про статью
mudraya_ptica — 09.06.2022 В процессе изысканий начиталась всякого разного любопытного.Вот, например, статья 1932 года про историю медицины.
BULLETIN OF THE NEW YORK ACADEMY OF MEDICINE, VOL. VIII JULY, 1932 No. 7, EDITORIAL
THE FIRST AUTHENTIC PERIODICAL OF MEDICAL HISTORY
ПЕРВАЯ АУТЕНТИЧНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИСТОРИИ
В 18 веке произошло замечательное и значительное расширение интереса к истории медицины, который раньше возникал лишь местами и через большие промежутки времени.
Такие манифестации Гиппократа о древней медицине, Iatrika Менона, Proaemium Цельса, биографические очерки Усейбии и последующие работы Ги де Шолиака, Симфорьена Шампье или Конринга вряд ли можно считать влиятельными, и в течение целой четверти века после этого мало что было сделано для улучшения длинного и легковерного повествования Леклерка.
Совершенно некритический подход, знаменательное незнание или безразличие к основным источникам фактов, самонадеянное претенциозность на всеведение и, как следствие, легкая склонность к импровизации — вот выдающиеся черты Леклерка и большинства его ближайших последователей.
Абсолютное предвидение (Foreknowledge absolute) статуса медицины до и после потопа считается само собой разумеющимся, и даже заботы Ноя о снабжении парных животных в его ковчеге и утилизации их экскрементов рассматриваются в одном случае.
Медицина халдеев, египтян и ассиро-вавилонян происходит соответственно от Сима, Хама и Иафета.
Ной и Моисей считаются основателями химии.
Мифы классической древности воспринимаются как правдивые буквально, а хронология смещается в угоду прихотям импровизатора.
Даты для самых незначительных событий назначаются с легкомысленной уверенностью, которая была бы смехотворной, если бы не была явно детской.
Бургграв в своей «Либитине» (1701 г.), Краузе (1709 г.), Альберт (1711 г.), Рангиус (1716 г.) и другие с бесстыдной уверенностью рассуждают о «судьбе медицины» (De fati medicinae).
Некоторое усовершенствование метода, но, конечно, никакого прогресса в знании не было продемонстрировано в работах Баркгаузена (1716, 1723), который занимался историей медицинских теорий и пытался вернуться к основным источникам, работы Гелике (1713-23), который был критичен до злобы, и Шульце (1728 г.), который выдвигает здравые взгляды на вещи, но фиксирует смерть Адама в 9 часов утра в 3054 г. до н.э., определяет 2329 год как дату Потопа и 1247 год как начало Культа Эскулапа».
Во всех этих вопросах mens medica того времени была некритичной и детской.
Так называемая прагматическая тенденция историков конца 18 века, тенденция считать практические результаты главным критерием прогресса в медицине, началась в Англии с Фрейнда (1725-1726), получила свое развитие на континенте в Галлере и достигла кульминации в 5-томном трактате Шпренгеля (1792-1803), остававшийся самым значительным и надежным документом по нашему предмету до времен Хазера.
Прагматизм возник благодаря тому, что исходные установки мысли XVIII века были уже не метафизическими, а математическими.
Декарт, Спиноза, Лейбниц и Паскаль уступили место Ньютону, Петти, Галлею, Фаренгейту, Муавру, Даламберу, Лагранжу и Лапласу.
*
Бургграв, как выяснилось, был немцем и работа его называлась Libitina ovans fatis hygieae (Либитина торжествует над судьбой hygieae (гигеи? гигиены?))
|
</> |