Про провинциальность

топ 100 блогов skadi_omsk13.01.2016 Несколько лет назад я на просторах ЖЖ пересеклась с одной дамой, которая в 90-е работала в московском глянцевом журнале, пытавшемся стать аналогом то ли "Плейбоя", то ли "Вог". Журнал просуществовал недолго. Через некоторое время мне довелось посмотреть сканы нескольких номеров, Главным его минусом была неконкретность целевой аудитории и, главное, отсутствие такой аудитории в России в 90-е. Журнал был рассчитан на "просвещенного обывателя", причем обывателя платежеспособного, на высший слой "среднего класса". На Западе этот слой достаточно велик - вузовская профессура, врачи, адвокаты, менеджеры высшего и среднего звена, средние и крупные чиновники, средний бизнес, успешные креаклы в разных сферах... В России такого в 90-е не было, профессура и врачи нищенствовали, им было не до глянцевых журналов, рассказывающих о тонкостях выбора зернового кофе и трубочного табака, а те, кто имел деньги, вряд ли мог называться "просвещенной публикой". Да и сейчас эта "публика" у нас гораздо жиже, чем на Западе - поляризация общества гораздо сильнее.
Но дело не в этом. а в том. что в журнале были литературные обзоры. Точнее, интервью с популярными писателями (литература ведь тоже - престижный потребительский товар, как и трубочный табак). И вот зашел разговор о Василии Головачеве. В 90-е его популярность была гораздо выше, чем сегодня, "Смерш-2" прекрасно сочетался с увлечением "просвещенной" (но далеко не денежной) публики различными эзотерическими практиками. Поэтому тот московский журнал послал своего корреспондента к писателю...
А вот дальше - интереснее. Я довольно долго была поклонницей Головачева. Причитала практически все его книги. читала треп на его форуме... В общем, как мыслит писатель, представление имела. Головачев - ярый традиционалист, поклонник славянских воинских культов, несколько мужской шовинист, но одновременно - великолепный прогност и первый в России, кто догадался использовать как базу научной фантастики "непризнанные", маргинальные научные теории, существующие в рамках субъективного идеализма. В общем, писатель достаточно сложный.
И вот к этому дядечке приходит журналисточка, которая по большей части пищет на темы кулинарии и истории предметов роскоши. Головачев - ярый славянофил и стихийный социалист, журнал - западно-ориентированный, декларирующий своей задачей "познакомить российскую публику, которую совок держал в информационной изоляции, с Настоящей Мировой Потребительской Культурой". То есть более несочетаемых людей представить сложно.
Естественно, ничего хорошего получиться не могло. У писателя и журналисточки просто не было тем для разговора, интересных одновременно и тому, и другой. Головачев - знаток дохристианских славянских традиций, которые существуют, конечно, по большей части в виде реконструкции-новодела, но представляют из себя довольно стройную систему. Но журнал - прозападный, и на тот момент (помним, что речь идет о 90-х годах) просвященной публике дается установка: "Ничего хорошего в России никогда не было, только влияние Запада заставило наших предков слезть с пальмы (в смысле - с березы) и отбросить хвосты".
У меня хорошее воображение, я представила себе ситуацию и долго веселилась.
Но девочке нужно было выполнять редакционное задание, да и Головачев понимал, что реклама - вещь не лишняя. Так что они о чем-то все же поговорили. Результатом стало довольно невнятное "дежурное" интервью...
У журналисточки - моей собеседницы через несколько лет - остались весьма неприятные воспоминания. Головачев запомнился ей как человек грубый, хамоватый, разговаривавший с ней "через губу". Что осталось после этой встречи в памяти Головачева, неизвестно. Подозреваю, что ничего - он забыл о журнале и журналисточке сразу же, как только стало понятно, что публикация интервью в нем не увеличивает продажи его книг.
