Про призыв на Новую Землю и персональный присмотр

топ 100 блогов twower26.12.2019 Прокомментирую свежую историю про призыв.

Сначала хроника событий. Вчера произошел скандал, связанный одновременно и с политикой, и с армией. Алексей Навальный сообщил, что сотрудника его организации ("Фонд борьбы с коррупцией") Руслана Шаведдинова якобы насильно призвали в армию, не имея на то достаточных оснований. Позднее он написал, что Шаведдинова якобы вывезли в одну из воинских частей на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане и связи с ним нет.
Через некоторое время поступила официальная реакция от Министерства обороны:

*****
Сотрудник ФБК Руслан Шаведдинов долгое время уклонялся от военной службы по призыву, его направление в армию законно, место службы определено в соответствии с результатами медицинского обследования. Об этом говорится в пояснении заместителя военного комиссара Москвы полковника Максима Локтева, поступившем во вторник в ТАСС.

В нем отмечается, что "до октября 2019 года гражданин Шаведдинов Р. Т., подлежащий призыву на военную службу, длительное время уклонялся от постановки на воинский учет и прохождения мероприятий, связанных с призывом". 28 октября, согласно документу, Шаведдинов по повестке военного комиссара Савеловского района Москвы прибыл в военный комиссариат, где "в установленном порядке в присутствии своего адвоката прошел призывные мероприятия и медицинское освидетельствование, по результатам которого он признан годным к прохождению военной службы по призыву", в тот же день решением призывной комиссии столичного района "Аэропорт" он на основании закона о воинской обязанности и военной службе "был призван на военную службу и ему вручена повестка на отправку к месту прохождения военной службы".

"Однако, не согласившись с решением призывной комиссии, Шаведдинов обратился в Савеловский районный суд города Москвы с соответствующим административным иском. В строгом соответствии с требованиями закона на весь период рассмотрения судом иска Шаведдинова действие решения призывной комиссии было приостановлено", - пояснил Локтев. 11 ноября решением Савеловского районного суда в удовлетворении иска Шаведдинову было отказано в полном объеме, после чего он обжаловал его в Московском городском суде.

"Однако в дальнейшем в суд по неизвестным причинам он не являлся, и его интересы на судебных заседаниях 17 ноября и 23 ноября представлял адвокат", - уточнил заместитель военного комиссара, сообщив, что Мосгорсуд решением от 23 декабря оставил в силе решение суда первой инстанции, которое в тот же день вступило в законную силу, а "действие решения призывной комиссии было возобновлено".

"В рамках реализации данного решения, законность которого установлена судом, 23 декабря Шаведдинов был направлен на городской сборный пункт, где был проведен его повторный медицинский осмотр, в ходе которого препятствий к прохождению военной службы установлено не было", - проинформировал Локтев, добавив, что после этого Шаведдинов "в составе команды убыл к месту прохождения военной службы по призыву". Это место "было определено в строгом соответствии с результатами его [Шаведдинова] медицинского освидетельствования и группы профессиональной пригодности", - подчеркнул представитель комиссариата.
*****


Сегодня Навальный сообщил, что поступил звонок от Шаведдинова и обрисовал ситуацию так:

*****
Только что звонил Руслан. Свой телефон ему дал начальник медчасти для того, чтобы Шаведдинов сообщил имейл, на который можно прислать его медицинские документы.
Текущий статус похищенного сотрудника ФБК Шаведдинова заключается в следующем:

- он является незаконно лишенным свободы. Самым настоящим политическим заключенным, ну или ссыльным, как угодно;

- фактически на Министерство обороны и в/ч 23662 тупо возложили обязанности по организации квазитюремного заключения;

- его не держат взаперти, но к нему приставлен человек, который находится с ним буквально каждую секунду. Спит Руслан, ест или идёт в туалет — человек находится рядом и наблюдает;

- ему уже объявили, что телефон он не получит ни при каких обстоятельствах. Несмотря на то, что у всех остальных рядовых срочной службы (раз уж Минобороны считает Руслана таковым) телефоны есть. А в субботу вообще официальный день, когда можно звонить. Руслану сообщили, что ему нельзя будет звонить и по субботам. И вообще никаких коммуникаций с внешним миром у него не будет;

В начале 2019 года Госдумой были приняты поправки в федеральный закон «О статусе военнослужащего», которым был введен запрет на использование мобильных телефонов с выходом в интернет. Однако военнослужащие могут пользоваться простыми мобильными телефонами в установленное приказом командира войсковой части время.

