Про расизм и крепостничество
werewolf0001 — 08.09.2024Ну, что, товарищи...
Прочитал Изабель Уилкерсон "Касты. История неравенства". И тут же пришлось прочитать еще одну книжку - про историю Латинской Америки. И напрашиваются весьма любопытные параллели.
Прямое сравнение рабства и крепостничества конечно надуманно: наш путь во многом уникален. Крепостники в отличие от рабовладельцев не считали, что крестьянин - не человек. У нас не было такого как в США (и как в нацистской Германии) - что например господа не купались там где это делали крепостные, потому что вода "осквернена" крестьянскими (негритянскими, еврейскими) телами. Обычным делом была например любовь господина или его сына к красивой крестьянской девушке - причем общественное осуждение этого и близко не подходило к американскому уровню. Дети помещика чаще всего играли и общались с крестьянскими детьми.
Свой путь прошла и Латинская Америка. Мало кто знает например что на Кубу ввезли столько же рабов, сколько и в США, и в целом - львиная доля этого потока рабов направлялась из Африки не в США - а намного южнее. Но там так и не сформировалось культуры расизма. Причину можно объяснить простыми словами "деньги обеляют". Испанское правительство за деньги продавало грамоты о "белости" - купил и ты считаешься белым. Это вызывало протесты действительно белых, но с этим ничего нельзя было поделать. Разлом произошел именно по линии "бедные-богатые", а не "белые-черные". Как кстати и в России.
Отдельно хочу сказать про Кубу - полное отсутствие расизма там закрепилось во время войн за независимость. Лидеры сопротивления были разных цветов кожи - Карлос Мануэль де Сеспедес был белым, а Антонио Масео черным, но они вместе сражались за одно и то же.
В США - причиной их особого пути, приведшего их к расизму, но при этом избавившего от угрозы социальной революции, через которую прошла и Россия и многие страны Латинской Америки - была как раз неизменность и неотменяемость социальной иерархии - черный всегда оставался черным, сколько бы у него не было денег. Черный не мог ни купить ни заслужить право быть белым. Точно так же и белый оставался белым, и потому - самые нищие и забитые белые не становились добычей идеологий социального равенства так как это угрожало их социальному статусу и обещало в будущем месть черных.
Что же касается России - то видимо ее проблемой был патернализм, переходящий в инфантилизм. И беззаконие - жизнь устраивалась вопреки закону и каждый конкретный раз иначе. Каких-то общих правил не было а те что были - нарушались сиюминутно. В России не было непроницаемых социальных перегородок, ни для крестьян ни для евреев. По меркам США дикостью выглядит например: Николай II, относившийся к евреям как минимум плохо, садился за стол с генералом Николаем Иудовичем Ивановым, евреем и более того этот еврей был крестным отцом его сына и наследника. Или - в США невозможно было представить, чтобы черный раб по договоренности с хозяином покупал на его имя рабов, плантации и вел собственный бизнес. В принципе непредставимо: раб - миллионер, в то время как у нас миллионеры в статусе крепостных были. Крепостное право было плохо урегулировано законом, точнее - практически никак, и большая часть и крестьян и господ - к моменту отмены крепостного права уже не выполняли предписанных им социальных ролей. В то же самое время - и та и другая сторона привыкли к произволу, и крепостное право было отменено в общем то методом государственного произвола по отношению к обоим сторонам. И глядя на нашу жизнь сегодняшнюю - можно сказать, что до конца оно так и не отменено.
Добавлю еще одно. Нашей особенностью - является то что мы вырастили "касту начальства". Которая подпитывается и рекрутируется из всех слоев общества. Но в короткое время даже те кто происходит с самого социального дна - попав в эту касту становятся худшими ее представителями и автократами. Они разом теряют всю социальную память и "преображаются". Особенность России - "властесобственность" и разделенность по линии "власть - все остальные". Власть автоматически означает и богатство, но богатство - ничто перед властью.
Вот о чем надо думать и говорить.
|
</> |