Про социализмы - простым языком

топ 100 блогов xommep04.04.2015 Продолжаю пересказ тем из недавнего видео-интервью, упомянутого в прошлой статье. Сегодня попробую поговорить о том, что такое социализм и в чём его отличия от того, что мы имеем сейчас. Тема, на самом деле, не столько политическая, сколько ценностно-культурная.

Благодаря усилиям пропаганды - как советской, так и анти-советской - социализм в массах прочно ассоциируется с красными флагами, лозунгами, и портретами Ленина-Сталина-Мао. Всё это так, да не так. На тему социализма я уже писал неоднократно, и даже почти теми же самыми буквами - тут, тут и тут. Но сегодня хотелось бы более наглядно показать, в чём центровое отличие социализма от других -измов, в основном опираясь на недавний цикл статей о культурном базисе - хотя в статьях 2012-го года в целом вроде бы всё то же самое, но подставить под них определённые базис не помешает.

Термин "социализм" определяется по-разному; в википедии, например, написано, что
Социали́зм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма

А на мой лапотный взгляд, определение социализму можно дать следующее - это общество, в котором в качестве основной, наивысшей ценности выступают интересы этого самого общества. Не интересы каких-либо его участников, не полёты в космос или удои молока, а именно интересы всего общества. При этом нигде не говорится ни о свободе, ни о равенстве и братстве - но они, по большому счёту, выводятся из базовой ценности общества.

Если совсем сильно упростить модель, то можно представить известную картину Репина "Бурлаки на Волге":

Про социализмы - простым языком
Бурлаки на Волге

Несмотря на несколько угрюмый антураж, данную картину можно использовать как некую иллюстрацию общественного устройства: при социалистической морали и идеологии главной ценностью является движение всей связки, всей артели, всего общества. Идущие впереди тащат тех, кто отстаёт; те, кто сзади, наоборот, иногда лишь мешают - но главным в этой картинке является движение всей упряжки. Если что-то помогает этому движению - то это хорошо; что мешает, это плохо; причём движение не стоит воспринимать как сиюминутность, это протяжённый процесс - поэтому если кто-то отстаёт не потому, что он тормоз или лентяй, а из-за временных трудностей, общество будет тянуть его с собой, и это нормально.

Заметьте, тут нет никаких флагов, лозунгов или портретов - если интересы общества превыше всего, это социализм (не советского типа, а вообще). Например, вполне может существовать монархический или теократический социализм - если во главу угла общества поставить именно интересы общества, а не монарха или верховного жреца; другое дело, что эти конструкции неустойчивы, по причине несовместимости ценностей; монарх на то и монарх, чтобы быть превыше всего, а тут какое-то общество...

На мой взгляд, в России до 1917-го года формально - именно формально - и был социализм; погодите смеяться, надо разобраться. :) Официальным лозунгом Российской Империи был "За Веру, Царя и Отечество" - то есть фактически идеологией страны был теократический монархический социализм. :))) Монарх, даром что самодержец, был хранителем Земли Русской, и фактически ассоциировался с обществом и с Церковью - то есть что хорошо Царю, то и обществу-стране должно быть хорошо; и наоборот. Это если подходить формально. Реально же интересы конкретных самодержцев вполне пересекались и противоречили интересам страны, народа и общества - не всегда, но иногда бывало. А также, имхо, основной проблемой РИ оказалась легализация частной собственности - которая на тот момент была совершенно естественна, "у всех же так" - она в итоге страну и угробила.

Сторонники либерал-монетаризма постоянно уверяют нас, что именно частник спасёт экономику и общество, а без него будет одно запустение и вон те бурлаки с картинки выше... Но это они рассуждают со своей точки зрения, которая вообще не учитывает интересы общества по определению - у них принципиально другой культурно-ценностный базис, и не сойтись одному с другим. В чём же засада, спросите вы? В том, что сторонники частной собственности игнорируют связанность общества и считают скорость его движения по скорости наиболее быстрых его участников - вон, смотрите, мой ниггер бежит быстрее вашего! Да, но наш-то тащит на себе пенсионера и инвалида, и потому и отстаёт. Если смотреть на картину выше, то с точки зрения либерализма надо разорвать оковы тысячелетнего рабства и каждому со всей дури побежать вперёд. В итоге, возможно, наиболее сильные, действительно, прибегут в пункт назначения быстрее, только вот самого общества - упряжки - уже не будет как факт; а слабые вообще могут помереть без присмотра. "Так им и надо!" - воскликнут социал-дарвинисты, да вот беда - в итоге всего общества может не стать, оно распадётся на вот таких "бегунов", и груз, который могла бы перетащить вся упряжка, в итоге сократится во много раз.

