Про танчеги

топ 100 блогов dr_guillotin16.11.2012 Последние пару недель у меня был праздник души и именины сердца с танковыми книжками.

1. Мышекнижка от КВГ. Обложку постить не буду, ее и так все видели. Это не платный постЪ, если бы не захотел и не понравилось - просто промолчал бы, пишу в ЖЖ редко.

Как не крути, а "Маус" это явление в истории танкостроения, танк предельных параметров из числа воплощенных в металле. Такого не было до ВМВ и уже, скорее всего, не будет никогда. О его существовании люди моего поколения узнали еще в детстве, из "Нашего танкового музея" Техники-молодежи. Потом про монстрика много писали, наверняка все помнят распил монографии пана Вольдемара (W.Troika) силами "Восточного фронта". На данный момент тему практически закрывает соответствующий выпуск Panzer Tracts №6-3 от Йенца и Дойл. Однако на русском тему все же нельзя было считать закрытой на уровне Panzer Tracts-ов. На мой взгляд недавно вышедшей книжкой за авторством Ю.Пашолока и И.Желтова эта задача была решена. В ней присутствуют важные вещи для понимания эволюции сверхтяжелого танка и развития танкостроения в целом. В отечественной литературе традиционно принято сваливать решение о проектировании Мауса на фюрера. Якобы в воспаленном мозгу А.Гитлера родился монстр, который был воплощен в металле.

На самом же деле, и это показывается в книге, в 1930-х и начале 40-х имело место прощупывание горизонтов развития танкостроения. Причем немалую роль играло подглядывание за соседом. К тому, что "Гитлер поручил" имелись объективные предпосылки. В книжке Желтова и Пашолока выдвинут новый для отечественной литературы по Маусу тезис о том, что его появление было вызвано разведданными о советских монстриках. Причем тезис это не тупо списан у Йенца-Дойла (где он тоже присутствует с цитатой из документа), а проиллюстрирован советскими документами. Для железобетонности нужна еще бумажка OKH-FHO но и без нее картина понятная. О советских опытных монстриках мы уже знаем по публикациям недавнего времени. Т.е. какого-то тактического концепта не было, было движение на ощупь по принципу "раз противник делает, то и нам надо". Дальнейшая картина уже стала кристально ясной: бронемонстриков у Красной армии не появилось, авиация союзников основательно потрепала заводы Круппа и немцы разумно предпочли 180-тонному журавлю синицу в руке в лице собираемых на Алкетте Штугов.

Концепция с реакцией на советские разработки позволила авторам мышекнижки избежать легкомысленных высказываний типа 6 мая 1943 года макет был вновь разобран и вывезен в «Волчье логово» - штаб-квартиру фюрера в Растенбурге, где 14 мая он был продемонстрирован Гитлеру. Фюрер не упустил возможность «улучшить» танк и приказал вооружить его не 128-мм, а 150-мм пушкой. 8 июня 1943 года фирма Krupp получила заказ на изменение конструкции башни под более мощную пушку (Барятинский, С.13). Что совсем не так, эволюция вооружения в Мышекнижке вполне внятно расписана.

Вообще сужение темы только до Мауса оказало благотворное влияние на объем информации, что сделало картину более цельной. Не просто перечисление событий с оставлением читателя в раздумьях, почему так неспешно шли к опытному образцу (хотя фюрер требовал весну 43-го), а демонстрация практического эффекта от бомбардировок. К слову, по такому же пути шли Йенц-Дойл. По описанию испытаний видно, что Маус получился машиной, пригодной для практического применения на подходящей местности и транспортабельной (см. путешествия Мыши из Берлина в Беблинген). Если бы не налеты союзников, то инерции первоначального импульса разработки сверхтяжелого танка вполне хватило бы на выпуск нескольких штук и использование их в бою где-нибудь на Сандомирском плацдарме. Вот такие картинки могли появиться гораздо раньше 1945 г.:

