Про опрокидывание самолёта на хвост при выгрузке и погрузке


Сидел вечером, листал ленту новостей, что в нашем авиационном мире творится. А там ужас. Ну ладно геополитика и вооруженные конфликты с ковидом, к ним уже привыкли. Но тут в аэропорту Нью-Йорка умудрились посадить на хвост А-321 на стоянке с телетрапом. Чтобы посадить на хвост А-321 нужно очень сильно постараться. Да и то, не факт, что получится из этого что-то.
Вообще на фото, которое сделал очевидец на допотопный телефон (видимо в США не у всех Айфоны, как нам рассказывают ксенопатриоты) видно Airbus A321-200 (N959JB) авиакомпании JetBlue, который опрокинулся на свою хвостовую часть на стоянке в аэропорту Нью-Йорка им. Дж.Кеннеди. Самолёт прибыл рейсом B6 662 из Барбадоса. В какой момент центр тяжести самолёта при разгрузке сместился назад.
Сначала расскажу про свою практику. Как-то ДОП вернулся к нам с рейса и рассказал, мол, так и так, пришёл я на рейс, который прилетел с Брюсселя (или Брюсселей, но сейчас уже вообще не важно) на стареньком А-320 в компоновке 20/120. Он бодро подогнал FMC (погрузчик контейнеров) к переднему багажнику, выкинул первый, второй контейнер, как вдруг при выгрузке последнего контейнера самолёт начал аккуратно поднимать нос. Погрузчик быстро сориентировался и пихнул контейнер обратно на переднюю позицию. В этот момент, как оказалось, шла выгрузка через обычный трап, который подогнали назад. А водитель погрузчика думал, что высадка шла через телетрап, который никто не подогнал. Такого же казуса тогда удалось избежать.
Но тут, очевидно, трап назад никто не подгонял. Телетрап был подогнан, но даже он поднялся с козырьком. Хотя усилий козырька обычно хватает, чтобы слегка прижать задумавшийся опрокинуться борт к земле. Да там и одного человека, повисшего на стойке шасси бывает достаточно. Один человек в переднем или заднем ряду самолёта А-320/Боинг-737 может дать до 1% САХ к центровке в зависимости от актуального веса. Топливо может вести себя тоже интересно. Примерно до 7 тонн оно легонечко оттягивает центр тяжести назад, так как заполняет крыльевые баки, но потом, заполняя центральный бак, начинает прилично подтягивать уже в нос. В принципе, для Эрбасов заправки до 10-12 тонн вообще особо ни на что не влияют.
Как вариант, груз могли закинуть назад, а багаж вперёд. Это абсолютно законно. Можно даже багаж выгрузить раньше. Просто задний багажник чуть больше (хотя на А-321 они примерно одинаковы) плюс есть рампа. JetBlue грузят в навал, не факт, что у них рампа вообще открывается отдельно и там стоят сетки. Вполне возможно, что это просто продолжение багажника. Потому в Барбадосе могли нагрузить груза до Нью-Йорка (а что оттуда везут, кстати?) до упора в задний багажник. На нос закинуть багаж.
Поэтому могу предположить, что по прилёту в Нью-Йорк самолёт, как ему положено, встал под телетрап, пассажиры вышли, грузчики опустошили передний багажник. В крыльевых баках плескалось около трёх тонн керосина на остатке. Стюры все сгруппировались на задней кухне, сверяя, что продали, а что осталось, может добыть немного чего-нибудь себе на перекус, а может быть с центровочкой поделиться. А может быть к ним зашёл ещё и представитель с лишним весом, а может быть он был не один, а ещё с ним был друг с рюкзаком для лута. В это время от терминала подул приличный ветер (кто ходил, тот знает, что ветер, зараза, всегда дует почему-то от терминала) и слегка давно выскочившая за буйки центровочка сыграла на хвост.
Как пишут, один только загруженный багажник вряд ли бы спровоцировал опрокидывание. У нас в Дубай летал Боинг-737. Так в него влезало в задний багажник 2,5 тонны груза. Ни разу не опрокинулся. При этом арабы грузили конкретно и битком – иголку молотком не забьёшь. Современные двухдвигательные самолёты весьма устойчивые, поэтому необходим комплекс факторов, чтобы такое произошло. Повторюсь, чтобы опрокинуть А-319/320/321 нужно быть особенно везучим или одарённым. Ладно, опрокинутый А-321 я теперь видел. Осталось ждать опрокидывания Суперджета. Пока что мне кажется, что это нереально, но всегда найдётся кто-то конченый, кому это может и удастся.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/pro-oprokidyvanie-samoleta-na-hvost-pri-vygruzke-i-pogruzke-65382c7cc7f6d559e507ee8b
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/
|
</> |