- то есть ситуация заключенного. З/к тоже может ходить по бараку, но ему хотя бы разрешают звонить по телефону-автомату. В ситуации с Шаведдиновым тоже можно ходить только по казарме (на улице -27 и идти некуда), но звонить нельзя;

- у Шаведдинова есть документально установленное медицинскими исследованиями заболевание, которое не позволяет призывать его на военную службу. Начальник санчасти согласился посмотреть на эти бумаги, но что с ними он будет делать — непонятно;
*****


Теперь собственно мои комментарии.
У нас армия комплектуется смешанным способом: по контракту и по призыву. Призывник, если у него нет регламентированных законом отсрочек, проблем со здоровьем, обязан отслужить либо в Вооруженных силах, либо пройти альтернативную службу. Это не вопрос хочу/не хочу. Таков на данный момент закон. Я не знаю какие у Шаведдинова были или не были отсрочки, каково состояние его здоровья, на какой стадии находится его судебное разбирательство, поэтому данного аспекта касаться не буду. Очевидно, что если имеется отсрочка или же есть документально подтвержденные проблемы со здоровьем, или же какие-то аспекты юридического характера, то призывать его права не имели. Столь же очевидно и обратное: если отсрочек, проблем со здоровьем и аспектов юридического характера нет, то призвать его вполне себе право имели.
Теперь насчет некоторых конкретных тезисов:

ему уже объявили, что телефон он не получит ни при каких обстоятельствах. Несмотря на то, что у всех остальных рядовых срочной службы (раз уж Минобороны считает Руслана таковым) телефоны есть. А в субботу вообще официальный день, когда можно звонить. Руслану сообщили, что ему нельзя будет звонить и по субботам. И вообще никаких коммуникаций с внешним миром у него не будет

Собственно, проверить эту информацию мы не можем. Быть может есть такая указивка, быть может нет (и тогда это все фантазии). Вместе с тем отмечу, что призвали Шаведдинова в понедельник, сейчас среда и не исключено, что в установленное командиром данной части время он свой телефон вполне получит. Это вовсе не обязательно должна быть суббота и вовсе не обязательно на весь день. День/дни и время пользования мобильными телефонами военнослужащими по призыву оставлены на усмотрение командиров тех или иных частей. Даже если он его получит на днях, то это опять же не означает, что он бы его и так получил без проблем. Для попугать или даже всерьез про запрет на пользование вполне могли сказать. Гадать особого смысла нет, все равно точно не узнаем.
P.S. Учитывая "аварийную" процедуру призыва, я сильно сомневаюсь, что у Шаведдинова есть простой кнопочный телефон, которым разрешено пользоваться в армии (см. список разрешенных моделей тут). Все ведь сейчас со смартфонами ходят. А это новый геморрой: даже в установленное время таким телефоном пользоваться нельзя и его не должны выдавать на руки. Не знаю, продаются ли на Новой Земле мобильники. Если нет, то это у кого-то просить придется или ждать посылку с Большой земли.

- его не держат взаперти, но к нему приставлен человек, который находится с ним буквально каждую секунду. Спит Руслан, ест или идёт в туалет — человек находится рядом и наблюдает

Это, конечно, может быть и выдумкой, но вполне может оказаться и правдой, т.к. присмотр за потенциально проблемным военнослужащим с помощью другого военнослужащего - это распространенная армейская практика. Если командование считает, что военнослужащий в силу каких-то причин может самовольно покинуть пределы части (проще говоря, дезертировать) либо же что-то сделать с собой (членовредительство с целью откоса, самоубийство), то к такому солдатику могут приставить "надзирателя", например, из числа сержантов. Дальше будут случаи, с которыми сталкивался лично во время службы.

В 1999 году, когда понятие "военная прокуратура стоит на страже правопорядка" было в противозачаточном состоянии, в одной из комнат нашей казармы взаперти держали солдата, который ранее сбежал в СОЧ. Солдат вроде бы был местный, волгоградский, его вычислили на какой-то квартире офицер с солдатами, привезли обратно в часть и посадили в комнату типа под "арест". Чтобы снова не сбежал, оставили при нем двух "дедов", которые должны были спать в этой же комнате. Естественно, такое времяпрепровождение "дедов" не устраивало, и они периодически срывали злость на "сочинце" доступными способами: прокачать, побить. Не постоянно, конечно, но время от времени. Сидеть в комнате все время "дедушкам" тоже особенно не хотелось, поэтому иногда они сваливали по своим делам, запирая "арестанта" на ключ. В одну из таких отлучек сиделец связал простыни, спустился по ним из окна (не помню, на каком этаже мы тогда жили, вроде на 3-м) и опять дал деру.