Про танчеги Photobucket


Очень интересная информация в книге приведена по бронированию Мыши. Во-первых, по весу бронедеталей, что позволяет понять, откуда взялись 180 тонн. Во-вторых, ранее не публиковавшаяся(или публиковавшаяся в формате "где-то сэмь-восэмь") информация по химсоставу бронедеталей Мауса, которые оказались выполнены из стали с большей долей хрома и никеля, чем это было типично для немецкого танкостроения того периода. Возможно самые толстые детали катались из корабельной брони (про использование заготовок корабельной брони есть упоминание у Йенца-Дойла). Также большой респект авторам книги за освещение вопроса с бронепробитием Мауса различными артсистемами и разъяснение про отметины снарядов на танке, которые многие наверняка видели в Кубинке. Мне пожалуй, не хватило только вкусной истории про фрезерование бортовых листов корпуса, со снятием 4,3 тонн металла, красочно описанной в вышеупомянутой Panzer Tracts №6-3.

Из недостатков соглашусь со всеми высказанным о плохой верстке. Фото "Казенная часть 12.8 KwK(Maus) L/55 и механизм отката крупным планом" (С.63) в буквальном смысле закрываемая спичечным коробком это facepalm.jpg. И таких "спичечных коробков" в книге много. Т.е. определенно не для моделистов издание.

Но в целом книжка прорывная и именно на таком уровне можно и нужно работать. Я не готов обсуждать правильность выбора аудитории, тиража итд., итп. Мне лично как единичному потребителю со специфическими технократическими вкусами книжка понравилась.

2. Книжка от М.Коломийца по Т-34М-Т-43-Т-44.
Про танчеги Photobucket


Эта книга фактически является пространным ответом на вопрос "Почему Красная армия всю войну провоевала на Т-34 с 45-мм лбом и почему на Зееловских высотах в апреле 1945 г. не было чего-то более толстобронного и живучего?" Книга написана с разумными вкраплениями полемики с ранее опубликованными работами. Имена не называются, но тем кто в теме понятно, что имеется в виду М.Свирин. Полемика, как нетрудно догадаться с его известной статьей "Если бы война повременила". Хронология событий, как показывает Коломиец, требует серьезной корретировки. Также в модернизированном Т-34 было меньше обезьянничанья с "трешки" чем принято считать.

По Т-43 вырисовывается в целом не слишком благостная картина отвлечение КБ А.Морозова на тупиковый образец в виде Т-43 с забиванием болта на более нужные вещи, такие как командирская башенка на Т-34.

Наглядно показано, что Т-44 получился сырой и глючный, а главное, требующий больших трудозатрат на изготовление. По оценке Коломийца его постановка на конвейер привела бы к двукратному снижению выпуска средних танков. Вот модернизированный Т-34-85 с толстым лбом и выносом баков в хвост - жальчее.

Танкофилам - настоятельно рекомендую к прочтению.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Roden 1/72 Небольшой отчет о постройке модели первого серийного цельнометаллического истребителя. Уже давно пытался написать статью, но Пегас, или как там называется ...
Мрачный абсурд. То что уверовавшие в целебные свойства шмурдяка сваренного сатанистами болеют и умирают, особо уже никто и не скрывает. Даже сами моральные уроды, стоящие во главе компании по утилизации лишнего населения. Все обещания сто процентной защиты на долгие годы, давно свелись ...
"Не могу назвать себя сильно замороченной. Обычные требования к чистоте, ничего особенного, думаю, почти у всех так. Всегда мою все овощи и фрукты с мылом, сыр, колбасу дома мою в упаковке, затем открываю ножницами упаковку, ножницы после тщательно мою,   бутылки ...
Ну, эти конечно могут и не так, хотя в данном случае, это почти их топчик. В Китайском зоопарке пытались выдать золотистого ретривера за льва))) А чо такова? ...
Пушка… Они заряжают пушку… Зачем?.. А!! Они будут стрелять!! Прибавить ходу! Одмерал - это такой персонаж, который периодически появлялся здесь в комментах и неимоверно доставлял своей аналитикой и искрометными выводами. Особую аллергию у него вызывали бесполезные и никому ненужны ...