Про одну бабушку и ее дочку
egretta_alba — 11.01.2013 Вчера умерла бабушка жены – уже последняя из того поколения во всей нашей родне. Впрочем, из следующего поколения тоже одна только теща осталась. А значит, мне и самому пора об итогах задумываться потихоньку. Не торопиться, конечно, с этим, но уже и не откладывать надолго…Бабушку похоронили сегодня. Мороз 12 градусов, а земля мягкая-мягкая оказалась, аж удивительно. Настолько мягкая, что присутствующие прихожане одной из нынешних новомодных церквей даже о чуде заговаривали. Ну и ладно. Чудо – так чудо. Пусть будет пухом эта земля бабушке Дусе; она была оптимисткой, умела любить близких людей и вообще очень достойно прошла по ох какой извилистой дорожке своей долгой жизни.
А люди – они везде люди. Стоим над открытым гробом, через пять минут застучат молотки, все молчат и думают каждый о своем – и тут откуда-то сзади шепоток про мою тещу, дочку покойницы: «А что-то не видно совсем, что у нее горе. Вот как так можно?! Это же мать все-таки». Только принадлежность голоса женщине, да еще не совсем подобающая мизансцена удержали меня от того, чтобы с разворота зарядить спикеру прямо в рыло. Можно подумать, они не знали, что без малого пять лет бабушка лежала после третьего инсульта, не вставая (после первых двух ценой громадных усилий теща ее возвращала к жизни, будучи квалифицированным врачом сама и благодаря своим связям в нужных медицинских кругах). Именно эта не скорбящая сейчас дочка в одиночку все эти пять лет ее пеленала, кормила с ложечки, делала массажи и примочки, ставила компрессы, таскала на себе в ванную и обратно и так далее, и так далее. И при этом каждый день ездила на маршрутке 50 километров на работу и обратно. Отпусков у нее не было вообще, заболеть самой – недопустимая роскошь, о какой-то личной жизни даже думать глупо и т.д. Дело, конечно же, не в том, что устала, надоело и вот теперь она радуется, что все закончилось. Это всего лишь убогие сплетницы делают такой вывод сообразно своей морали и мировоззрению. Я же уверен, что теща в душе радовалась за бабушку.
Посудите сами: когда человек в периоды просветлений плачет почти непрерывно и лишь просит Бога о смерти, а она все не наступает – вот это жутко! Бабушка прекрасно понимала, какой ценой это все дается дочке, и это понимание ее тяготило. А еще, наверное, очень болели язвы от пролежней. Ведь чем ни смазывай кожу, на какой матрац ни клади человека, как ни корми, а инсульт в 85 лет – это не шутка. Нарушенная трофика, чрезмерно низкий вес, сухость кожи, ограниченная подвижность – вот и закономерный результат. Плюс погибает в автокатастрофе сын, через полтора года умирает муж, в котором души не чаяла (как, впрочем, и в сыне)… Захочешь тут жить, а как же! Я уверен, что смерть стала для нее избавлением. Думаю, что именно по этой причине ее дочка всего лишь очень по-человечески грустила, а не падала на крышку гроба и не устраивала показательных рыданий на публику. Ан нет, как видите. Нашлись те, которые «Вот как так можно?! Это же мать все-таки». Ненавижу такую гнусь. Впрочем, Бог им судья. Уверен, что бабушка Дуся простила бы их и зла не держала. И это правильно, наверное.
|
</> |