Про современный ЮАР (с точки зрения белых)

топ 100 блогов a_krotov03.02.2024 Читатели спрашивают в целом, каковы свойства ЮАР, распространён ли там чёрный расизм или какие-то ещё негативные явления. Я немного осматривал ЮАР, фактически подробно был только в двух городах – в Блюмфонтейне и в Кейптауне, ну и проездом в Апингтоне (ну и через Йоханнесбург проехал на автобусе). Но, расспрашивая разных людей в ЮАР, получил некоторые сведения. И сейчас, позавчера, когда ехал автостопом в Виндхук с Кетмансхупа (там я проехал 500 км, в паре с новой для науки женщиной, жительницей Кызыла) – остановилась нам легковая машина с двумя белыми людьми: ехали они, по-видимому, из ЮАР. Один из водителей был уже пожилой, в седой бороде, по имени Кристен. Второй помоложе, борода ещё чёрная. Седобородый родился в ЮАР, переехал в Намибию в 1993 году; чернобородый, его друг, был жителем ЮАР. Они рассказали следующее — передаю вкратце. Это мнение белых людей (подтверждается и другими моими расспросами белых), — у чернокожих может быть другое мнение.

— До наступления демократии ЮАР была замечательная страна, — вспоминал водитель постарше. — Всё красиво, аккуратно, практически безопасно. Всё работало, фабрики, заводы, поезда ездили ежедневно, электричество подавалось 24 часа в сутки, в городах можно было гулять спокойно. Южноафриканский ранд был сильной валютой, мы приезжали в Европу, в Австралию, и нам не казалось, что там у них что-то слишком дорого: ранд был в цене.
Про современный ЮАР (с точки зрения белых)
(на фото: Кейптаун)

Потом, в 1994, началась «демократия», и всё повалилось в пропасть. Мне повезло – сказал Кристен – я переехал в Намибию в 1993 году. Тут, в Намибии, демократия началась в 1990 году, когда они отделились от ЮАР. Но тут не было такого развала, как в ЮАР. А я нашёл себе жену в Намибии и переехал сюда, успел, ни капельки не жалею. Тут Намибия отличная страна, можно не бояться, что тебя убьют, всё в порядке, электричество, дороги, всё поддерживается в нормальном состоянии.

— А я остался в ЮАР, — рассказал второй, помоложе, — и у нас началась демократия. Сразу начался криминальный беспредел, всё хуже и хуже, и это длится уже тридцать лет. Всё начало разваливаться, ничего не чинят. Электричество постоянно вырубают: все электросети и электростанции построили при белых, мощностей не хватает, руководители всё разворовывают, ничего не вкладывают в развитие. В городах скопились тысячи криминальных личностей, наркоманы, пьяницы, бомжи... Ночью вообще нельзя ходить, да и днём лучше не ходить. В Йоханнесбурге даже из машины нельзя выглядывать. Там автостопом я никого не подбираю. Любой автостопщик – это ловушка может быть. Рядом со мной всегда пистолет. И дома, когда сплю, всегда под рукой он, заряженный. Всегда проверяю, когда ложусь спать, чтоб пистолет был под рукой. У нас в ЮАР каждый день убивают белых фермеров. Каждый день! Этого даже нет уже в новостях, никому не интересно. Они – грабители – сельским хозяйством вообще не интересуются. Они надеются, что деньги найдутся у фермеров. Нападают, убивают, грабят, потом от вредности поджигают дом. Постоянно это происходит. Многие белые фермеры уезжают из страны, но не все: жалко же вложенный труд, сколько работали всей семьёй на этой земле, десятки лет, так сразу за бесценок продать и уехать — тяжело. Вот и остаются, но приходится всегда даже спать с оружием.


В городах у нас теперь апартеид наоборот. Большая безработица. Если вдруг появилось рабочее место, сразу много претендентов. И кого первого пригласят на работу, например в офис? Первым делом – чёрная женщина. Потом – чёрный мужчина. Если таких не нашли, тогда «цветной», индус, малаец. Если и их не нашлось, тогда пригласят китайца. А если и китайца не нашли, тогда уже дойдёт очередь до белого. На словах все равны, а реально белые теперь – самая уязвимая категория.

Южноафриканский ранд был когда-то сильной валютой. Теперь постоянно падает. За десять лет ранд упал (к американскому доллару) в два раза, а за тридцать лет ещё больше. Раньше мы приезжали в Британию, в Австралию, и всё было нормально (по ценам). Теперь если они к нам приезжают, то говорят: «у вас, ребята, дёшево!» Многие белые от нас хотят навсегда переехать в эти страны. Но вот ты продашь свой дом, свою землю тут за ранды, и что ты купишь в Австралии или Британии за эти деньги? Немного чего купишь.

И всё валится в пропасть, уже тридцать лет. И безопасность, и электричество, и водопровод, и автодороги много лет без ремонта. Железная дорога ржавеет, отменили уже почти все поезда. Государственная медицина — ужасная. Точнее, есть два вида медицины. Есть государственная медицина, вот она практически никакая. Будешь со сломанной рукой или ногой лежать в коридоре больницы целый день, пока только лишь врач на тебя посмотрит, а когда нужен какой-то рентген, МРТ – всё сломано, аппарат не работает, гипс сам покупай. Есть и платная медицина, частные клиники, там-то всё нормально, и рентген сделают, и вылечат, но огромная стоимость. Впрочем, белые обычно застрахованы, страховка немало стоит. То же самое со школами: есть государственные школы, но в них ничего нет, и там всё равно надо, хоть и вроде бесплатно, всё для школы покупать. Есть и частные школы, туда и сами чёрные, кто побогаче, своих детей сдают: понимают, что в государственной школе ничему не научат, только пристрастят к пьянству и к наркотикам. При этом, по инерции, в стране добывают алмазы, другие минералы, но ничего из этих денег правительство не вкладывает в развитие, или хотя бы в ремонт инфраструктуры – всё разворовывает самая верхушка. Все добывающие компании перешли в руки этих, ранее угнетённых, чернокожих и их родственников.

Так что вам ещё повезло, что мы сейчас в Намибии и остановились вам. В ЮАР – никогда б не подвезли. Там автостоп трудное, почти безнадёжное дело, и подбирать боятся не только белые, но и чёрные водители, кто поприличнее – все боятся, что их ограбят, остановишься попутчику – можно и без машины остаться.


…Такие или похожие наблюдения я слышал и от других белых, проживающих в ЮАР. Не претендуя на полноту исследования, всё же замечу: что-то не в порядке в этом далёком царстве-государстве.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часто, когда люди с большой разницей в возрасте начинают встречаться, их союз получает скорее общее неодобрение , чем поддержку. И хотя мы не можем знать наверняка, что происходит в чьих-либо отношениях, знаменитости сами дают нам понять, что у них все складывается хорошо. 1. Шер ( 76 ...
Ну да, и я еле узнала. Вот что делает пластика с красотками! Портит лицо даже самой шикарной и прелесной женщине, которая была неповторима. Краса России стала простой стандртной инстаграмовской очередной Барби. Оригинальность не в пластике ведь. Оригинальность заложена в природе:) ...
Я человек выдержанный. Могла бы работать шпионом. А вас, Штирлиц, я попрошу ...
Я пару лет наблюдала за тем, как жалающие могут на каждом углу купить курительнуе ...
... гуляем с вами мы, ...