Про провинциальность

Но дело не в этом. а в том. что в журнале были литературные обзоры. Точнее, интервью с популярными писателями (литература ведь тоже - престижный потребительский товар, как и трубочный табак). И вот зашел разговор о Василии Головачеве. В 90-е его популярность была гораздо выше, чем сегодня, "Смерш-2" прекрасно сочетался с увлечением "просвещенной" (но далеко не денежной) публики различными эзотерическими практиками. Поэтому тот московский журнал послал своего корреспондента к писателю...
А вот дальше - интереснее. Я довольно долго была поклонницей Головачева. Причитала практически все его книги. читала треп на его форуме... В общем, как мыслит писатель, представление имела. Головачев - ярый традиционалист, поклонник славянских воинских культов, несколько мужской шовинист, но одновременно - великолепный прогност и первый в России, кто догадался использовать как базу научной фантастики "непризнанные", маргинальные научные теории, существующие в рамках субъективного идеализма. В общем, писатель достаточно сложный.
И вот к этому дядечке приходит журналисточка, которая по большей части пищет на темы кулинарии и истории предметов роскоши. Головачев - ярый славянофил и стихийный социалист, журнал - западно-ориентированный, декларирующий своей задачей "познакомить российскую публику, которую совок держал в информационной изоляции, с Настоящей Мировой Потребительской Культурой". То есть более несочетаемых людей представить сложно.
Естественно, ничего хорошего получиться не могло. У писателя и журналисточки просто не было тем для разговора, интересных одновременно и тому, и другой. Головачев - знаток дохристианских славянских традиций, которые существуют, конечно, по большей части в виде реконструкции-новодела, но представляют из себя довольно стройную систему. Но журнал - прозападный, и на тот момент (помним, что речь идет о 90-х годах) просвященной публике дается установка: "Ничего хорошего в России никогда не было, только влияние Запада заставило наших предков слезть с пальмы (в смысле - с березы) и отбросить хвосты".
У меня хорошее воображение, я представила себе ситуацию и долго веселилась.
Но девочке нужно было выполнять редакционное задание, да и Головачев понимал, что реклама - вещь не лишняя. Так что они о чем-то все же поговорили. Результатом стало довольно невнятное "дежурное" интервью...
У журналисточки - моей собеседницы через несколько лет - остались весьма неприятные воспоминания. Головачев запомнился ей как человек грубый, хамоватый, разговаривавший с ней "через губу". Что осталось после этой встречи в памяти Головачева, неизвестно. Подозреваю, что ничего - он забыл о журнале и журналисточке сразу же, как только стало понятно, что публикация интервью в нем не увеличивает продажи его книг.
Но самое забавное не это. После Головачева журналисточка сделала интервью еще с несколькими популярными на тот момент писателями. Эти интервью я не читала, но мне дама писала, что все ее герои ей не понравились. Кто-то слишком барственнен, кто-то слишком лжив, кто-то - ребячлив... Все самые популярные российские писатели на тот момент в глазах этой журналисточки - далеко не идеал, никто не достоин великого звания Писателя. Вот на Западе...
На какое-то время этот разговор как-то забылся. А тут вдруг сформулировалось понимание того, что называется провинциализмом, который, как ни странно, свойственен не только жителям периферийных городов России, но и ее столиц. Это - восприятие своего, близкого, как чего-то недостойного и не идеального. Проистекает это восприятие из неспособности оценить реальную значимость тех людей, которые находятся рядом с "духовным провинциалом".
"Несть пророка в своем Отечестве".
Не идеальны все люди, от мала до велика, у любого можно найти какие-то недостатки. Но провинциал отличается именно тем, что способен видеть только эти недостатки, равняющие людей исключительных с общей серостью. Точнее даже, с тем унылым болотом, каким представляется провинциалу окружающая его жизнь.
Провинциал ощущает себя живущим в болоте и отрицает любую информацию о том, что где-то рядом с ним есть люди, абсолютно не подходящие для этого болота. Даже не так: провинциал живет в болоте и не способен поверить, что есть люди, для которых та же самая реальность - вовсе не болото, а, наоборот, чудесный мир лесов и рек.
Провинциал не видит хорошего. Он способен видеть только то, что подтверждает его установку на то, что все вокруг - болото.
Потому-то и говорят, что "можно вывезти девочку из провинции, но нельзя вывести провинцию из девочки". Девочка (или мальчик), не зараженные провинциализмом, если им довелось родиться вне столиц, не будут рваться в те столицы. Им и так хорошо - ведь вокруг них чудесный мир. Мало того, не провинциал видит то, что делает ту точку, в которой он родился, центром мироздания. В каждом городе, в каждом уголке есть что-то особенное, не повторяющееся больше нигде, но понимать это способен лишь тот, кто способен любить.
В России противостояние столиц и провиции усугубляется еще и противостоянием Запада и собственно России. "Да, конечно, там Рай, да, конечно, здесь Ад". (с) При этом оценка, как правило, идет только в русле примитивного потребительского взгляда на мир.
Жизнь превращается в вечное стремление "выбраться из болота", которое перемежается регулярными разочарованиями, когда человек, добравшись до своего идеала, обнаруживает вокруг себя то же болото...
Вот такая мысль о провинциализме.
|
</> |