про школу (к 25-тилетию окончания оной)

топ 100 блогов milkyns — 07.02.2010 Сегодня как раз обещанное завтра. Пишу.
Школу я ненавидела. Я прогуливала. Я регулярно болела, в том числе для того, чтобы от меня отвяли. Тема школы тесно переплетается для меня с темой "а может стоит показывать тупым, что они тупые?".
Тупых учителей у нас в школе было много. И я с ними регулярно ссорилась. За что была частенько вызываема к завучам или директрисе на разборки. Но никакая школьная иерархия не могла заставить меня назвать черное белым, а белое черным. Ну, и детско-юношеский экстремизм, конечно.
Хорошие учителя у нас тоже были. Нормальные были. Но тупых и больных было больше всего.
Математичка Марь Степанна ( мама артиста Смолякова) говорила нам такие слова:
-После того, как я попала в аварию, мне всё можно! Я покажу справку(если я правильно помню, она говорила "белый билет") и мне ничего не будет.
Поэтому она регулярно била двоечников головой о доску. Думаю, что несильно, но сильно унизительно. Для меня было унизительным видеть всё это и не иметь возможности отреагировать так как хотелось. А хотелось врезать ей как следует.
Она была классной "ашек", поэтому называла нас, "бэшек" сволочами и болотом, хотя причина, конечно, не только в этом. Мы имели наглость срывать ее уроки."Вы настоящие сволочи!" - говорила она. 

Когда я окончательно разболелась и стала валяться без сознания часто, мама положила меня на обследование в Москву в больничку для психов (как она потом мне объяснила, потому что там оборудование было хорошим и специлисты тоже). Там тоже была школа, общая для всех отделений больницы. А были там отделения и для олигофренов тоже и для кого похуже. И замечательная, потрясающая учительница математики. Понятное дело, что на фоне остальных я была просто супер. Но не это главное. Та математичка объясняла так, что не понять было невозможно! Она была Настоящим Учителем! Столько лет прошло, я не помню ни её лица, ни имени, но помню какую уверенность в себе она придавала своим отсталым ученикам, как она любила их и уважала. Вернувшись из больницы, я какое-то время держалась на уровне отличницы, но потом пошли новые темы, которые наша учителка не умела объяснять, и ... Выбраться из троек по математике мне помог только репетитор в десятом классе. Экзамен по математике я сдала всё же на "отлично".

Я учила немецкий, потому что на "всех не хватит учебников английского". Любезная немка Марь Иванна наказывала провинившихся "палочкой". Это звучало так мило "сейчас палочкой накажу"!
А выглядело ужасно: она доставала из шкафа указку и лупила на пальцам вытянутых на парте рук. Причем наказуемый не смел убрать руки.
Внешне милая, аккуратная, немного чопорная дама, как и должна выглядеть немка. Никогда не повышала голоса и не кричала на учеников. Вспоминая сейчас эти сцены, где она мило грозит нам "палочкой", у меня адреналин в крови.:( Нет, вы не подумайте, меня ни разу не лупили по рукам, доставалось тем, кто хулиганил, а таких в нашем "б" классе ( бэшки расшифровывались как "бандиты") было не мало. Просто я ненавижу экзекуции...Наверное, легко ассоциирую себя с жертвой.

Но был и Валерий Дмитрич. Дмитрич был молод и красив, и в него влюблялись все девчонки. Он рассказывал нам о ГДР и ФРГ, его уроки были интересны и динамичны, он шёл не по учебнику... Но он был с нами только когда замещал Марь Иванну.:( Поэтому мы парились на уроках, тихо ненавидя репортера Шрайбикуса, ассоциируя его с Марьванной... Бедный, ни в чем не повинный Шрайбикус!

