Про тару

Через личку меня попросили
прокомментировать опасность полимерной тары для здоровья. Делаю это
в своём блоге.
У меня большая семья, всех детей которой поили
молоком. Кроме того, мы постоянно ели сметану: мама часто пекла
блины и драники. Следствием такого потребления молочной продукции
было большое количество стеклотары, которую приходилось сдавать.
Честно сказать, мне это очень нравилось: считать и сортировать
бутылки, упаковывать их в сумки и нести в пункт сдачи, чтобы потом
налегке (а часто с какой-нибудь приятной покупкой) возвращаться
домой.
Помимо того, что за счёт сданной стеклотары можно
купить что-нить вкусненькое, я вынес из этих походов в пункт сдачи
стеклотары ещё одну мораль, которую говорила моя мама: “Стекло –
самый экологичный материал”.
Я вырос, выучился на химика. По работе мне
приходилось сталкиваться как со стеклом, так и с производством
пластиковой тары.
Будучи химиком, я знаю, что стекло, хоть и
является в некотором роде натуральным материалом, не в полной мере
безопасно. Безопасное и натуральное, как я уже писал, – совсем не одно и то же. Так, к примеру,
хрусталь содержит свинец, который придаёт ему высокий показатель
преломления и, соответственно, блеск. Поэтому не увлекайтесь –
хранить напитки в хрустальной посуде длительное време не
рекомедуется. Кроме того, в стекле может быть куча других тяжёлых
металлов.
И ещё одно важное, на мой взгляд, замечание.
Считаю, что нельзя рассматривать опасность того
или иного вещества в узких рамках, т.е. применительно к ситуации
его использования. Для меня, как для химика, очевидным фактом
явлется то, что гораздо большую опасность может представлять не
эксплуатация изделия, а процесс его создания, в данном случае –
синтез полимеров, а также процесс его утилизации.
А теперь ближе к телу.
Полимеры, используемые для производства тары для пищевой продукции, сами по себе не могут причинить вред организму, так как большие молекулы просто не растворяются в пищевых жидкостях. Тогда в чём кроется опасность?
Во-первых, в мономерах. Мономеры – это небольшие молекулы, которые, объединяясь друг с другом, формируют большую полимерную молекулу. Мономеры могут не прореагировать полностью, и поэтому какое-то их количество остаётся в полимере. Остаточные количества мономеров, если они представляют опасность, нормируются санитарными нормами. Кроме мономеров в полимере могут оставаться и другие вещества, используемые в их синтезе: катализаторы, эмульгаторы, растворители и т.д.
Во-вторых, в продуктах деградации полимеров. Ничто не вечно в холодильнике. Всё бренно… Полимеры деградируют, т.е. разрушаются. Продукты разрушения полимеров также могут представлять опасность.
В-третьих, тара чаще всего представляет собой композитный материал. Она состоит не только из полимера; в ней есть красители, наполнители, стабилизаторы, пластификаторы и другие добавки. Они также являются потенциальными токсикантами.
Статья, которую меня просили прокомментировать, содержит информацию о том, что полиэтилен (HDPE, LDPE – полиэтилен высокой плотности и низкой плотности) и полипропилен (PP) являются наименее опасными полимерами для производства тары для пищевой продукции. Частично это утверждение верно, так как используемые при их производстве мономеры – этилен и пропилен соответственно – являются газами при обычных условиях, малотоксичны и практически не остаются в полимере. Однако если мы обратимся к Техническому регламенту таможенного союза «О безопасности упаковки», то обнаружим, что и в этих полимерах нормируется содержание различных небезопасных примесей: формальдегида (канцероген, между прочим), ацетона, бутиловых спиртов.
Поливинилхлорид получается полимеризацией весьма токсичного мономера – винилхлорида, содержание которого в поливинилхлориде строго нормируется. В целом в условиях эксплуатации полимер стоек, но лично я бы минимизировал его использованием в своей кухне.
Вокруг этого пластика ходят не очень хорошие слухи из-за того, что один из мономеров, используемых для его получения, так называемый бисфенол А, признан в США опасным. И хотя лично я не встречал этот пластик в составе полимерной тары, думаю, что к доводам FDA стоит прислушаться. Странно, что содержание этого вещества не нормируется в Техническом регламенте.
Когда меня просят прокомментировать какую-то информацию с точки зрения химика, особенно если она касается безопасности химических объктов для здоровья, то такие комментарии даются очень непросто, хотя мне, не буду скрывать, лестно, что к моему мнению прислушиваются. За ним стоит, не побоюсь клише, немало лет профессиональных занятий химией. Но тем не менее я всегда на вопрос самому себе: “Достаточно ли их?” отвечаю “нет”.
То, что мною было сказано об опасности мономеров, продуктов деструкции и других веществ – чистая правда, подтверждённая токсикологами, эпидемиологами и специалистами по профессиональным заболеваниям и включённая в справочники. Стирол, винилхлорид, бисфенол А, бензол – яды, как и тысячи других веществ, которые содержатся во всём, с чем мы имеем дело ежедневно: пищей, водой, воздухом, мебелью, одеждой, рабочей обстановкой и так далее.
Но яды – это неизбежный, как бы нам не хотелось стремиться к обратному, продукт цивилизации, вызванный переделкой природы для достижения прогресса нашего вида – увеличения комфорта и продолжительности жизни. Можно, конечно, попытаться представить себе, как кто-то отгородится от всех благ цивилизации, начнёт пить и есть из самодельной керамической посуды и ходить в самотканой одежде, но мы
Меня спросили о том, что я думаю по поводу статьи о пластиковой таре. Я ответил, исходя из своих знаний о реакционной способности полимеров и органических соединений. Но мы, к сожалению, не можем знать наверняка, насколько безопасна та конкретная упаковка, которую мы только что купили. Более того, наши знания о веществах растут в геометрической прогрессии, и то, что вчера казалось эталоном безопасности, завтра может стать нежелательным, а послезавтра – быть преданным санитарной анафеме.
Я всегда старался проводить в своём блоге следующую мысль. Простым людям (я сам отношу себя к ним в непрофессиональных моментах) невозможно быть специалистами во всём. И потому если мы хотим жить в относительной безопасности, то должны прилагать усилия для того, чтобы решения, на которые опираются наши власти, принимались с учётом мнений специалистов – людей, которые имеют в своей среде безупречную профессиональную репутацию, должное образование, опыт и желание уберечь своих граждан от обоснованных угроз. И хотя мы не можем выбирать и каким-то образом влиять на этих специалистов, мы можем (опять хе-хе, но это очень грустное белорусское хе-хе) выбирать власть, которая будет опираться на мнение таких экспертов. Так что наша с вами химическая безопасность находится только в наших же с вами руках.
P.S. ЧУдная подборка! Но вы не читайте ни в коем случае: это демагогия и ложь!
P.S. 1 Мне особенно нравится это. Гомеопатия!