Про собеседования (наболело)
ru_sysadmins — 11.03.2010 В течение последних лет я несколько раз сталкивался с необходимостью проходить собеседования при устройстве на работу сисадмином (или смежной профессией) и у меня накопилось достаточное количество раздражения типовыми способами проведения таких собеседований. Мне многое что в собеседованиях такого рода не нравится, и этим постом я бы хотел указать конкретно на то, что не нравится. Возможно, некоторых людей, которые проводят собеседования, и которые вынуждены проходить через собеседования, изложенные в посте мысли сподвигнут на улучшение ситуации с собеседованиями.Собеседование на должность админа обычно проходит в два этапа: сначала Вас интервьюирует девочка из HR, затем (если Вы ей понравились), Вы имеете шансы пообщаться с кем-нибудь из IT отдела компании, в которую устраиваетесь. С девочками всё понятно, не хочу об этом писать, а вот беседа с айтишником нуждается во внимании.
Понятное дело, айтишник задаёт соискателю вопросы и ожидает услышать на эти вопросы правильные (с точки зрения интевьюирующего айтишника) ответы. Чем больше правильных ответов -- тем выше вероятность устроиться на работу. Т.е. правильно отвечать очень важно, от этого зависит устройство или неустройство. Вполне логично соискателю готовиться к интервью заранее и попытаться заранее проработать ответы на возможные вопросы, не так ли?
Здесь есть трудности. Дело в том, что в отличие от многих и многих других отраслей знания, прогресс в области IT идёт чрезвычайно быстро. Индустрия всё время усложняется, усложняется ПО, усложняется техника. Конструкция двигателя внутреннего сгорания уже сотню лет не претерпевает значимых изменений, поэтому специалист по моторам, получивший образование в этой теме много лет назад всегда сможет ориентироваться в движках более новых автомобилей, чем те, которые он разбирал во время учёбы. Другое дело специалист по IT: уже через десять лет знания становятся практически невостребованными. Например, 15-20 лет назад бывшие богами специалисты по NetWare сегодня имеют мало шансов быть востребованными на рынке труда.
Помимо быстрой смены ИТ ландшафта, структура этого ландшафта всё время усложняется. На нём вырастают новые горы, возникают расселины и ущелья, местность всё более детализируется и становится всё более сложной. Поэтому 20 лет назад были "компьютерщики", которые ориентировались и почти в любом ПО и почти в любом железе. Сегодня же в области ИТ существуют сотни специализаций. Просто потому, что возможности человеческого мозга ограничены и такой объём информации туда просто не влезает.
В таких условиях мне представляется проигрышной профессиональной стратегией пытаться угнаться за временем и пытаться объять необъятное. Нет особого смысла изучать досконально и уметь делать всё во всех продуктах. Одни продукты уходят, другие приходят, всё меняется. Гораздо перспективнее сосредотачивать личностный рост не на объёме знаний о продуктах, которых через 10 лет не будет (или они изменятся до неузнаваемости), а на общих принципах решения типовых задач. В общем-то, так или иначе, сознательно или интуитивно, многие админы именно так и делают. Здесь прогресс есть.
Но вот где не видно прогресса и понимания вышеописанных реалий, так это в сфере собеседований. В современных собеседованиях в РФ считается важным задавать узкоспециализированные вопросы о конкретике функционирования тех или иных продуктов, и на основании ответов на эти вопросы делать выводы о профпригодности соискателя.
Стек протоколов TCP/IP к месту и не к месту, например, уже стал притчей во языцех. Анекдот. Надо, не надо, общее место едва ли не в половине собеседований -- это более или менее подробный рассказ о стеке протоколов. Также часто спрашивают про роли FSMO и т.п.
Да, существует небольшое количество тем, в которых (хотя бы на общем уровне) должны ориентироваться все или почти все. IP-адресация, например. Однако, это совершенно не касается узкоспециализированных вопросов, которые, тем не менее, всегда (ВСЕГДА!) задают.
Например, некоторые из последних:
- назовите счётчики производительности, по которым Вы будете измерять загруженность дисковой подсистемы.
- что означает аббревиатура PCI?
- как и какой командой разрешить доступ к определённому порту в стандартном Windows Firewall?
Спрашивается, ну зачем я должен перегружать мозг тупым запоминанием тысяч аббревиатур, названий тысяч счётчиков производительности, сотен параметров команды netsh? Зачем мне помнить сотни тысяч параметров реестра? Во всех реальных случаях использования, все эти "проблемы" решаются за две секунды поиском в интернете, выбором нужного счётчика из списка доступных в перфмоне, написанием вопроса в ответ на приглашение консоли netsh.
Складывается ощущение, что многие интевьюеры вместо проверки реальных знаний соискателя занимаются просто тешеньем своего самолюбия. "Я вот знаю, а он -- нет". Дорогие, я Вас умоляю. Мне каждый раз хочется превратить такого рода интеврью в честную игру, в которой вопросы задают не только соискателю, но и соискатель имеет возможность задать каверзный вопрос интевьюеру. Нередко с гарантией, что интевьюер ответить не сможет.
При существующем неохватном объёме информации в ИТ многие сисадмины имеют редкий опыт и редкие специальные знания, понадобившиеся им для решения редких задач. Но зачем использовать эти знания для того, чтобы показать свою якобы компетентность и унижать соискателя, когда ясно, что почти каждый сисадмин может задать вопрос, на который не сможет ответить другой сисадмин (не подключенный к компу) ?
Исходя из изложенного, обращаюсь к сисадминам и сочувствующим с просьбой подумать над этим. И если Вам придётся кого-то интервьюировать в ближайшем будущем сосредотачиваться не столько на узкоспециализированных вопросах, сколько на тестировании общего умения соискателя решать задачи. Например, усадить за комп и проверить самые основные базовые умения работать с информацией и ПО. Навроде тех примеров, которые встречаются в экзаменах на сертификаты Майкрософт. Помните, что-то типа, "You are the network administrator for Contoso, inc. You have under your control 200 PCs, all of them have Windows XP Professional installed. Your current gateway breaks down and you need to change default gateway on all user computers".