Про Свердловский рок-клуб "на троих"

топ 100 блогов taanyabars16.02.2021 Про Свердловский рок-клуб на троих

То, что вы прочтете, родилось из потребности написать про Свердловский рок-клуб для проекта "Живое наследие", из-за которого я ничего не успеваю и почти совсем забросила ЖЖ. Основу писал муж, активно общавшийся с московской рок-тусовкой и лично знавший существенную часть героев Свердловского рока. Лучше всех из известных нам источников про то время и тех людей рассказал Алексей Иванов в книге Ёбург. Я переписывала в необходимый для сайта вид, сглаживала острые углы и пересказывала найденное в сети.
"Причесанный" вариант можно почитать на сайте Живого наследия, но мне хочется сохранить более полный, пусть и рваный, и грешащий отходом от норм русского литературного языка. Он дорог мне как осколок драйва того странного и прекрасного времени, на которое пришлась наша молодость.
Итак, АИ - Алексей Иванов, известный писатель. МБ - Михаил Бардин, мой муж. ТБ - я, Татьяна Барлас, ведущая блога.

1.
МБ
Современный мир не мыслим без молодёжной революции 20 века.
Молодёжная революция 20 века не мыслима без рок-н-ролла.
Русский рок - отдельное явление, начиная с начала 1980-х и до конца 20 столетия, пожалуй, никакое искусство не влияло так на общество.
Это время самых существенных перемен.
Свердловский рок - самый заметный в СССР, после Ленинградского. Альбом "Наутилуса" "Разлука" , пожалуй, оставил самый заметный след из всех альбомов Русского рока.

ТБ
"Этот альбом сломает эпоху об колено." - так сказал Алексей Иванов об альбоме "Разлука" Свердловской группы "Наутилус Помпилиус". Рок и эпоха неслучайно сошлись в одной фразе: русский рок - явление не только музыкально-поэтическое, но и общественное. С начала 80-х годов и до конца XX столетия русский рок формировался как самостоятельное явление и почти сразу же становился искусством, которое влияло на стремительно менявшуюся общественную жизнь сильнее любого другого. Свердловский рок - самый заметный в СССР после Ленинградского. Свердловский рок-клуб просуществовав всего пять лет (1986-1991), но из его стен вышли группы, которые составляют славу отечественного рока.

2.
МБ
Свердловский рок-клуб.
Официальное рождение 1986.
Официальная смерть 1991.

Президент Коля Грахов (ярый сторонник Ельцина БН)
Известные группы: Трек, Урфин Джюс, Наутилус (Помпилиус), Чайф, Агата Кристи, Апрельский марш, Кабинет, Настя, Водопады имени Вахтанга Кикабидзе. Последняя группа - СГ (Смысловые Галлюцинации).
Известные личности: Игорь Скрипкарь, Александр Пантыкин, Егор Белкин, Илья Кормильцев, Дмитрий Умецкий, Алексей Фоменко, Владимир Шахрин, Вадим и Глеб Самойловы, Евгений Кормильцев, Анастасия Полева, Алексей Могилевский.

Активное рок-движение в Свердловске существовало и в 1970-х годах.
При этом в начале 1980-х оно (по крайней мере отдельные мероприятия) оформлялись на официальном или полуофициальном уровне.
Антироковый террор, существовавший в СССР, в Свердловске был менее жёстким. Хотя многие свердловчане говорили, что для их
города принимались специальные постановления по более строгой идеологической цензуре.
Дедушкой Свердловского рока считают Александра Пантыкина. Ещё в конце 1970х годов он совместно с Игорем Скрипкарём создал группу "Сонанс".
Эта группа играла сложную экспериментальную музыку. Возможно, подобные корни наложили отпечаток на дальнейшее творчество Свердловских и
Ёбургских групп. В них бОльшая, по сравнению с Московскими и Питерскими группами, доля музыкальной составляющей (не значит, что текстовая составляющая отсутствует, поэзия Ильи Кормильцева и других авторов - явление, выходящее за рамки Свердловского рока).
Пожалуй, Свердловские группы (Трек и особенно Урфин Джюс) стали первыми неМосковским и неПитерскими группами, известность которых распространилась на весь СССР.
Про процесс создания наиболее известного Урфинджюсовского альбома "15" написано достаточно, все эти бесконечные противоречия и разногласия, которых между музыкантами было, видимо, значительно больше, чем могло быть, отразился на звучании
достаточно заметно, как бы придав музыке большую многопластность, поскольку она росла из разных источников и также насыщалась флюидами противоречий.

