Про Навального
afanarizm — 19.02.2024 Про почившего сначала подумал, что сказать особо нечего, но тут же услужливая память начала подбрасывать эпизоды. Первый раз я его увидал в ноябре 2006-го. Был в Москве такой клуб «Билингва», в Кривоколенном переулке, и там проводились политические дебаты. Тему в тот раз заявили остроактуальную: «Куда маршируют русские?». Незадолго до того начали проводиться одно время довольно резонансные «Русские марши», вообще тема русского национализма была на подъёме, а ещё и проблема миграции будировалась весьма возбуждённо (и небеcпричинно). И вот устроили дебаты между «либеральным» депутатом Владимиром Рыжковым и лидером Движения против нелегальной иммиграции Александром Беловым. Мне это всё было в новинку, ибо политикой начал интересоваться впервые за долгое время, - и вот решил сходить. Стоял сверху, где было посвободнее, и смотрел на действо. С Беловым пришла группа поддержки из здоровых, крепких мужиков, они время от времени что-то начинали скандировать и вообще шуметь, я всякий раз думал, что вот уж теперь-то его оппонента непременно побьют. Но не случилось. Рыжков между тем держался перед такой аудиторией уверенно и как-то даже дерзко, типа я вас презираю. Для активистов его направления - поза обычная, но те по большей части в интернетах высокомерничают, а этот прям к «нацикам» вышел и такой - вы враги России! Следует при том отметить, что говорил он логично и непротиворечиво (впрочем, у «либералов» вообще всё просто), пару раз Белова довольно чувствительно мокнул в плане фактологии. Тот же, видимо, поскольку выступал в основном перед своими, расслабился и налажал (ну да он никогда впечатления сильно убедительного оратора не производил). По голосованию аудитории в конце он всё-таки выиграл (правда, это с группой поддержки и неудивительно), но моего разума не покорил, хотя по идее должен бы был.Так вот, вёл «мероприятие» именно Навальный - тогда член аж «Яблока». Уверенно вёл, грубовато даже. У меня где-то была фотка, как он кому-то в зале показывает известный жест, когда левой рукой в сгиб правой - в переводе «я твой дом труба шатал». Как всегда, найти не могу, а ведь ценный документ эпохи.
Дальше жизнь закружила, стало не до того. А в декабре 2011-го - выборы в Госдуру. Не пошёл - политота была противна. Но после начались волнения, митинги - хочешь не хочешь, а заинтересуешься, раньше такого не было. Навальный в те дни, собственно, и прославился. Потом был митинг на Болотной. Я среди приятелей фрондировал, мол, всё это суета сует и всяческая суета, но они пошли и потом много рассказывали о том, как круто всё прошло, какая движуха была и какое единение. Стало завидно, и когда позвали на митинг на проспекте Сахарова, то пошёл не раздумывая. Да и почему нет, в конце концов? На такое я ещё не ходил.
Получилось больно и смешно. Больно потому что зима-холода-всё как будто изо льда. К тому моменту, как приехал, проспект был забит и долго не пускали дальше. Маялся там, грустил один-одинёшенек и морозил ноги, да так, что аж чуть не слёзы из глаз. Дозвониться никому не мог - связь приглушили. Речей не слышно - из-за эха и, видимо, хреновых микрофонов только гул и жу-жу-жу. Эффект, тем не менее, получался весьма забавный, особенно когда дамы к микрофону выходили - такая ломаная ритмика с непредсказуемыми пиками. Наверное, под травой бы увлекательно слушалось :) Спустя время толпа стала рассасываться, кое-как нашёл приятелей, они слышали Навального (и многих других) и даже, кажется, видели. Потом сидели в «Макдональдсе» трёхвокзальном и спорили за политику. Ну, точнее, не прям спорили, но что-то обсуждали - так, будто от наших мнений и суждений что-то зависело. Классное чувство, особенно когда молодой. Ещё агитматериалов всяких набрал, всяко не зря сходил.
А в марте 2012-го, незадолго до президентских, устроили сбор на Пушкинской. Помню, вечер уже, прохладно (конечно, не так, как в декабре, но снег ещё лежал и требовалась шапка), народу - тьма-тьмущая! Еле пробились к памятнику Нашему Всему, стоим у подножия, откуда-то несутся речи (Удальцов выступил, «фашисты» Тор и Крылов: «Здравствуйте, люди русские!» - и хохот в ответ, Илья Яшин, ещё кто-то). Ничего не видно; слышно хорошо - но скучновато как-то, одни лозунги. Вдруг по толпе шёлест: «Навальный, Навальный выходит!». И сразу тишина, все стали пытчиво прислушиваться - так забавно! И вот Алексей-то наш, свет-батюшка, является - и такой: «Кто здесь власть?!». И все такие: «Мы здесь власть!». И он такой: «Мы здесь власть! Слышишь, Путин?!!11» - и дальше речуги свои толкает, все внимают будто мессии, никто не орёт, как при предыдущих, не разговаривает, не шутит. Дальше нам внезапно всучили флаг «Яблока» (и тут оно, ёклмн!), который как переходящее знамя по толпе путешествовал, мы не знали, что с ним делать, топтались так, пофоткались по приколу, потом кому-то всё-таки передали, хотя никто брать не хотел.