Долгое время в нашем"б" классе была классным руководителем биологичка Нина Ивановна. "Плюс-минус" или Ниночка. Ниночка имела привычку иметь отдельный список учеников на бумажке, где отмечать все плюсы и минусы. Помогал передвигать парты, убирался в лабораторной - получай плюс. Забыл дневник, грубил - получай минус. Три плюса - пятерка по биологии, три минуса - двойка. Так мы оценки по биологии и зарабатывали. Три ученика в начале урока сразу шли за ведрами и тряпками для помывки полов(каждый по ряду), это верная пятерка. Хотя я просто получала пятерки по биологии (нет, полы мыть тоже приходилось, вы не подумайте!:)). Нравилась мне она(биология).
К Ниночке я относилась особо. У нее была жутко неприятная привычка превращать урок в разбор поведения класса.
"Так двое оболтусов на последней парте! Встали! Дневники на стол учителя!"
"Нин Ивановна, -ныли оболтусы, - мы же  ничего не сделали!"
"Когда сделаете поздно будет!"
Дневников классически не оказывалось, поэтому двое с последней парты оставались стоять весь урок.
Предварительно получив минус. Потом поднималсь следующая пара "оболтусов", потом стояла вся "галёрка". Список пополнялся минусами и плюсами...
Я ни во что не ставила дорогую Нину Ивановну. Я спорила с ней, отстаивая для двоечников возможность стать пионерами:), доказывая ей, что ребята они хорошие (ну прям Макаренко!). Вот чью педагогическую тупость я безудержно подчеркивала. Однажды она заплакала. Это когда двоих наших "оболтусов" разбирали на родительском комитете за какую-то "провинность", а я отстаивала их, потому что они реально не сделали ничего плохого. Я так наглядно показала ей, что я о ней думаю, что она спросила "За что ты так?" и заплакала. Но я пылала "благородным гневом" и спуску ей не дала.

Потом, много-много лет спустя, я увидела её во сне. Я видела её лицо близко-близко. Каждую морщинку на ее лице. И грустные глаза, полные слез и страдания. Я испытала такую щемящую нежность и печаль, потому что почувствовала ее боль и униженность... Я просила у нее прощения во сне. И очень-очень её любила. Стоит ли подчеркивать тупость тупого?

А в девятом классе половина ребят ушла в училища или просто работать, а оставшихся бэшек поделили между ашками и вэшками. Да так ладно поделили, что из нашей смеси бэшек-вэшек получилось потом пять семейных пар. Две из которых живут себе припеваючи до сих пор.:)

Классной у нас стала Елена Павловна. Ёлка-Палка или "Три вторих". Это у нее говор такой был белорусский. Было очень забавно: "Пиши: три вторих!" Учительница средняя и уныло-правильная. Но вэшки ее уважали.

В десятом Нина Ивановна отводила меня в сторону в школьном коридоре и говорила: "Свет! А Мишка-то за тобой, как теленок за маткой ходит!" Он и правда мотался за мной как тень.

Мишка был готов порвать на части любого, кто обидит его пассию.:) В десятом классе вэшки решили подшутить и подговорили старосту класса посадить нас вместе. На восьмое марта выпускного класса я получила поздравительную открытку с такими стихами:
 Ромео в классе есть у нас,
Джульетту видит каждый раз,
Когда он гордо входит в класс.
Но если кто посмеет вдруг
На Свету навести испуг,
То из Ромео глянет вмиг
Отелло лик!

Он таскал огромный тяжелый портфель (в десятом классе было много учебников, обычно сидящие за одной партой договаривались по очереди, кто какой учебник принесет, деля таким образом груз на двоих) с учебниками, принося их все.
Как я ненавидела его, когда он приносил мне домашнее задание во время болезней. Особенно во время свинки! Я лежала в постели слабая, с раздутой шеей, а этот мерзавчик пользовался случаем, чтобы припереться ко мне в гости!

В десятом классе мы часто все вместе сбегали с уроков, для того, чтобы сходить на индийские фильмы. :) Как раз волна фильмов пошла. Некоторые девчонки ревели, а мальчишки ржали над фильмами и над ревущими девчонками.:) Вот как раз эта сбегавшая компания и разделилась потом на пары. Хотя мне жутко не нравился Розанов и нравился Сашка Нечаев. Но Нечаев был "бабник", и предложил мне пойти с ним гулять после того, как его дружба была отвергнута двумя признанными красавицами нашего класса. Предложение было обсуждено в стиле "А она с кузнецом придёт!" Я деланно наивно посмотрела ему в глаза и спросила: "А можно Розанова с собой взять на прогулку?" Честно говоря, я побаивалась его продвинутонности  и прыткости в любовных делах.:) Потом Сашка закончил МАИ и работал в КБ Туполева.
Он рано погиб. Несчастный случай. Разбился на машине, вылетел на встречку...Каждый год компания бывших одноклассников приходит на кладбище, а потом к его маме.