Пересказ непроверенных данных:
Пантыкин пишет фортепьянную партию для гитары. Белкин ругается и играть не хочет, но играет.
"Почти профессиональный" гитарист из Риги, слушая эту партию - "Ну прям Советский Pink Floyd"

АИ
Пантыкин и в музыке был инженером: монтировал звуковые композиции как технические конструкции, понимал законы гармонии как правила сопромата. Он сооружал произведения по жёстким технологиям: художественные решения были оптимальны и эргономичны, рационализм не позволял рисковать в неуравновешенности и всегда требовал надёжных точек опоры в классических форматах рок-н-ролла.
Инженер Пантыкин вычислил параметры реверберации небесных сфер, и у него ничего не гремело.

ТБ
Дедушкой Свердловского рока считают Александра Пантыкина...

Тексты играли огромную роль в русском роке - и Свердловский не был исключением. Вторым "китом" и в каком-то смысле идеологом Свердловского рок-клуба стал поэт Илья Кормильцев, чьи тексты вносили в хиты групп "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус" бунтарский дух своего времени.

Наконец, третий "кит" - Николай Грахов, первый и единственный президент рок-клуба. По-видимому, свою роль в возникновении рок-клуба сыграло его личное знакомство с первым человеком в области Борисом Ельциным через его дочь Татьяну. Одним из последних распоряжений Б.Н.Ельцина перед отъедом на повышение в Москвы стало указание о создании рок-клуба для сплочения рок-музыкантов и помощи им.

3.
МБ
Появление группы Наутилус Помпилиус имело эффект разорвавшейся бомбы .
Пожалуй, не один исполнитель с 1970 года (с периода, с которого могу судить) не взорвал такую бомбу, как Нау в 1987 году. Возможно, на ДДТ фанатели больше, возможно, Кино собирали бОльшие количества зрителей. Но это было растянуто по времени.
Реплика известного рок-манагера "Я готово отменить все выступления на рок-фестивале, если там не будет Нау"
(правда, менее чем через год его же слова: "Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, ..., Наутилус Помпилиус...Нау пусть выступает с Кобзоном, это не рок, а немного продвинутая эстрада").
Чистейший звук (что не очень типично для тогдашнего рока), высокий профессионализм, тексты Кормильцева и Бутусова воспринимались как идеальное чувство того времени.
Тогда уже прошла эпоха подпольных концертов и тем более "квартирников" (да и Свердловские группы никогда не выступали на квартирниках),
но на большую эстраду выход "рокерам" был закрыт (первоначально и сами туда не стремились). Поэтому, приезжая в Москву или в Питер, группа давала много концертов.
Ни каких административных препятствий не было, но билеты официально не распространялись. Концерты проводились чаще в продвинутах ДК (на плохой аппаратуре группа не выступала).
О концертах иногда договаривались за несколько часов, но залы были полные.
Нау был больше чем музыкальным явлением. Его цитировали в разговорах, показывали во "Взгляде", его песни орали пьяные на улице.
Бомба Нау взорвалась с альбомом "Разлука"

АИ
Бомба рванула на концерте свердловского рок-клуба 5 сентября 1986 года. На сцене встал новый «Наутилус». Они были неподвижны, как на расстреле, и все с накрашенными глазами. Бутусов и Умецкий широко расставили ноги в блестящих сапогах и держали гитары как автоматы. Умецкий – с длинной косой чёлкой, будто махновец, а Бутусов – в галифе и в каком-то френче. Прожектора били в зал. Аскетизм поведения музыкантов освободил энергию музыки, и публику снесло.
И дальше уже покатилась цепная реакция – для группы и для страны. «Нау» вздымал стадионы, оглушал города, взламывал все иерархии и лидировал в хит-парадах. Он добрался до всех: до людей немолодых, не знающих ничего, кроме советской эстрады; до снобов и мажоров; до плебса, у которого музыка означала дискотеку; до агрессивных нефоров, которые слушали только Black Sabbath и Sex Pistols; до глупеньких девочек, что простодушно влюблялись в Бутусова.
Кумулятивный эффект «Нау» состоял в будоражащем сочетании протеста и чувственности: клавишно-саксофонный мелодизм, доходящий порой до сладкой шлягерности, плюс сильный и красивый голос фронтмена Бутусова, брутального секс-идола, плюс обжигающая узнаваемость ярких и реалистичных текстов.
«Скованные одной цепью» звучали сразу как величественный гимн СССР и как прощальный хорал. Драматизм «Наутилуса» был глубинным, а героика – латентна, но это и выкупало граждан Союза, которые ещё сами не понимали, чего они хотят. В 1987 году «Нау» гремел в Москве, Питере, Вильнюсе и Новосибирске, а в 1988-м – уже по всей стране и за её пределами.
Началась наутилусомания.

4.
ТБ
Проведя с огромных успехом пять фестивалей, Свердловский рок-клуб закончил свое существование. Рок перестал быть запретным, коммерциализировался, к музыкантам пришли слава и деньги, и рок-клуб фактически исчерпал свое назначение...

