про традиционные ценности
marss2 — 14.11.2022всюду царили справедливость и порядок,
государство пеклось о гражданах,
а искусство производило исключительно шедевры, не оскорбляя ничьих чувств.
Ускоренно двигаясь назад и перескакивая некоторые исторические вехи, можно со вкусом идеализировать допетровскую Россию, трепетно любить времена Ивана Грозного, тосковать по Византии, а особо оригинальные натуры могут обнаружить свой идеал в Руси языческой.
Но суть любого варианта проста и пронзительна.
Сначала все шло хорошо, своим особым путем.
Была высокая нравственность и весьма полезные и приятные традиции.
А потом налетели вихри буйные – и все пошло кувырком.
Мораль пала, духовные скрепы расшатались и заржавели, высокие ценности забылись и заменились черной мерзостью.
И вот теперь мы тоскуем, который век пытаемся возродить, однако происки врагов мешают.
Но вот я, например, полностью отдаю себе отчет в том, что мои руки выглядят неплохо по той причине, что лет двадцать назад я перестала ими стирать.
У меня есть стиральная машина, которой не было в доме моих родителей.
И в подростковом возрасте мне самым жестким образом прививались навыки ручной стирки и правильного отжимания половой тряпки.
Считалось, что все это просто обязана уметь делать любая барышня, иначе замуж не возьмут.
Это были традиционные ценности, оказавшиеся совершенно ненужными два десятилетия спустя.
И это тоже было ценностью.
Венский доктор Земмельвейс, призвавший к этому своих коллег-врачей в конце XIX века, подвергся настоящей травле.
А как же возражало медицинское сообщество против наркоза!
Операции на орущем от боли пациенте – вот что полезно, веками проверено, а потому в высшей степени нравственно.
Но это еще что!
Были времена, когда все верили, что Солнце в высшей степени традиционно вращается вокруг Земли, а еще раньше – что Земля плоская и покоится на трех высокоморальных слонах, в свою очередь опирающихся на панцирь добродетельной и чистой помыслами черепахи.
Внук говорит: «Не стану я, дедушка, кушать человечины. Такой вот я аутсайдер и либераст».
Дедушка негодует: «Ну на что вы годитесь, молодое поколение? Ты подумай, не съешь мозг врага – будешь глупый. Не съешь его сердце – будешь трус.
Так же все наше племя выродится!»
...
Людям, переживающим из-за распространения СПИДа, полезно было бы посетить средневековый город, зараженный чумой.
Пообщаться с его жителями, не имеющими ни микроскопов, ни медикаментов, а главное – элементарных знаний о том, что это за зараза и как она передается.
..
Сокрушающимся о низком боевом духе армии посмотреть на какую-нибудь знаменитую битву и задуматься над тем, что на протяжении всей истории человечества война считалась нормальным состоянием общества и естественным занятием для мужчины.
И вспомнить, что конвенция о гуманном обращении с военнопленными была принята только в 1929 году.
Никому не нравится Гуантанамо, но не нужно грезить о том, что раньше Гуантаномо было бы лучше.
Его бы не было вообще, потому что пытки были делом обычным.
И муж, от которого, кстати, вплоть до середины ХХ века нельзя было уйти официально абсолютно никак, вполне мог оказаться геем.
А что до любви на всю жизнь, то любовь эта прекрасно удается, если продолжительность этой жизни невелика.
Через неделю умер на поле брани или от чумы.
Или пусть даже женился на красотке.
Через пару-тройку лет она умерла в очередных родах.
А он – попозже.
На поле брани или от чумы.
Вот вам и любовь длиною в жизнь.
Это, конечно, Средневековье, но и позже случались огорчения.
.
Помнится, героя одного из чеховских рассказов, едущего с дачи в столицу, просили привезти гробик для соседского младенца.
Да, рожали, конечно, всех.
Потому что половина умирала в детстве.
.
Вам не нравится?
Так что станем делать?
Но устремлены все они были в будущее, а не в прошлое. И часто отдавали себе отчет в том, что поймут их только будущие поколения.
Современные представления о морали и нравственности на протяжении всей истории формировались аутсайдерами, а не традиционалистами.
Абсолютная ценность жизни, свобода выбора, сострадание каждому…
Попробуйте объяснить это не Франциску Ассизскому, а хотя бы его папе.
Регрессы общества не в счет, они никогда не бывают абсолютными. Настоящее время всегда лучше прошлого, и именно прогресс рождает высокие моральные стандарты.
И эти веками выпестованные стандарты мы почему-то пытаемся наложить на сформированную кинематографом благостную картинку исторического прошлого.
Чтобы айфон, как сейчас, но безвозмездно пожалованный добрым градоначальником.
Чтобы антибиотики и хирургия с наркозом, но без абортов и эвтаназии.
Брак по любви, но с пожизненной гарантией.
Боевая армия без войн,
сексуальная свобода без гомосексуализма.
Когда все мы находились под кажущейся любому ребенку нерушимой защитой родителей и не знали, что в мире существует зло.
Опасный миф о золотом веке, все еще реальный для многих из нас, – следствие неизлеченного инфантилизма.
Это тоже весьма по-детски.
Сделайте нам как в пять лет, когда мы ни о чем таком не знали и жили спокойно и счастливо.
По инерции верится, что и когда-то в прошлом, как в детстве, эта система была отстроена так идеально, что людей не терзали эротические фантазии или по крайней мере никому не приходило в голову пытаться их осуществить.
Но и это – заблуждение.
.
(с) сеть
|
</> |