Про нефть
rusanalit — 10.01.2013 1. С июня по декабрь Саудовская Аравия сократила добычу нефти на 1 миллион баррелей.Вопрос в том сократился ли на 1 миллион баррелей экспорт Саудовской нефти, но предположим, что сократился.
2. С декабря 2011 по декабрь 2012 добыча нефти в США выросла на 1,15 млн. баррелей.
Еще на несколько сотен тысяч баррелей сократилось потребление нефти.
Итог: импорт нефти в США сократился более чем на миллион баррелей.
Итог: этот миллион баррелей поступил на международный нефтяной рынок.
3. Не люблю такой метод прогнозирования как экстраполяция - в силу того, что он достаточно редко достигает результата.
Но в данном случае возьму на себя смелось воспользоваться им чтобы показать размерность "вызова".
4. В среднем, в 2005-2012 гг. США сокращали потребление нефти на 400 000 баррелей/сутки за год.
В 2012 году чистый импорт нефти США составил 7,5 млн. баррелей
5. Если мы экстраполируем рост добычи нефти в США в 2012 году на 5 следующих лет (декабрь 2017г.), а так же экстраполируем на эти же 5 лет средний за предыдущие 7 лет темп сокращения потребления нефти, то получим:
5лет*1,15млн.= 5,75 млн. баррелей прироста добычи
Т.е. в декабре 2017 года США будут добывать: 6,95млн.+5,75млн.=12,7млн. баррелей в сутки
5*0,4млн. баррелей = 2 млн. баррелей - на столько сократится потребление нефти в США
итого: 5,75млн.+2млн.=7,75 млн. баррелей
Мы помним что в 2012 году чистый импорт нефти США составил 7,5 млн. баррелей.
Т.е. с этой точки зрения в 2017 году США должны стать полностью энергонезависимой страной, а на международный рынок поступит дополнительно 7,75 млн. баррелей нефти - ныне потребляемых США.
6. Какое-то время (3-4 года) Саудовская Аравия сможет компенсировать этот попадающий на мировой рынок поток нефти за счет сокращения собственного производства - но максимум такового, видимо, находится в районо 3-4 млн. баррелей (30-40% текущей добычи).
Кстати последствия такового сокращения она может наблюдать на сегодняшнем Иране, чей экспорт в результате санкций упал на 40%, а выручка - на 45%.
Затем либо:
- произойдет то, что уже случилось однажды в 1985-1986 гг., когда наращивание добычи нефти партнерами по ОПЕК Саудовская Аравия в течении нескольких лет компенсировала сокращением собственной. Но в середине 1985 года она дошла до предела своих возможностей и резко нарастила добычу, что вызвало падение цены нефти в 2 раза.
- либо будет создана СУПЕРОПЕК, в которую войдет Россия и ряд других пока не входящих в эту организацию стран-экспортеров нефти. Ситуация будет следующая: все члены СУПЕРОПЕК резко сократят экспорт (до 2 раз), но при этом удержат цены на нефть высокими, избежав конкурентной схватки за резко сократившийся рынок.
7. Не суть насколько велика себестоимость сланцевой нефти и сланцевого газа в США - добывать их самим для США все равно выгодней, чем импортировать. Потому что свои нефть и газ это:
- дополнительные рабочие места (а значит дополнительные налоги)
- расходы на собственную американскую технику (заказы американским компаниям + снова налоги)
- расходы на собственные американские технологии
Т.е. реальная себестоимость сланцевой нефти и газа для США как государства значительно ниже себестоимости таковой для добывающих их компаний.
А импорт - чистый убыток.
8. В свою очередь обнуление или серьезное сокращение импорта нефти в США вызовет достаточное весомое выправление дефицита торгового дефицита этой страны, поток долларов идущих из США во внешний мир сократится, а значит доллара как товара будет меньше - и это будет играть в пользу укрепления доллара (точнее - против остальных валют).
7. Для Китая собственная добыча сланцевой нефти и газа важны не только с экономической, но и с геополитической точки зрения: минимизируя импорт нефти Китай снижает свою зависимость от контролирующих морские пути доставки нефти США.
Потому - даже без учета факторов его огромных запасов - Китай активно ввяжется в эту игру.
9. Единственное, что может (помимо снижения добычи членами ОПЕК) компенсировать снижение импорта нефти в США - это автомобильный бум в Китае.
Даже если темп прироста средней зарплаты в городах в 2013-2017 гг. упадет вдвое прости последних нескольких лет, то средняя зарплата в городах Китая выйдет на уровень 1000 долларов в год. А это предполагает автомобильный бум.
|
</> |