Но самое забавное не это. После Головачева журналисточка сделала интервью еще с несколькими популярными на тот момент писателями. Эти интервью я не читала, но мне дама писала, что все ее герои ей не понравились. Кто-то слишком барственнен, кто-то слишком лжив, кто-то - ребячлив... Все самые популярные российские писатели на тот момент в глазах этой журналисточки - далеко не идеал, никто не достоин великого звания Писателя. Вот на Западе...
На какое-то время этот разговор как-то забылся. А тут вдруг сформулировалось понимание того, что называется провинциализмом, который, как ни странно, свойственен не только жителям периферийных городов России, но и ее столиц. Это - восприятие своего, близкого, как чего-то недостойного и не идеального. Проистекает это восприятие из неспособности оценить реальную значимость тех людей, которые находятся рядом с "духовным провинциалом".
"Несть пророка в своем Отечестве".
Не идеальны все люди, от мала до велика, у любого можно найти какие-то недостатки. Но провинциал отличается именно тем, что способен видеть только эти недостатки, равняющие людей исключительных с общей серостью. Точнее даже, с тем унылым болотом, каким представляется провинциалу окружающая его жизнь.
Провинциал ощущает себя живущим в болоте и отрицает любую информацию о том, что где-то рядом с ним есть люди, абсолютно не подходящие для этого болота. Даже не так: провинциал живет в болоте и не способен поверить, что есть люди, для которых та же самая реальность - вовсе не болото, а, наоборот, чудесный мир лесов и рек.
Провинциал не видит хорошего. Он способен видеть только то, что подтверждает его установку на то, что все вокруг - болото.
Потому-то и говорят, что "можно вывезти девочку из провинции, но нельзя вывести провинцию из девочки". Девочка (или мальчик), не зараженные провинциализмом, если им довелось родиться вне столиц, не будут рваться в те столицы. Им и так хорошо - ведь вокруг них чудесный мир. Мало того, не провинциал видит то, что делает ту точку, в которой он родился, центром мироздания. В каждом городе, в каждом уголке есть что-то особенное, не повторяющееся больше нигде, но понимать это способен лишь тот, кто способен любить.
В России противостояние столиц и провиции усугубляется еще и противостоянием Запада и собственно России. "Да, конечно, там Рай, да, конечно, здесь Ад". (с) При этом оценка, как правило, идет только в русле примитивного потребительского взгляда на мир.
Жизнь превращается в вечное стремление "выбраться из болота", которое перемежается регулярными разочарованиями, когда человек, добравшись до своего идеала, обнаруживает вокруг себя то же болото...
Вот такая мысль о провинциализме.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В поисках эстетики и позитива, выбрав солнечный денёк, отправились в Знаменское-Губайлово - бывшую усадьбу генерал-аншефа В.М. Долгорукова-Крымского (1722-1782). Главным интересом, кроме восстановленных зданий усадьбы и большого парка, был Знаменский храм. Его полное название - церковь ...
Из разных уголков света мне задают очень много вопросов про сделанный выбор жилья. Постараюсь разъяснить. Весьма много букв. Год назад, когда мы решились на ипотеку, наш бюджет был строго ограничен сверху. Конечно же, нам очень хотелось остаться на Парковом (тут доучивается сын, да и ...
Какой же красивый день был у нас сегодня!Настоящий белоснежно-зимний денёк. И как раз на праздник - сегодня Введение. В этот день маленькую будущую Богородицу во Храм вводили в первый раз в её жизни. Считается, что с этого дня вводится полноценная зима. Не знаю, может, в других ...
     Меня часто спрашивают, а почему Cheger? Что это значит?      Началось все в общаге нижегородского Политеха, где я прожил 6 лет (лучшие годы!=)). У нас там сетка была внутри общаги (все-таки все программисты тут жили, без компов нельзя было учиться). ...
О Дарданелльской операции – и АНЗАК 25 апреля в Австралии (с 1916 года) и Новой Зеландии (с 1920-го) отмечается День АНЗАК – то есть Австралийско-новозеландского армейского корпуса (Australian and New Zealand Army Corps) – именно в этот день 1915-го войска Антанты (заметную ...