
Про Шевчука


Что ж, про Юрия Шевчука я еще не писал (в отличие от Цоя, Дягилевой, Кормильцева, Летова, Юры Хоя) - можно и написать.
Во-первых, Шевчука я очень уважаю. Собственно, с него и начиналось моё увлечение русским роком. Может быть дело не только в песнях, а в его совершенно неподражаемой личной харизме. Несколько его песен всё еще залиты в мой плеер.
И всё-таки чем дальше, тем сильнее меня сопровождает ощущение, что как поэт(музыкант) Шевчук не реализовался. В 1980-90-е он был очень силён как идеолог русского рока, успевший наследить и в Свердловске, и в Ленинграде. А также тем, что всегда хорошо попадал в струю, при этом оставаясь честным и искренним.
Лучшей песней Шевчука мне всегда казалась "Родина". Сейчас она звучала бы пошло, но в те годы, когда дети во дворах играли "в американцев", а каждая домохозяйка знала: достаточно СВАЛИТЬ, такая песня была подвигом. Подвигом совершенно особого типа: отрицание отрицания. Несогласие с несогласными. Оппозиция к оппозиции. В общем, протест в квадрате.
То, что пел Шевчук в 2000-е, мне откровенно не нравилось и не нравится. Зато добивали интервью с лейтмотивом "все пидорасы, а я д'Артаньян". И борьба с "попсой", абсолютно бессмысленная по сути. Вообще, я люблю русский рок 1980-90-х за то, что в нём было ощущение какого-то Общего Дела. Всех, будь то Виктор Цой или Егор Летов, словно соединяла незримая связь. В этой системе Юрий Юлианович занимал одно из ключевых мест.
Но... кто утопился, кто разбился в автокастрофе, кого хватил инфаркт, кто распустил группу. Хотя те же авторы (Гребенщиков, Летов, Кормильцев) в 2000-е годы продолжали творить и создали немало, системы уже не было. И Шевчук, по моим ощущениям, оказался не у дел. Точнее, у дел, если говорить о славе. Но не о Вечности.
Мне кажется, Шевчук и "Несогласные" - это жест отчаяния. Страх оказаться еще одним Демьяном Бедным. "Не поэтом, но гражданином". И слава Богу, если Юрий Юлианович будет лишь ПОДДЕРЖИВАТЬ оппозицию. В конце концов поддержка ей действительно нужна. Но если он сам будет стремиться к власти - я смогу назвать это только Падением.
Поймите меня правильно: речь ВООБЩЕ не о политике. А о том, где в мире место поэта.
Путина разозлил в прямом эфире? Фигня! А слабо так же уязвить самолюбие Дьявола?!
|
</> |