Про предпринимательство и одного блогера.

топ 100 блогов ataman-golovko30.07.2012 Предприниматель.

Мне ещё ни разу не приходилось писать пост, являющийся ответом-комментарием на чей-либо другой пост (ну, по крайней мере, не припомню что-то такого, обычно я всегда это делаю в комментариях), но всё же когда-то делается впервые.
19 июля этого года блогером ac643 в «Волгоградском клубе блогеров» был опубликован пост под названием «Предприниматель - друг или враг» (прочтите сами этот его пост). Я, может быть, и не обратил бы на этот пост особого внимания, если бы автор поста не являлся известным волгоградским предпринимателем и, если мне не изменяет память, кандидатом экономических наук (его диссертация была посвящена вопросам маркетинга, если, опять же, память мне не изменяет и я ничего не путаю). В данном посте рассматриваются некоторые, так сказать, психологические аспекты предпринимательства. Моё личное мнение: По своему экономическому содержанию, даже с учётом краткого характера изложения, данный пост является химерой. Т.е. – такого не бывает и быть не может, желаемое не просто откровенно выдаётся за действительное, а навязывается как реально существующее именно в таком виде. Если бы этот пост написал какой-нибудь юнец, я бы списал это на незнание жизненных реалий. Но это написал человек опытный, что называется, «тёртый калач». Итак, я отвечаю отдельным постом на его пост, по всем обозначенным им пунктам (его собственный текст, мною отмечен, жирным шрифтом, мой текст – обычным). Тем, кому не интересны вопросы предпринимательства лучше вообще под «катом» не читать. Там, как говорится «слишком много букв» и совсем нет никаких картинок (т.е. – если что, то я предупреждал, что этот мой пост специфический и далеко не для всех интересный).


«Во-первых, предприниматель более других заинтересован в росте доходов граждан. Ему нужен зажиточный клиент. Я помню, девяностые, когда многие очень хорошо знали, в какой день у стариков пенсии, в эти дни делалась выручка позволяющая выживать».
Смотря, какой предприниматель. Есть большое количество направлений в предпринимательской деятельности, представители которых потенциально заинтересованы во временном, но резком снижении доходов своих возлюбленных сограждан. Именно тогда случается «наплыв» покупателей на более дешёвые и более необходимые товары. Например, различные хлеботорговцы, особенно владельцы хлебных киосков (во время кризисов замечено, что хлеба начинают потреблять больше), продавцы отечественной косметики, мелкооптовые продавцы китайского ширпотреба и т.д., список огромный. Про 90-е. Я тоже всё хорошо помню. Быстрый скачок в 90-е совершили те, кто удачно спаразитировал на системе. Я очень много и во всех распрекрасных подробностях, мог бы написать на эту тему. Особенно про тех, известных в нашем регионе предпринимателей, у которых, на момент становления их бизнеса, отцы (или кто-то другой из родственников, мама, дядя и т.д.) были на значительных должностях. Но и про других могу рассказать тоже (у меня много всяких историй в запасе, просто, кто это всё читать будет). Но раз речь о пенсиях стариков, то здесь не смолчу. В то упомянутое время была популярна процедура, при банкротстве банков, перевода вкладчиков в пайщики. Результат: Деньги вкладчиков пропадали, а оправданием банкиров служило «обрушение» банковской системы, якобы в связи с массовым невозвращением кредитов. Основная масса вкладчиков того времени – пожилые люди. Это были остатки их сбережений. За всю их жизнь. Трудовую, надо сказать. На самом деле, эти деньги, в большинстве случаев, никуда не пропали, их следы, после процедуры «отмывания», можно встретить в самых различных сферах волгоградского бизнеса (разумеется, не только волгоградского). В то время, это называлось «добыть первичный капитал». Такой капитал, был именно добыт, а не заработан. Примеров тому, как различные предприниматели, связанные каким-то образом с банками (в банковской среде работал родственник, одноклассник, друг детства и т.д.), внезапно «стартовали» в то время, множество. И такой предприниматель никогда сам не раскроет, какое долевое участие какого именно физического лица было изначально заложено в его бизнесе. Вот такая «забота о стариках» в 90-е годы, мне почему-то вспомнилась.