Судьбы основных участников Свердловского рок-клуба сложились по-разному. "Наутилус Помпилиус", пережив несколько распадов и смен состава, окончательно прекратил существование в 1997 году, изредка воссоединяясь для разовых мероприятий. Его лидер Вячеслав Бутусов продолжает выступления с различными группами. Раздельно выступают лидеры группы "Агата Кристи" братья Глеб и Вадим Самойловы. Продолжает выступать группа "Чайф".
Александр Пантыкин закончил консерваторию и стал композитором, он известен музыкой к многим популярным фильмам и театральным постановкам.
Илья Кормильцев работал как переводчик, литературный и музыкальный критик, занимался издательской деятельностью. Умер в 2007 году.

Тридцатилетие Свердловского рок-клуба в 2016 году было отмечено концертом на главной площади Екатеринбурга. 30 тысяч зрителей вместе с постаревшими музыкантами завершили концерт песней "Гудбай, Америка".

Говоря о влиянии Свердловского рока на культурную жизнь России, нельзя не упомянуть уроженца Свердловска режиссера Алексея Балабанова: саундтрек его культового фильма "Брат" составили композиции групп "Наутилус Помпилиус" и "Настя". В фильме "Брат-2" также звучали песни групп Свердловского рок-клуба. На счету режиссера документальный фильм "Настя и Егор", посвящанный рокерам Насте Полевой и Егору Белкину.

К памятным местам Сверловского рок-клуба в Екатеринбурге можно отнести прежде всего ДК имени Свердлова, где он размещался и где прошел первый его фестиваль (улица Володарского, 9). Кстати, рассматривалась возможность переименования улицы Володарского в улицу Свердловского рока, но оно так и не состоялось.
В 2015 году на Уралмаше, в бывшем здании Дворца Культуры Уралмашзавода состоялось открытие небольшого музея истории уральского рока и музыкального оборудования.
На здании химического факультета УрГУ, где учился Илья Кормильцев, установлен памятный знак.
К теме рока имеют непосредственное отношение памятник Битлз и "переход Виктора Цоя" с граффити, посвященными музыканту.
А осенью 2020 года появилась музыкальная экскурсия, посвященная Свердловскому рок-клубу. Во время ее проведения в наушниках экскурсантов звучат песни.

Здесь можно ставить много видео, но обойдусь двумя. Одно очевидное, без которого не обойтись



Второе совсем неочевидно. Это фрагменты фильма свердловчанина Дмитрия Астрахана "Всё будет хорошо" с музыкой Александра Пантыкина. Музыкант на белом Мерсе (?) из первой сцены неуловимо напоминает мне того же Бутусова.



Постскриптум. Мне так и не удалось увидеть Наутилус Помпилиус, и только в совсем другую эпоху, кажется, лет 10 назад мы пошли на концерт Бутусова с Ю-Питером. Между зрителями ходила корреспондентка радио (или ТВ? не помню) и что-то у них спрапшивала. Метко выцепив наши рожи как резко выделющиеся из гораздо более юной публики, она задала нам вопрос, смысл которого сводился к "Ребята, а что вы тут делаете такие старые?". Не помню. что мы ей ответили, но помню, что я подумала: странно, что никому не приходит в голову задаться вопросом, а что тут делает Бутусов, который на год старше моего мужа.
А между тем, рок - это состояние души, которое объединяет тех, кто на сцене и в зале. И оно живо даже когда, казалось бы, напрочь забыто.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века - По воле Бога Самого - Самостоянье человека, Залог величия его... Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как иудейская пустыня И как ...
Смирно! Равнение на середину! Видим, что и коты могут выполнять команды из Строевого Устава Вооружённых Сил Российской Федерации.. © kwakin_misha p.s. Поздравляю всех друзей с Днём рождения РККА! Желаю всем здоровья, хорошего настроения и успехов в труде! ...
С сайта "Православие.ру": Основанный в конце сороковых годов прошлого века город Озерск сыграл главную роль в становлении современной атомной промышленности. Под руководством академика И.Курчатова в городе строился флагман отечественной ...
На чем мы там остановились? На «здравствуйте, дарагие рассияны»? Новоокрещенные «дарагие рассияны» переглянулись и растерянно почесали в затылках. «Ну, здравствуй, дорогой соотечественник... ты говорить-то по-человечески умеешь?» А зачем вообще было нужно творение мутантных «россиян»? ...
Нужно сделать перепост записи: http://pihovkin1.livejournal.com/1623887.html и обязательно оставить в ней комментарий. Перепост можно сделать с помощью кнопки "Перепостить это у себя в журнале!" СК мне абсолютно не важен. Важно, что бы ваш тИЦ был не меньше 10. Отписаться тут о ...