А дальше, как Навальный отвещал, вышел... Владимир Рыжков (!!!) и такой: «Товарищи, митинг объявляю закрытым, все домой, на провокации не поддаёмся». Ну и мы с приятелями пошли в метро - благо оно прям вот-вот, рядом совсем. На пути заслоны из «космонавтов», долго-долго своей очереди спуститься ожидали. Едем на эскалаторе вниз, кто-то начинает кричать: «Россия без Путина» - и все подхватывают, и я тоже, это потрясающее чувство единения, эйфория, аж голова кругом! Старушка, чуть ниже нас стоявшая, принялась увещевать, мол, чем вам Путин не угодил, он Россию спас, а вы, молодые, неблагодарные. А мы все снова, будто ей назло: «Россия без Путина!!!11». Офигенно было! Потом ещё с одним чуваком в поезде пообщались. Мы-то как на митинг пришли, нам всучили вот эти белые ленточки, я на рукав повязал и так и ходил, а зайдя в метро решил не снимать, выказать, стало быть, свою гражданскую позицию. Ну он увидел, стал со мной говорить, мол, подымается Россия, мы так этого не оставим, вон нас как много, не смогут власти игнорировать и т.п. Потом пожали руки друг другу, он раньше вышел, говорит - свидимся на следующем митинге. Конечно же больше я его не видал. Что с ним сейчас, жив ли - и если да, то как на происходящее смотрит...
Вечером узнал, что Навальный с Удальцовым и группой сторонников остались, их начали выпроваживать, они засопротивлялись, залезли в фонтан (тогда не работал) и оттуда призывали идти на Кремль, их выковыряли и приняли в кутузку. Год спустя Навального посадили во второй раз - и мне один из тех приятелей написал: «Будет митинг у Госдуры, надо идти спасать Алексея». Я такой - опять политота, тышпонимаешь что теперь его всерьёз посадят, идинафигнепойдууменяработа. Но день на работе был сокращённый, ибо лето (июль), погода такая хорошая - митинговать не перемитинговать. Ну и пошёл. Встретились мы на Театральной, выходим с того входа, где к Большому театру, а народу уже много, и чем дальше идём (а там недалеко), тем больше и больше. Вскоре в гуще толпы оказались, нам ещё такие красные кружки-наклейки выдали «За Навального», приятель себе налепил на рубашку, а я не стал, сохранил. И вот мы до темноты там толклись: походим немного - постоим с полчаса, поговорим. Потом ещё раз. И ещё. А народ всё прибывает и прибывает, машины мимо едут и сигналят - хотя не поймёшь, в поддержку или в смысле «пшёлсдорогидибил», ибо иные горячеголовые прям на проезжую часть выбегали. Тут же и ОМОН - сначала вели себя смирно, потом на один автозак кто-то залез, его служивые оттуда прям внутрь стянули, и вот после этого то ли сами озлились, то ли приказ поступил, но начали прессовать. Но не сразу и массово, а точечно: время от времени выстраивались свиньёй и стремительно вклинивались в толпу, дабы особо активных прихватить (или тех, кто рожей не вышел). Толпа своих никак не защищала, что мне показалось странным, наоборот, легко расступались. Девицы всякий раз визжали истошно и неслись крики «Винтить начали!!111», - но ни во что масштабное это не перерастало.
На выступающие части здания, у которых есть свои названия, но я их не знаю, влезли разные люди, в том числе, как потом узнал, фотограф Варламов - и фотографировали. Мы с приятелем даже на одну его, Варламова, фотку попали, а он - на несколько моих, я тогда ещё прикололся: чё у чувака на башке ололо! Их потом оттуда сняли, но предупредительно. Ещё видел Лобкова - в ту пору известного журналиста: ходил и снимал происходящее на планшет, может даже трансляцию вёл.
Так протолкались до темноты, толпа потихоньку начала рассасываться, дальше ОМОН начал выдавливать оставшихся. Да и ничего всё это время не происходило, кроме нестройных скандирований и толковища (ну и ещё городские сумасшедшие время от времени фланировали, про них говорили: «Это провокаторы, игнорируйте их»), а стоять несколько часов подряд - удовольствие сомнительное. Решил двигать до дому до хаты, а приятелю захотелось остаться, мы и разошлись. Проходя мимо ЦУМа по Кузнецкому мосту, поразился: буквально на соседней улице политические страсти бушуют, а тут - всем пофиг! Песняры спивают, люди сидят-курят, общаются, ни следа политической ажитации. Подумалось - не то ли было и в «эти дни» августа 1991-го или февраля 1917-го?.. А приятель мой пошёл с ватагой настоящих буйных вверх по Тверской, они там что-то снова скандировали и жгли фаера, пока не добрались до Пушки (опять!) и не разъехались. А Навального вскоре выпустили и он на выборах мэра набрал больше четверти голосов, что все, кто был за него, восприняли как великую победу и начало большого, светлого пути. Я не голосовал, ибо не москвач, хотя тогда б за него сунул, скорей всего.