«Во-вторых, предприниматель, пытается строить хорошие и длительные отношения с клиентом, ищет способы угодить, ему жизненно важно, чтобы Вы пришли именно к нему. Он ищет новый товар, снижает цену, проводит розыгрыши и конкурсы. Только идиот и самоубийца может сейчас хамить и обманывать своего клиента».
Опять же, это смотря, какой «коммерс» и с каким видом деятельности. Хамить и обманывать, в предпринимательстве, вещи совершенно разные, не надо их ставить рядом в одной строке. Хамят обычно не предприниматели, а их работники – продавцы (да и прочие сотрудники), которых, в свою очередь, достали своим хамством и непотребством как раз-то предприниматели. А вот обманывать, это другой вопрос. Смотря, что именно считать обманом. Значит, автор утверждает, что  «только идиот и самоубийца» может обманывать? А автор с бизнесом на ниве юриспруденции, например, знаком? Адвокатов, он к кому относит? К идиотам? Адвокат, который не будет «пудрить мозги» своему клиенту (т.е. – попросту обманывать его), умрёт в нищете. Это общеизвестно. Или вот, так называемым,  сетевикам, им, что выгоднее – заниматься неприятными процедурами с просроченным товаром или бирки со сроком годности переклеить, а?

«В-третьих, предприниматель сам является потребителем, многих услуг и продуктов. Ему так же нужен цивилизованный рынок. Ему надо снижать затраты. Он и здесь работает с Вами и на Вас».
Если кому-то что-то нужно от кого-то, это не означает автоматически, что в данном персонаже (в нём самом) произойдут какие-либо личностные изменения. Это вопрос психологии. Давно известно следующее: При тестировании на тему «Какими качествами Вы хотели бы обладать (или какие цените в себе)?», на первых местах стоят такие качества, как «сила воли», «жёсткость характера» и т.п., а вот такие качества, как «доброта», «душевность», «мягкость характера», занимают последние места. Но, вот при тестировании на тему «Какого друга Вы хотели бы иметь?» большинство опрошенных отвечают, что доброго и душевного. Т.е. – сами такими быть не хотят, а от других требуют. Насчёт снижения затрат. Даже не знаю, как это кратко прокомментировать (грубой прикидкой, могу сказать, что более-менее всеобъёмлющий ответ занял бы у меня страниц эдак так 20-ть машинописного текста). Я этого делать, конечно, не буду. Сама фраза написана так: «Ему надо снижать затраты». Это, знаете ли, детская постановка вопроса. Какие именно? Что считать затратами? На что? Это про бизнес вообще или про него (про предпринимателя этого самого) лично? Если это, всё же, про бизнес, то это зависит от соизмеримости затрат и получаемой прибыли. Тут важным фактором является оборачиваемость оборотных средств. Снижение затрат, может влиять на этот фактор по-разному, иногда – в худшую сторону. И вот это ещё меня покоробило – «ему надо». Да мало ли кому чего надо в теории. На практике это уступает тому, что действительно нужно. А «цивилизованность» рынка здесь совершенно параллельна и не является гарантией чего-либо. В одних условиях, действуют так, а в других по-другому, только и всего. Предпринимателя, с его помыслами, нельзя рассматривать отдельно от действующей экономической модели в целом. Так что, не надо нам «ля-ля». Все работают на себя, любимого.

