Про то, что насаждается и то, что само растёт.

топ 100 блогов boldogg02.11.2016 Мне нередко доводилось слышать речи о том, что государство насаждает вот такие-то идеи, вот такую-то идеологию, а такие-то наоборот душит и давит (патриотизм, национализм, православие, ненависть к Западу, либерализм, мультикультурализм - причём одно и то же разные люди могут назвать и насаждаемым и давимым - представления о реальности у всех разные). Иногда даже совсем прямо - разжигает ненависть к тем-то, к таким-то.

Вышло так, что я работаю в школе. А школа, кмк, это один из самых главных инструментов государства по насаждению идей. Ещё телевизор, конечно. Но телевизор я не смотрю. А вот что насаждает школа - наблюдаю непосредственно. И ещё наблюдаю, что само растёт, снизу, из земли, из народа.



Знаете, по-моему чуть ли не единственное, что действительно активно насаждает школа - это память о победе в Великой Отечественной. Вот правда. Это есть, этого много. И все стены стендами с этапами войны увешаны. И практически ни один праздник без этой темы не обходится. А 9 мая празднуется заметно масштабнее всего прочего. И первые уроки часто на эту тему (оборона Москвы и т. п.). В общем, да, этого много.
Кстати, знаете, у меня есть очень сильное ощущение, что если бы этого не было, о войне бы сейчас уже толком не помнили. Ну, скажем, по-моему о революции сейчас люди помнят очень так себе (вот сейчас передо мной сидят дети 15-16 лет - они о ней толком ничего не знают - ни год, ни кто пришёл к власти - и я даже не склонен по этому поводу ужасаться - ну, а откуда, собственно, им это знать? По истории они до начала двадцатого века дошли вот как раз примерно сейчас - да и как они будут знать ту историю? Как любую другую тему из школьного курса - то есть примерно никак.)

Ещё вроде бы насаждается православие. Уроки ОПК пресловутые. Н-не знаю. Уроков этих я не наблюдаю - они где-то в младших классах, а я работаю в старших. А кроме этих уроков никаких следов насаждения православия я не вижу. Точнее есть кое что, но по-моему это побочный эффект "хруста французской булки" о котором ниже.

И знаете, что ещё. Ещё именно сверху идёт нечто, что я назвал бы "ветром с запада". Да, я понимаю, что это суждение многим покажется абсурдным, но блин, я не могу не верить своим собственным глазам. Что я имею в виду. Вестернизация отношения к инвалидам (скажем, само это слово у нас уже не говорят - "ученики с ОВЗ"). Вестернизация отношения к психологам. Скажем, на одном из последних совещаний школьный психолог проводит какой-то бредовый тренинг и все сидят, кивают, говорят да, нам так помогло - потому что есть совершенно чёткое ощущение, так положено, ветер дует в эту сторону. Вообще поминание психолога через слово, рост его роли в школе, да просто увеличение их количества - лет десять назад их вовсе не было, а теперь то ли двое, то ли трое уже.
Вестернизация вообще отношения к учёбе, к детям, всё большее давление в сторону того, что каждый должен и может быть успешным, что заставлять учиться нельзя (вообще ничего заставлять нельзя), наказывать нельзя, требовать нельзя. Вот уже ходят слухи, что вот-вот отменят домашние задания - то есть совсем отменят - дети дома должны отдыхать. И пока ещё совсем-совсем робкие, но уже зазвучали отзвуки насчёт того, что если ребёнок плохо себя ведёт, то он просто болен и надо бы ему таблеточку прописать, а не требовать (под угрозой наказания в т. ч.), чтобы он с собой усилием воли справился. Насколько я понимаю, в Америке такой подход очень распространён.
В общем, этот ветер не то чтобы очень сильный, но он есть. Он отлично ощущается. И он идёт именно сверху, от государства. Людей внизу он по большей части раздражает.
И, кстати, совершенно ясно, что будет следующим дуновением этого ветра - отношение к ЛГБТ. Пока этому сильно препятствует "хруст", о котором ниже, но если имеющаяся тенденция сохранится, то против давления сверху (а я снова повторю - "западный ветер" у нас задувает именно сверху - ну, собственно, как и всегда, в России испокон веков так было) "хруст" не устоит.

По-моему государством больше не насаждается ничего. В заметных масштабах по крайней мере.

Теперь о том, что само растёт.

Первое место из того, что растёт само - это несомненно национализм. Наклейки с руническими лозунгами про нацию в тетрадях и дневниках, свастика на доске, стрижка под Тесака - всё это я видел не раз. И вот совершенно чётко видно - это само. Из земли. Никто этого не насаждает, никто не пропагандирует - это растёт из глубины народной, пробивается, как сорняки. Их пропалывают, а они растут. Кстати, да, пропалывают - возможно неуклюже и не слишком эффективно, но тем не менее. По крайней мере после стрижек под Тесака у нас в школе целая компания была по "профилактике экстремизма среди подростков". Как раз психологи этим занимались.