Во время службы по контракту в Абхазии к нам в роту перевели военнослужащего по призыву, который ранее сбежал из какой-то другой части. Командир роты несказанно "обрадовался", что в его подразделение перевели "сочинца" и сразу же решил назначить человека, который за ним должен будет присматривать.
- Мокрушин! Ты ведь ответственный, я знаю. Давай, будешь присматривать за этим козлом, чтоб деру не дал.
- Тащ капитан, вы издеваетесь?
- Давай-давай, не базарь. Ходи с ним все время: на обед, в сортир. Где он, там и ты.
- Ну, а как я в наряде дежурным или еще где?
- Слушай, ну не морочь голову. Задачу понял? Выполняй.
Я не ходил за ним постоянно, потому что это было невозможно. Но периодически приходилось проверять как он и что он, водить его к психологу части. К счастью, капитан у нас был ветреный, за исполнением приказа особо не следил, так как и сам понимал его невыполнимость, а через некоторое время этого военнослужащего отправили с базы то ли в другую часть, то ли на медкомиссию.

В общем, ничего странного в том, что к потенциально проблемному солдатику, который как снег на голову свалился командиру части (100% с ЦУ типа: "Чтоб ни один волос с его головы! И чтоб он тут со своей политикой не того! И чтоб не делся никуда! И чтоб вены не порезал! Они ж там долбанутые: в знак протеста или еще что! Следи!"), приставили человека, который будет за ним наблюдать.


Только что звонил Руслан. Свой телефон ему дал начальник медчасти для того, чтобы Шаведдинов сообщил имейл, на который можно прислать его медицинские документы.

Почему, если Шаведдинову запретили давать телефон, он его все же получил? Как уже писал выше, быть может никакого запрета на пользование телефоном и нет, просто у Шаведдинова нет кнопочного, и со своего он позвонить не может. Но вдруг запрет есть и как тогда? Тут палка о многих концах. Начмед ведь отлично понимает, что запрет запретом, но если солдат реально болен, возможны какие-то осложнения, то он сам себя подведет под уголовное дело, если не ознакомится с его историей болезни и точно не установит, что тот здоров. Начмед просто подстраховался, дав Шаведдинову позвонить и сказать на какой e-mail соответствующие справки нужно выслать. Естественно, Шаведдинов этим воспользовался, чтобы рассказать о своем положении. "Надзирающий" сержант может, конечно, и пикнул что-то про запрет на связь, но он для начмеда никто и звать его никак. Да и в кабинете они могли быть одни. Да, собственно, и командование части отлично понимает, что если навязанный им оппозиционер тут помрет или серьезно заболеет, то с них же самих снимут стружку. Запрет запретом, но своя рубашка ближе к телу (по-прежнему в голове держим, что быть может запрета никакого и нет).


Теперь собственно о том, как это все выглядит с точки зрения пиара. На мой взгляд, выглядит это тухло. Тухло для Минобороны. Чувака якобы насильно призвали, не имея на то никакого права, якобы за политические взгляды сослали на Новую Землю. Может оно потом и выяснится, что призвали законно, но это потом и такого резонанса уже иметь не будет. А сейчас для немалой части молодежи это как красная тряпка: армия - место наказания, куда забривают больных, засылают к белым медведям и лишают связи с внешним миром. С точки зрения международного пиара тоже тухлятина: уже есть статьи в иноСМИ под заголовками "Россия отправляет диссидента на отдаленную арктическую военную базу".
Полагаю, что непосредственно Минобороны вся эта тема совершенно была не нужна. Это чисто политическое решение, которое принималось на ином уровне. Вероятно, чтобы показательно напугать, не взирая на резонанс. Если Шаведдинов реально подлежал призыву, то отправили бы его куда-нибудь в Саратовскую область и не имели бы и половины текущего информационного выхлопа. Но выбор был сделан другой.


Перед написанием комментариев, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами поведения в блоге.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
 Девочки милые помогите советом!!! Дело в том,что лет с одиннадцати мучаюсь с волосами на теле,не только на ногах,а именно на всем теле... даже (пардон вокруг сосков) и волосы темные жесткие. Если брать бритву,то приходится бриться каждый ...
В феврале 1970 года, 50 лет назад, вышел "The Least We Can Do Is Wave to Each Other", второй студийный альбом британской прог-рок группы "Van der Graaf Generator". Это первый альбом группы, вышедший в Великобритании (первый вышел только в США) и единственный альбом группы, попавший в ...
Ну вот, как всегда. Только понадеешься, что рынок двинулся в интересном ...
источник ...
В верхнее тематическое оглавление Тематическое оглавление (Блогосфера) Сейчас в Думе успешно прошел первое чтение закон, вводящий цензуру в Интернете. Победоносное шествие закона и протесты заглушаются вопросами: «А вы что – за ...