«В-четвертых, предприниматель доступен, он живет рядом с Вами, с кем-то на одной лестничной площадке, его дети ходят в садики и школы с Вашими, он ездит по одним и тем же дорогам, что и Вы, заправляется по той же цене, получает такую же медицинскую помощь, так же оплачивает ЖКХ, и страдает от шума и мусора во дворах. У него те же проблемы. И еще при желании, Вы можете всегда, в лицо, высказать ему свое недовольство».
А еще он может позвонить «крыше» (бандитской, «ментовской» или чиновничьей),  нанять специалиста по безопасности и конфиденциальным поручениям, дать взятку, пригласить нужное ему лицо в дорогой ресторан и т.д. Кроме того, мне неоднократно заказывали анализ реальных финансовых трат (с предварительным сбором информации)  наших волгоградских предпринимателей, при их участии на выборах местного значения. То, что могут себе позволить некоторые предприниматели, обычный кандидат в депутаты позволить себе не может, зачастую – даже близко не может. И доказать эти расходы, произведённые, во время предвыборной компании, практически невозможно. Это не означает, что на выборах побеждают только предприниматели, но свидетельствует (прямо или косвенно), что далеко не без их помощи реальная себестоимость предвыборной компании, на выборах местного значения, значительно возросла. Кстати, в подготовленном мною докладе (анализе), присутствовал, в качестве фигуранта, и блогер  ac643, объяснялся его «рывок» в середине предвыборной компании. Подробностей, правда, не помню («сделал – отдал – забыл»), поэтому ничего утверждать не буду.

«В-пятых, ему также нужен порядок и понятные и справедливые правила, ему есть, что терять. Ему важно, чтобы правильно работали органы правопорядка. Ему нужен независимый и справедливый суд».
Представителям малого бизнеса – да. Среднего – по стольку, поскольку. Представителям крупного бизнеса – эта вся фигня не нужна, иногда даже – наоборот, мешается под ногами, знаете ли.

«В-шестых, он заинтересован в сильном, стабильном и богатом государстве, способном защищать его интересы на международном уровне, помогая конкурировать с иностранными компаниями и товарами».
Очень глубокое и вредное заблуждение. Интерес возникает от степени «интересности» ситуации. В условиях потрясений, неразберихи, правового хаоса, когда  типичным явлением считается, так называемое «взрывное накопление капитала», переход малого бизнеса в средний осуществляется намного чаще, чем в периоды стабильности. Кроме того «сильным, стабильным и богатым», государство становится, выбрав ту или иную экономическую политику (стратегию, основное направление развития и т.д.). Одни виды экономических стратегий государства крайне выгодны одним предпринимателям и невыгодны другим и наоборот.

«В-седьмых, предприниматели – патриоты, они связаны со своей страной не только в духовном плане. У них на Родине их дело, которому они отдают лучшие годы своей жизни, не ведая покоя ни днем, ни ночью. Они хотят, чтобы дело это существовало долго, процветало и досталось их детям».
Ой, как говорится: «Я плакаль!». Вот только, годы всегда на что-то тратятся, а бизнес, кстати, продаётся. Кем являлись, например, волгоградцы, купившие имущество в Майаме, чьи дети уже граждане США, а? Космонавтами, что ли? Патриотизм, да? А кто наводнил российский рынок изделий легкой промышленности, продукцией, произведенной в Китае? Этим занимались упорно, от самых низовых звеньев малого бизнеса (предпринимателей-челночников) до акул бизнеса, размещавших заказы за рубежом.  Кто-нибудь из них вспомнил о семьях работников разорённых отечественных комбинатов или вообще о национальной гордости? На сегодняшний день, до сих пор, большинство китайского, так называемого, рыночного товара, является контрафактной продукцией, а почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается и производится в Китае, давая заработок, соответственно, китайцам. И это кто же этим занимается? Марсиане? Или, всё же, российские предприниматели? Главное для предпринимателя - получение прибыли. Всё остальное - варианты, как именно действовать в этом направлении, в зависимости от той или иной ситуации. И не надо тут юлить.

