 2018 год, с конца апреля по октябрь, я ездил на работу на велике, наматывая за день по Москве порядка 25 км. Как минимум половина этого расстояния проходила по проезжей части; вдобавок, там, где можно было двигаться по тротуарам, встречались выезды из дворов. Поездки эти были интересными, они обеспечивали хорошую физическую активность и определённое ощущение удовлетворения, но при этом приносили много стресса из-за необходимости быть настороже, чтобы не попасть в историю с машинами или пешеходами. Были несколько весьма острых конфликтных ситуаций с водителями. Вдобавок, я изначально старался защищать органы дыхания от городской пыли и выхлопов, и ездил в респираторе с угольными фильтрами. Респиратор затруднял дыхание (не так, как противогаз, конечно, но весьма ощутимо), причём это происходило на фоне хороших физических нагрузок. В первый раз меня «накрыло» в декабре 2017 года, когда, вроде бы, сезон уже два месяца как закончился, и потом, в 2018-м, я ещё поездил. Но что-то подсказывает, что постоянные поездки по городу на велосипеде и развитие проблем с нервами были взаимосвязаны…
|
</> |