Про текст романа «Как закалялась сталь»
taen_1 — 07.09.2023 историк-алкоголик. Закончим с «Как закалялась сталь».Я не зря помянул Гарри Поттера. Как эпопея Роулинг, книга, приписываемая Островскому, насаждалась советским школьником именно, как свод этических догм советского человека, оформленные в художественное произведение. Как Гарри Поттер, который стал новым Евангелием для миллениалов, так и от «КЗС» требовалось что-то подобное – показать нравственный образец. Даже в конце 80-х в школьных учебниках по литературе за 8-й класс, разбору романа уделялось больше места, чем какому-нибудь другому. Написана она, кстати, легко, хорошим литературным языком. Но есть в нем ключевая проблема – главный эпизод писали люди очень далекие от темы. Если к описанию большевистского подполья и перипетиям Гражданской войны могут быть только этические претензии, то вот строительство железной дороги, ставшее кульминацией романа, сконструировано при помощи литературной фантазии авторов, без какой-либо привязки к реальности.
Коротко напомню в чем там суть. Зима 1921 года, советские власти Киевской губернии обнаруживают, что в городе нет дров, нечем топить.
Что делать? Летом трудармия заготовляла дрова в близком к городу Боярском лесу, но лежат они в 6 км от станции Боярка, а гужевого транспорта перевезти нет – надо строить узкоколейную железную дорогу. На преодоление этих 6 верст выделяется 350 человек рабочих и 1,5 месяца до начала штабелей дров, а всего 3 месяца на всю протяженность штабелей. Из этого складывается эпопея – комсомольцы много дней, по колено в снегу, строят буквально «дорогу жизни».
Тут надо все разбирать отдельно.
1. То, что отсутствие дров обнаружили зимой – уже смешно. Сейчас это называется «региональные власти сорвали отопительный сезон». Но почему дрова лежат так неудобно? Это серьезная загадка. До революции Киев снабжался дровами по речному пути – на север от города река Припять, поросшая лесами, там рубили древесину и в плотах сплавляли к Днепру и до Киева. Возможно, эта система подрядов разрушена в результате политики военного коммунизма. Но почему рубили именно Боярский лес, находящийся в стороне от железной дороги, когда на Северо-Запад железная дорога от Киева шла через длинный Гостомельский лес, а на восток через гигантский Броварский лес – вали дрова вдоль дороги, а потом собирай и отвози в город.
2. Можно предположить только то, что задачи нарубить дров для города вообще не стояло. Стояла задача занять трудармию – инструмент трудовой мобилизации населения, прежде всего непролетарского происхождения. Конечно, у трудармий случались и реальные задачи, но чаще всего это была работа ради работы, ради занятия мобилизованных тяжелым физическим трудом. Этим можно объяснить и выбор места вырубки: Боряский лес лежит в стороне от железной дороги, и он небольшой – труднее сбежать, легче охранять.
3. Ну, и само строительства. Тут даже известный писатель Веллер возмущался: 6 верст – 6,5 км, бригада из 10 человек, работая на обслуживании лесосеки прокладывает не менее 1 км. узкоколейки в месяц. Что делали 350 человек с 6,5 км этой дороги 3 месяца – непонятно. Тем более, что вот только что закончилась Первая Мировая. На складах в Киеве должно было остаться оборудование для возведения сборно-разборных полевых железных дорог, еще в 1875 придуманных инженером Дековилем, и к 1914 году являвшихся обязательными для всех армий мира. С их помощью времянка на 6 верст кладется за неделю.
В общем, кроме всего прочего, книга, можно сказать носит элементы фантастики.
ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756
|
</> |