«В-восьмых, предприниматель много лет работает со многими людьми. У него обязательно есть сотрудники, которые уже десятилетия рядом и в горе и в радости. Они стали уже родными и он чувствует свою ответственность за их благополучие. А еще есть поставщики и партнеры, с которыми их связывает дружба и общее дело».
Это в любом виде деятельности примерно также. Такова вообще психология человека. Кстати, тут есть и обратная сторона медали. И именно предпринимателям, хорошо бы её изучить досконально. Кроме сотрудников, которые «уже десятилетия рядом»,  были и те, кто «рядом» не задержался. Т.е. – те сотрудники, которые вступили в конфликт с другими сотрудниками данного предпринимателя и, будучи уволенными, считают, что их «ушли» (обошлись несправедливо, вынудили уйти, всячески измывались и т.д.). Чем больше «текучка» на предприятии, тем больше существует лиц данной категории. А это тоже – живые люди и ничего человеческое им не чуждо, в том числе и распространение различных слухов про бывшего своего нанимателя, и придумывание обидных прозвищ. Почти у каждого известного волгоградского предпринимателя, есть оскорбительное прозвище, которым его «за глаза» называют (у блогера ac643, такое прозвище тоже есть, кстати). И ещё: Предприниматель более других зависит от своего имиджа успешности. Если этот имидж начинает разрушаться, то и отношение к нему окружающих, постепенно, начинает меняться. Может оказаться, что он без денег никому и не нужен, его человеческие качества никому не нужны, они были лишь приложением к его деньгам. Помог в беде деньгами и связями – хороший и родной, а не помог – сволочь и гад. Также может оказаться, что лишившись денег, он ничего толком не может и не умеет (даже если умел, то забыл), его жизнь была посвящена погоне за прибылью. Я знавал случаи, когда предпринимателя только-только арестовали (посадили в СИЗО), а его ближайшие друзья и родственники, на помощь которых он рассчитывал, сразу начинали делить его бизнес. В нашей стране про «суму и тюрьму» забывать не стоит никогда. Был даже такой случай: Один предприниматель потерял почти всё, его, так сказать, сильно «кинули». Очень быстро он убедился, в очень простой вещи – друзья с потерей его имиджа успешности (да и денег, как таковых, не осталось у него), что называется «уходят», а вот враги – остаются. И он обратился за помощью к … врагу (по крайней мере, у него были с этим человеком конфликты), больше не к кому уже было. «Развели» этого «коммерса» очень красиво и полностью вернуть его бизнес уже не представлялось возможности (сильно «ушами хлопал» и «чувствовал ответственность» за своих корешей, а они ничего такого не чувствовали, как оказалось), но кое-чего всё-таки отбили назад. Пришлось применить комбинацию «изображаем третью силу» (сделать задним числом расписки, договора и т.д.) и сильно омрачить «праздник» аферистам.  На «выбитые» деньги, предприниматель завёл новое дело, более скромное. Это было в далёкие, теперь уже, 90-е годы, а человеком, к которому он обратился, был я.