Дальше наступил 2014-й - начало новой эры. Я от Навального и так никогда не был в восторге как от политика, лидера и борца, а как послушал, что он вещать принялся, и посмотрел, каких говен он вокруг себя собрал... Вообще, надо сказать, было сложно его воспринимать всерьёз - как-то всё легковесно и выглядело, и в особенности звучало. Оратором он оказался неровным: то задвинет так, что афедроны запылают, то двух слов связать не может (последнее особенно вылезало на дебатах). При том, что посыл - «за всё хорошее против всего плохого» - изначально оказался обескураживающе немудрящ и с годами сущностно не менялся. А ещё сильно раздражало мотыляние от «либерализма» к русскому вопросу и обратно. Понятно, конечно, что с точки зрения пеара первое куда выгоднее второго, но ведь он же во втором уже замазался, ему люди с качественными лицами и рукопожатными генами по этому поводу постоянно предъявляли. Кем он мог быть для прогрессистской тусовочки, как не простым тараном, хоть бы сто раз и покаялся? Он, собственно, и каялся деятельно, «крымненашим» обмазывался по поводу и без - да толку-то, на него всё равно как на прикровенного «фашика» смотрели.
Короче, я решил, что нам с ним теперь точно не по пути. Ко всему у меня ещё очередная любовная драма приключилась, стало вообще ни до чего на ощутительный отрезок времени. Так, со слабым интересом наблюдал время от времени за происходящим, если совсем уж деться некуда было. А осенью 2017-го он в президенты выдвигаться собрался, в меня задуло поэтическое вдухновение и я для смеху написал девиз его потенциальной кампании:
Нам такие не нужны!
А нужны нормальные -
как Алексей Навальный!
Сейчас думаю: а недурно вышло. Можно покричать на площадях - и неплохо получится, боевито. Или трепетную девицу поставить перед камерой с плакатиком - и пусть зачтёт с выражением тонким, дрожащим голоском при одухотворённом взгляде, слёзы и из твердокаменных лоялистов вышибло бы! У него ещё, помнится, логотип был в виде стилизованного восклицательного знака - а в стишке смотрите их сколько! Даже подумывал в его штаб обратиться, но то лень, то то да сё, то понимание, что там своя атмосфера и соваться с улицы бессмысленно, да и вообще это не всерьёз. А дальше ему отказали в регистрации и затея потеряла смысл уже даже теоретически.
Последнее по времени - это мои периодические встречи с институтским однокурсником на рубеже прошлого и нынешнего десятилетий. Мы тогда активно обсуждали политоту - так, будто от наших мнений и суждений что-то зависело, - и неизбежно всплывала фигура Навального: кто он, кем будет и т.п. Мне эти разговоры, подозрительно напоминавшие толчение воды в ступе, быстро прискучили, но, дабы потрафить визави, я вяло старался их поддерживать, и вот однажды родил историческую аналогию. Говорю: «Навальный это современный Керенский, результаты будут те же, что в проклятом 1917-м». Визави ухватился за эту, прямо скажем, нехитрую и, думаю, не самую оригинальную мысль, несколько раз развивал её в том духе, что этот новый Керенский нам (sic!) необходим как таран против режима: чем хуже, тем лучше, пусть свалит вертикаль, а там уж надо будет подсуетиться... Чистой воды кринж, конечно, но приходилось терпеть. Потом общение органическим путём сошло на нет, а с ним и разговоры о будущем. Большое облегчение случилось, не скрою.
Ну а вот теперь - новость. Впрочем, я с самого начала был убеждён: не надо было ему возвращаться, ничего хорошего это не светило. Жил бы себе там, как Ходор, собирал трансгалактические съезды оппозиции, фильмы снимал, интервью раздавал и т.п. Что ему в Москве, мёдом было намазано? Странное решение, губительное. Уехавши из РФ, возвращаться вряд ли стоит, особенно когда ты в бескомпромиссной оппозиции и, по сути, один против государства. С другой стороны, складывается впечатление, что там, за кордоном, места уже поделены и избранный путь для него оказался единственно возможным (если, конечно, не считать быстрого забвения, которое, может быть, стало бы лучшим выходом из положения, но на которое такой человек, как Навальный, вряд ли бы согласился).
Завершая, хорошо написал Ольшанский: «Этот человек сильно страдал перед смертью. Свои последние годы он провёл взаперти – без семьи, в окружении безразличном или враждебном, лишённый всего, что составляет привычную жизнь. В карцере, вместе с глухой и холодной стеной. И он умер, так и не увидев ничего, кроме этой стены... Теперь только снять шапку и перекреститься».
|
</> |