Про образование

Продолжаю разбирать домашний хлам. Наткнулся на свои старые институтские тетради с конспектами. Большую их часть я отдал в деканат, для будущих поколений, сразу же после того как получил диплом. Но какую-то небольшую часть оставил себе, вот они-то умудрились дожить до сегодняшних дней.
Открыл, полистал. Вроде и почерк мой, и писал я сам, и очень-очень смутно припоминаю фамилии лекторов и преподавателей. Но про что там в этих конспектах говорится — уже вообще не понимаю. Какие-то странные рисунки, буковки, крючочки, палочки. Сопромат, матан, урматфиз, термодинамика, динамика полёта, проектирование камер сгорания, несущая способность, методика теплофизических эксприментов, теория вероятностей... Ё-моё, каких-то лет 10...15 назад я всё это знал. И не просто знал, а успешно сдавал на "хорошо" и "отлично" достаточно требовательным экзаменаторам ещё советской закалки. И младшекурсников обучал за денюжку.
Поймал себя на мысли, что всё вышеперечисленное на сегодняшний день я уже забыл. Совсем. Напрочь. Задай мне сейчас любой, даже самый простейший вопрос по материалам из моих же конспектов — я ведь не отвечу. Поэтому тетрадки эти тут же полетели в помойку, за полной ненадобностью. А в голову закралась мысль: вот и на фига было ботанить все эти шесть лет в институте и плюс ещё два года готовиться к поступлению в оный? Постфактум всё это оказалось просто напрасно потраченным временем. Нет, на тот момент весь процесс казался очень интересным и нужным. Но по прошествии 15-ти лет я могу уже точно сказать: почти ничего в реальной жизни не пригодилось. Разве что, я доказал себе и другим, что хорошо обучаем. Однако, быть может, для достижения той же цели существуют какие-нибудь другие, менее затратные способы?
Примечательно, что недавно схожие мысли я услышал от двоих своих коллег-программистов. Один из них учился на том же факультете курсом старше меня и озвучил всё ровно то же самое, только другими словами. Говорит, "кто бы мне тогда посоветовал и рассказал к чему всё приведёт, не стал бы я терять столько времени впустую". Я не сразу понял что он имеет в виду. А теперь вот внезапно "дошло".
Кочечно, никто не знает, что могло бы быть, но так никогда и не стало. Всё же и 20 лет тому назад, и сейчас над многими индивидумами мужского пола висит дамоклов меч необходимости отдавать долг какой-то там [у]Родине, который всякий физически здоровый отрок непонятно где, непонятно когда и непонятно в каком количестве умудрился взять. Данный факт очень часто вносил и отчасти продолжает вносить свои коррективы в жизненный путь некоторых парней. И я не исключение. Пошёл бы я в институт, не будь у меня риска загреметь в армию? Не знаю. По данной теме очень хорошо высказался Максим Кац. Но когда лично я принимал решение, было ещё немного другое время.
В любом случае, в детстве конкретно мне почему-то было интересно всё. Стоило мне подсунуть почти что любую книжку — я абсолютно добровольно начинал её читать. И если она была не сильно трудная, нудная и скучная, то обычно дочитывал её до конца. А потом просил ещё. Так я зохавал кучу разных энциклопедий (внезапно), всего Перельмана, несколько книг с занимательной математикой и даже какие-то дидактические материалы по русскому языку. В восьмом классе на школьных каникулах прорешал весь задачник Тульчинского по физике. Сейчас я уже не могу даже представить себе, зачем я это делал. Снова нашёл эти же книги, раскопал, сдул пыль. Открыл. Вижу какие-то дебильные задачи и думаю "ну на кой ляд их решать, всё равно ж за это никто не заплатит". Уже не хочу ничего, кроме тупо бабла, и желательно как в можно больших количествах. Наверное, старею.
Но вообще, конечно, весьма удивительно, как несколько вовремя случайно попавшихся на глаза книжек смогли направить и предопределить всю оставшуюся жизнь. Всё же очень верно в своё время подметил господин Плутарх: "Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".
|
</> |