«В-девятых, соберу уж остальное. Это налоги. Это рабочие места. Это благотворительная помощь. К нему приходят, так как у него есть средства. И я знаю многих, кто старается помочь. Это благоустройство, это содержание в порядке территорий вокруг своих объектов. Могу дальше, но, пожалуй, пора остановиться».
Ну, остальное, так остальное. Очень вкратце «пройдусь» и по «остальному». Налоги платят все, но именно предприниматели, как никто другой, хорошо знают, как надо от них уходить (так сказать  – «минимизировать видимое налоговое обложение») и у многих получается.  Про рабочие места. Сама ценность получения рабочего места, зависит от многих факторов, в том числе и от уровня безработицы в стране. Теоретический пример: Вот был цех, выпускал продукцию. Работали в нём люди, около сотни человек. А потом завод был объявлен банкротом, рабочих уволили, а само предприятие продали по частям. Упомянутый цех купили приёмщики металла. Теперь там один предприниматель открыл пункт приёма металлолома. Дал ли он рабочие места? Да. На 10-ть человек, больше ему не нужно (да и то, не факт, что это бывшие работники этого цеха).  Виноват ли предприниматель в том, что завод разорился, работяг вышвырнули на улицу, а цех выставили на продажу? Нет, конечно, не виноват. Он просто воспользовался удобной для него ситуацией. А вот если бы этот вид предпринимательства (приём металлолома) был бы запрещён, цех, возможно, купил бы другой предприниматель. Производственник. И, возможно, дал бы бывшим работникам завода новые рабочие места. Здесь, на самом деле, очень много всяких «но» и подходить к этому вопросу однозначно нельзя. Как я уже писал выше, предпринимателя, с его помыслами, нельзя рассматривать отдельно от действующей экономической модели в целом. Про благотворительность. О, это очень большая тема. Ещё лет так восемь назад (точно, конечно, не помню) для «Областных вестей» мною была написана большая статья под названием «Благотворительность: благо или зло?», в которой мною объяснялось, что и к этому вопросу нельзя подходить однозначно. В статье, правда, поднимались общие вопросы, связанные с благотворительностью. А вот говоря про благотворительность конкретно предпринимателей, хотелось бы осветить такие моменты:
- Предприниматель, оказывая благотворительную помощь, прекрасно понимает, что всем он помочь не в состоянии. Т.е. – он делает это выборочно, руководствуясь какими-то своими критериями, выбирая кому помочь, а кому и нет. Те, кому он отказал, оказались унижены этим.
- Именно предприниматели более других оказывают благотворительную помощь через различные фонды и организации, а не конкретным физическим лицам напрямую. Причин здесь несколько, но одна из них интересная – именно эти фонды и организации могут дать красивое благодарственное письмо в рамочке, какой-нибудь диплом, грамоту от себя. Предприниматель это вешает на стенку и все видят какой он хороший, скольким он помог. У того же блогера ac643, таких грамот предостаточно, я думаю. Если моя память мне очень сильно не изменяет, у него даже медаль от казачества имеется.
- А вот реально проконтролировать, на что именно пошли его деньги, предприниматель-благотворитель часто не может. Бывали случаи, когда руководители различных благотворительных организаций, получив деньги, тратили их на себя любимых (ремонт в своей квартире, оплата части кредита за машину и т.п.). Таких мошенников на ниве благотворительности очень много. А ведь какие истории рассказывают в кабинетах, про детей, про инвалидов, про страдания, слёзы льют … а потом денежки профукают и идут других психологически обрабатывать. А, что предприниматель? Да ничего! Грамотку свою получил и рад - радёшенек. Считает, что благое дело сделал (а если и догадывается, то промолчит, сам тоже ведь будет выглядеть в не очень приглядном свете, кому охота прослыть «лохом»). Таких случаев из реальной жизни, увы, я знаю предостаточно.
Насчёт «могу дальше». А как я могу дальше-то, ой, как могу … никакого места не хватит, читать устанете. Итак, немало написал (вряд ли, кто дочитает даже до этого места, но если кто дочитал – откликнитесь, я хоть буду знать, кто это такой терпеливый и есть ли такие люди на планете Земля).