А еще наш класс был "военизированный". Нас все время посылали на "Зарницы" и "Орленки". Я умела отжиматься от скамейки 14 раз, была строево подготовлена:), разбирала и собирала калаш с завязанными глазами на время и выбивала 97 из 100(скромно потупив глазки: ну да, пару раз, обычный результат 94). Правда гранаты я метала упорно себе под ноги. "Кайдан! - вопил энвэпэшник, - ты же так себя подорвёшь!" Но у меня по-другому не получалось...:(( Зато Мишкины гранаты улетали за пределы спортивного поля. Весь класс веселился, когда приходилось искать гранату по ту сторону школьного забора. И выбивал он 100 из 100. Про Мишку так подробно, потому что он потом моим мужем стал:))
Энвэпэшник же наш был мужем директрисы, потому пользовался неограниченной властью. Настоящий полковник (без шуток). На уроках он подробно рассказывал нам, что делать, если мы попали под зорин, какой антидот принять из заветной коробочки и о том, что при  надевании ватно-марлевой повязки надо обязательно прокладывать ватные тампончики под глазами, а то там щелочка образуется, в которую может радиоактивная пыль попасть. Ну и классическое падание на землю под его крики "Вспышка справа!" или "Вспышка слева!"
Владимир Захарович сагитировал 11 человек из нашего класса стать профессиональными военными. Половина потом все же пришла в себя и дальше военного училища не пошла, но другая половина окунулась по полной в военную жизнь.

Многое еще можно вспомнить. Но резюмирую сие словоизвержение моё.
Не могу и не хочу полностью погружаться в воспоминания о школе. Я вообще не хочу думать о школе. Мне не интересно, что сейчас стало с этими учителями. совсем не интересно. Хотя, я в курсе, что половина перешла в мир иной. Пусть будут в покое.
Я испытываю благодарность только к двум из них: к учителю по литературе и русскому (тут не благодарность, а уважение), и к учителю физики за то, что относилась к нам с уважением и была настоящим учителем.
Но каждый раз, когда мне надо сделать выбор для моих девочек (а недавно ко мне опять стали все встречные поперечные приставать с вопросом куда пойдет Поля), у меня сердце кровью обливается! Хотя я отдаю себе отчет, что в их жизни всё может быть совсем не так. И это так.
Помню, что когда поняла, что Лере не избежать ШД(она не добрала полбалла на тестировании в супер-школу), то я рыдала. Правда, Всевышний сжалился:) и мы нашли чудесную учительницу начальных классов, а дальше всё было уже нормалёк!;)
А вот мой племянник мечтал в третьем классе прыгнуть с 16-го этажа и разбиться, потому что их Заслуженная Учительница сделала из него полного тупицу.
В общем, я заканчиваю этот поток воспоминаний. Уверена, что каждому есть что об этом сказать.

Если это так и я разбудила в вас желание поболтать на тему, то присоединяйтесь!
Велком!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вскоре уснул и сам, нервное истощение дало о себе знать, и, конечно же, вопреки обещаниям, захрапел. Ярыжка без шапки выскользнул в сени. Скрыть намерение от своих собратьев или врагов очень трудно. Читать будущий Посвященный в тайны Внутреннего ...
Большой театр. Многие мечтают попасть туда просто ради того, что бы прикоснуться к великой культуре. И я с величайшим удовольствием ходил, хожу и буду ходить на все спектакли, невзирая на их качество ( просто потому что это Большой театр) и ту помойку, что твориться за кулисами. Но ...
За те несколько лет, что я не был в моём любимом городе, он изменился! 1) Исчез знаменитый старинный трамвайчик на тусовочной Истикляль. Рельсы где заасфальтировали, где залили бетоном, и один из символов города, подобный желтому лиссабонскому трамвайчику, перестал существовать. 2) ...
Он призван помочь в анализе предыдущих опросов. Чтобы закрыть уже эту тему на мажорной ноте, а не так, как burust … View Poll: #1951917 ...
Пришли два то ли таджика, то ли узбека. Долго стучали в ворота. Пока я не открыл. - Метал есть? Ни "здрасьте", ни "привет, хозяин". Нерусские, что с них взять. У дороги стоит их Газелька. Помните эти подлые плакаты вешали в городах?! Категорически с ними не согласен. Мигранты нам ...