Что ещё растёт само. "Хруст французской булки". Ага. Именно само, это чувствуется. Причём я, кажется, даже немного понимаю механизм. Если человек по происхождению, по образованию, по воспитанию, довольно простой, но при этом в жизни добился некоторого успеха, то ему в какой-то момент становится... ну, скучно что ли. Появляется потребность в смыслах, в идеологии. Государство ему никакой идеологии не предлагает. Не был бы человек простой - ему б прямая дорога в условную "либеральную оппозицию" - демонизировать государство и бороться с ним в своё удовольствие. Самое то. И приятно, и безопасно - если без особого фанатизма. Но если простой, то ему это не подходит. В оппозиции эстетика другая, там нужно любить "Ночных Снайперов", Сплин, "Квартет И", а на Майданова, Любэ и "Особенности национальной охоты".
И эта свободная валентность занимается "хрустом". Кстати, что забавно - а ведь те же "Особенности национальной охоты" тоже слегка похрустывают (да даже и не слегка!) - и я не специально такой пример придумал, само вышло. И к "хрусту" же прикрепляется православие, как составная его часть (впрочем, не знаю, возможно православие и первично, хотя по-моему всё же нет, по-моему первичны именно "балы, красавицы, лакеи, юнкера"). Здесь же святой последний царь, здесь же и Маннергейм, здесь же всевозможные казаки, здесь же облёт Москвы с иконой в 41 году и т. д. и т. п.
Вот, помню, в предыдущей школе было такое - смотрю в столовой одна из завучей как-то прям в центре встала и смотрит по сторонам очень пристально. Спрашиваю потом у коллег - чего это она? А это она смотрит, кто в пост мясо ест. Некоторые не едят - опасаются как бы чего не вышло. Это от государства идёт? Нет. Это она сама, это из земли. Кстати, от неё же (или не от неё, от другой завуча?) слышал я прекрасное рассуждение о том. что скоро миру конец, а останется от мира только Россия в границах Владимирской Руси. Так вот.
А в следующей школе мне директор как-то давала почитать книжку, очень положительно о ней отзывалась. Заглянул я в ту книжку. Ма-ма. Да же не так: МА-МА!!! Там было всё кроме рептилоидов. Вот реально - всё. И масоны, и евреи, и заговор против великой Руси, и жирный шрифт по пол-страницы и заглавные буквы по нескольку раз в одном абзаце. Только рептилоидов не было - и то, полное ощущение, что автор-то про них знает, но вот так, в открытую, писать о них пока опасается.
И ведь эту книжку мне дала и рекомендовала не полусумасшедшая бабулька у метро. Директор московской школы - достаточно социально адаптированный человек. Тот самый начальник низкого-среднего уровня, собственно. Простая женщина, сумевшая чего-то в жизни добиться.
А в нынешней школе - казаки. Казачие классы, казачий кадетский корпус какой-то, который приняли в какие-то казаки другие казаки, которые из казачьего войска Москвы и которые дали нашим казакам какое-то казачье знамя в торжественной обстановке. И приняли присягу казака (если не ошибаюсь из-за неё ходили в церковь - вот, я же говорю, что православие тут по-моему сбоку, как составная часть, как элемент антуража - в основном, по крайней мере).
И совершенно отчётливо ясно, что он - "хруст" в смысле - не сверху спускается. Он идёт снизу, от начальства низкого-среднего уровня - тех самых простых, но выбившихся в люди.

Так вот, сходу, больше ничего заметного, что растёт снизу, само, не припоминаю.
Может кто из прочитавших эти мои впечатления ещё что назовёт - интересно, как всё это выглядит с других колоколен.
(Кстати, правда интересно, напишите, если не лениво:)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если поискать, откуда у человечества сахар в чистом виде, то в лучше случае в каком-нибудь Матерке ЖЖ вычитать, что он упоминается ещё в Рамаяне. Короче говоря, сахар дали боги. А кто были эти боги? Мы-то знаем. ...
Фото отсюда Мутные 90-е годы прошлого века отложились у меня в памяти как постоянная, круглосуточная, непрекращающаяся битва за выживание. Поиски: что поесть, что выпить ( не в смысле алкоголя, а в смысле лекарств). Чем себя помыть, побрить, поодеколонить. Что на себя надеть, а для ...
Что бы вы выбрали: 1. Умереть в одночасье в некоторм еще вполне жизнеспособном, но не молодом возрасте Х, скажем, от инфаркта или 2. В том же возрасте поиметь страшный, но совсем необязательно смертельный диагноз, с шансами прожить еще лет ...
Ну  вот и  подошла я  к  обсуждению проблем  одежды  в  свете  соционики.. Делаю глубокий  вдох... Сразу  хочу  сказать: то, о чем я  напишу - это общее  направление, довольно усредненное. Не  обязательно вы  должны ...
Смотреть это видео ...