Про школы

Год назад мы с футболистом продали свою квартиру в Ясенево, навешали на себя долгов, еще поднажали, и у нас получилось жилище просторнее и в другом районе Москвы. Футболисту стало ближе добираться до работы, Карине вообще красота. Моя трудовая деятелость к тому моменту трещала по швам, и мне было без разницы. Единственным человеком, отрезанным от привычных мест посещения непробиваемыми московскими пробками, оказалась четвероклассница Алиса.
Я не очень волновалась - не может же ребенок вовсе остаться без школы. Алиса отличница по оценкам и по сути. Даже если отвлечься от того, что она для меня и так лучше всех, такому ребенку в школах обычно рады.
В нашем новом районе со школами оказалось не густо - две рядом, остальные значительно дальше. "Значительно" - это сорок минут пешком через буераки и косогоры. Я пошла по двум рядом. В первой меня и на порог не пустили - мест нет и не будет.
Во второй не с первого раза, а прозвонившись недели две, я поймала таки директора и записалась к нему на прием. Вопросами зачисления детей в каждой школе занимается лично директор.
В назначенное время я оделась в свою лучшую шинельку, нацепила парадные бусы из Икеи и пошла к ограде - вход на территорию школы через камеру и домофон. На входе - четверо охранников серьезного вида, с рациями и при параде. Граница в секторе Газа, а не московская школа. До кабинета директора меня проводили. Полы - чуть ли не мраморные, диваны - чуть ли не кожаные, начиная с раздевалки. В классах - электронные доски типа айпадов. Крокус сити молл, а не школа.
Директор - стремительный, занятой, серьезный, похожий на телеведущего Гордона. Мест нет. Впрочем, какой язык у ребенка, английский? по громкой связи вызвал завуча, та сказала - в английской группе место найдем. Но надо, чтобы ребенок прошел собеседование, у нас высокий уровень.
Идем на английский. Алиса накропала тест по грамматике. Почитала. Все нормально. Учительница спрашивает:
- Have you got a pet? - с таким усиленным британским акцентом. Первые три слова у нее выходят высокой скороговоркой, а последнее - с таким зверским придыханием, будто с домашним питомцем она хотела плюнуть в нас зубами. Алиса вытаращила глаза. Учительница сделала сочувствующее лицо.
Через пару фраз Алиса втянулась и начала отвечать, что есть попугай, который у бабушки живет. Зеленый. Ест, летает и разговаривает.
- What does he say? - спрашивает учительница как умеет, а я сижу и гадаю, что здесь не так. Попугай у нас it, n'est-pas?
Алиса не придумала, как объяснить на английском "Кеша птичка" и ответила:
- I don't know.
- So, you say that he speaks, but you don't know what does he say! - возмутилась учительница так, будто теперь об обучении с ее четвероклассниками не могло быть и речи.
А все это время в классе кроме учительницы, меня и Алисы находится еще один мальчик. Мальчик этот пришел заниматься дополнительно. И пока учительница пытает Алису, он сделал свое задание и говорит: я готов!
И начинает читать тот же текст, что только что Алиса, которая его видела впервые. И текст, и мальчика. И читает он через пень колоду. Путает слоги, слова и буквы тоже.
Сидит Алиса, сижу я, все все видят.
- Хватит, хватит, - быстро говорит учительница, но парень вошел в раж и читает еще громче.
Пошли мы на математику.
Алисе дали целую контрольную - примеры на миллионы, гектары с центнерами и задачу - что- то про ящики: привозили, разгружали, продавали.
Алиса решает задачу, но в одном действии умножает с ошибкой. Минус. Еще действие - опять минус. Учительница поясняет: если мы хотим найти килограммы, то надо килограммы умножать на штуки, а не наоборот. То есть, 90 на 6, а не 6 на 90.
Вытаращиваю глаза я: а если говорю, 6 на 90, то что?
Ну ладно, говорит мне она, будто прощает мне эту слабость великодушно и дарит нам четыре.
Русский. Алиса читает, пишет, разбирает предложение и не сыпется. Тогда учительница дает ей пару слов и просит написать транскрипцию. Вы слышали, что такое бывает? Слова, естественно, с подвохом, в каждом - куча "лишних" звуков. Алиса половину из них пропускает.
- Ну вот, - говорит учительница, - а наши дети это умеют! И складывает листок, как улику.
---
- Девочка не показала заявленных знаний, - сухо сказал мне стремительный директор.
Нам стало тошно, и мы ушли. Через буераки и косогоры, сорок минут пешком, туда, где нам сказали: такую вашу девочку мы впихнем даже в самый набитый детьми класс.
Вчера звонит мне мама, чтобы сообщить новость дня Яндекса - стремительный директор скончался в СИЗО, куда попал по обвинению в получении взятки. Директор второй школы, куда нас на порог не пустили - в федеральном розыске, кстати.
Даже не собираюсь рассуждать о разных дорогах, которые мы выбираем. Но не могу не отметить, как причудливо все у нас устроено. Много лет эти школы функционировали на глазах у целой горы народа в том виде, как есть, и что вдруг перещелкнуло, что это стало неестественным?