Вывод автора поста (блогера ac643): «Не вижу я поводов для антагонизма, предприниматель глубоко интегрирован в общество, практически все его интересы совпадают с остальными людьми». Далее по тексту ac643 рассказывает чего он видел за рубежом и делает окончательный вывод: «У нас нет другого шанса, кроме как быть вместе».
О какой всё же именно интеграции идёт речь? Об экономической или социальной? И, главное, что из этого? Что? У нас и наркодилер также «глубоко интегрирован в общество» и сутенёр. И что? А в царской России, купцы были «глубоко интегрированы в общество». Что из этого? Это ничего не доказывает и ничего не опровергает. Общество находится в постоянном «движении» (развитии) и степень взаимодействия слоёв населения, составляющих это общество, может меняться. И причём здесь «антагонизм» вообще? Ах, поводов к нему не видно? Ну, что тут скажешь «слегка подслеповатому»? Разве, что посоветовать ещё раз перечитать труды идеологов марксизма и обратить, наконец-то, своё благородное внимание, как именно и когда возникает антагонистическое противоречие. Марксизм (если, конечно, отбросить идеологическую шелуху, типа, что кто-то обязательно чей-то могильщик) был и остаётся одним из сильнейших экономических учений. Кто-то видел, что где-то, вроде бы не так? А где гарантия, что и там, после полного взаимопонимания (если оно там ещё и есть), не может наступить раздор? Да нет, в этом мире, никаких гарантий. Ни в чём. И шансы надо просчитывать. Тогда и выясняется, есть другие или нет, и какие есть ещё. Это называется – исследование вопроса. А пока, мы имеем дело с голословным утверждением одного предпринимателя – блогера ac643. И всё!
Мой личный вывод из всего выше мною же и написанного:
Предпринимательство это - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли. Прибыли! Всё остальное – вторично. Это вид деятельности такой, всего-то на всего. С таким же успехом можно было написать пост на тему «Блогер - друг или враг?». Сразу возникла бы масса вопросов, на тему какой именно блогер, тролль он или копипастер, каких взглядов он придерживается, и кому это именно он друг, и кому же именно он враг. Ведь всем понятно, что блогерская среда неоднородна, хотя все – блогеры. Примерно тоже самое и с предпринимателями (без прямой аналогии, конечно). А у автора поста (у ac643), в данном случае, личностная установка одного индивидуума перенесена на целый слой населения! Цепочка его рассуждений, вкратце, выглядит примерно так: Я хороший (первичная психологическая установка любого индивидуума)  – но я предприниматель (вид деятельности данного индивидуума) – значит все предприниматели хорошие (обобщение, основанное на непроизвольном желании объяснить, почему он, такой хороший, занимается именно таким видом деятельности). Он сделал выводы на основе перехода от частных предпосылок к общему, так сказать, знаменателю, минуя все логические цепочки, основываясь лишь на собственных психологических установках.
Как я уже писал выше по тексту, если бы этот пост написал какой-нибудь юнец, я бы не обратил бы на это должного внимания, но пост написан известным волгоградским предпринимателем, общественным деятелем, кандидатом экономических наук.  И человек, написал этот пост на полном, что называется, серьёзе. И как далеко мы можем зайти с такими рассуждениями, не анализируя реалии, а лишь выдавая желаемое за действительное?

P.S. В начале поста я предупреждал, что этот мой пост не для всех, что он специфический и нудный. Просто есть вещи, на которые необходимо иногда реагировать. Сначала я, кстати, было написал более резко, но потом подумал, что в принципе блогер ac643 ничего мне лично плохого не сделал (пока, по крайней мере) и переписал пост, смягчив некоторые акценты.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Масленицу поехала отмечать к друзьям. Они живут за городом в большом доме. Днем плавали в бассейне, парились в бане, кто хотел в сауне, остальные с мокрым паром. Обедали такими потрясающими блинами, что можно было пальчики облизывать, мы их и с икрой лопали, и в масло макали, и вареньем ма ...
Поскольку фотографий Праги в Сети великое множество, не буду лишний раз спамить своими корявыми фото. Ограничусь двумя-тремя.         Поделюсь только общим впечатлением от духа этого города и места. Никакой мистичности и романтичности Праги я в упо ...
Константин, Вы тут про политруков и остальных.Вопрос: кто на ...
Ыыыыыыыыыыыыы Вьетнамец играет на арфе!!!Он там должен был спеть "В штанах ...
Чем увлекательны дальние экспедиции? Непредсказуемостью.  Я предполагал, что доступ к интернету может быть проблемой, но что такой…  Если из глухой степи подъехать поближе к автотрассе Элиста - Астрахань, то с вершин холмов начинает работать сотовый телефон. Иногда я выезжаю ...