Что же случилось в Российской Империи, на мой взгляд - всё в тех же терминах. Хотя я не сторонник монархии и не считаю Николая2 святым (о чём писал в статье про акценты), можно предположить, что Николай2 действовал из социалистических побуждений - то есть в интересах всего общества. Хотя к 1917-му армия потерпела ряд важных поражений, по большому счёту, война не была проиграна, и надо было немного потерпеть, пока союзники дожмут Германию на западе - таким образом, даже проиграв все сражения, всё общество стало бы победителем в Мировой Войне и вся история Человечества пошла бы по другому сценарию; то есть Царь вёл российскую упряжку по камням, чтобы в итоге дойти до точки назначения. Но некая группа частных собственников (капиталистов по Марксу) решила, что как-то он не так действует, и не учитывает их интересы, и надо бы всё общество развернуть в сторону бОльших прав и свобод - в основном своих собственных, конечно. Интересы всего общества, очевидно, проигнорировались - в условиях Мировой войны устраивать дворцовые перевороты это пять - что и вылилось в показанную в прошлой статье де-мотивацию народа, армии, и в итоге привело к следующей революции, где интересы общества снова были поставлены на первое место - хотя уже и под другим углом.

Ещё раз повторюсь - когда в дело вступает частная собственность, социализм и общество в целом получают пробоину в самых основах; потому что мотивация людей перестаёт учитывать интересы общества и зацикливается на своих собственных. Эксплуатация человека человеком может приводить к замечательным результатам - если их рассматривать в отрыве от общества, конечно. Ура, мы сделали новый "Айфон"! - радуются "капиталисты". А общество - именно как общество - смотрит и не понимает, чего это за хрень; для общества Айфон совершенно бессмысленен, поскольку он приносит счастье и умиротворение единицам процентов населения; и намного бОльшее влияние на общество имеет вовсе не Айфон, а какая-нибудь китайская Zopo - если мерить в штуках, а не в деньгах. И прогресс для общества означает совсем не новые модели Айфонов, а именно прогресс той самой Zopo - каких агрегатов больше, те и важнее для общества.

Можно ли объединить в России социализм и монархию, как это предлагает гр. Чаплин?.. На мой взгляд, теоретически - да. При очень чётком понимании, что такое социализм и что такое монархия. И, безусловно, при отсутствии морально-ценностных бомб под общественную формацию в виде частной собственности - когда интересы индивидуумов ставятся превыше всего (а когда частная собственность объявляется священной, это ущемляет интересы большого числа работников), всё общество просаживается - и это уже никакой не социализм получается. Не может быть две ценности во главе угла - и общество и право эксплуатации человека человеком - во всяком случае, не на данном уровне развития общественных отношений.

Для того, чтобы вообще ставить подобные вопросы - социализм, монархия, итд - надо в целом понять, что такое ценности вообще. В современном мире обмана и манипуляции целые страны говорят одно, а делают другое - что уж говорить за политиков, которые постоянно конвертируют пустую болтовню в реальные блага. Каким-то образом надо до людей донести, что ценность - это когда ничего не может быть выше, даже личное благополучие. Если Родина скажет "пойди и пожертвуй жизнью" - надо идти, это называется "патриотизм", а вовсе не махание флагами и распевание гимна. То же с интересами общества - если вы ради общества можете пожертвовать своими интересами - перестать гадить или воровать как минимум - то тогда вы можете рассуждать за социализм. Иначе - вы обычный монетарист-либерал, и надо ещё немного размять мозг в поисках истины. Такое моё мнение.



Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:49

https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Вчера (12 мая) Манекен получил свой 1000-ый костюм, надо сказать несколько неожиданно уже тысячный! И сказать по правде, я бы вряд ли догадалась, что сей костюм символизирует, если бы не знала заранее. Проверим на вас! Есть идеи, чьему юбилею посвящен этот костюмчик? Тогда под кат - ...
Сегодня у меня цветок- первоцвет, который мало известен. И его часто путают принимая или за вид пролески или за гиацинт. Однако он вполне сам по себе, с затейливым названиям Пушкиния (Puschkinia). И на ум сразу приходит фамилия великого русского поэта, не так ли? Все так, да не так. ...
Три гитары - и больше ничего. Да, звучит непривычно - но тоже очень здОрово! О самом трио: http://giglo-fava.livejournal.com/742667.html?thread=27224843#t27224843 Amsterdam Guitar Trio - Four seasons: Vivaldi - Winter - Allegro Non Molto ( http://www.youtube.com/watch?v=mRI9mSBHXrM ) Amsterdam Guitar Trio - Vivaldi - Spring - Allegro (странно... Разве ...
Несмотря на то что праздники закончились всего лишь несколько дней назад, Лера Лера уже вторую неделю не выходит из студии, оттачивая свои танцевальные па до идеального состояния. Новым шагом в продвижении Леры по dance-лестнице будет посещение ...
или "что выросло, то ...