Про мифы, престижное потребление и сходки
alex_dragon — 09.11.2018Вот Антон много говорит о мифах. Они действительно буквально пропитывают всё. Причём даже мозги казалось бы людей, у которых сама жизненная позиция предполагает разрыв с обывательскими штампами. Взять вчерашний мой пост про согласованные и не очень митинги. Не то чтобы он кого-то очень заинтересовал, но комменты разделились довольно полярно, причём обращает на себя внимание позиция, что надо вот именно в центре, во что бы то ни стало и не смотря ни на что. Отчасти это прямо скажем, инфантильная реакция — «а чё они, хули?» и «мы чё, прогнуться должны?», а вот в другой части её можно обозначить как «полезно для пиара». И вот эта «полезность для пиара» обратила в очередной раз моё внимание. Нечто подобное звучало в откликах на мои рассуждения о попытках видеоблогеров следовать «модным трендам». Мол, надо подстраиваться под публику — и будет профит. Причём подстраиваться значит не делать как лучше с точки зрения удобства восприятия, гигиены зрения и слуха, эргономики, если угодно, а с точки зрения именно «науки» впаринга, как советуют маркетинговые методички. Мол, чего бы не пользоваться оружием врага, если оно работает.
Проблема в том, что не работает. Уже сколько было клавиш стёрто в попытах объяснить, что манипуляция сознанием, все эти маркетинговые ухватки и увёртки — не более чем мошенничество, что вся эта «наука» направлена не столько на окучивание публики, сколько на окучивание заказчиков. И если кому-то удаётся впарить какой-нибудь «бренд» — это не потому что реклама так удачна и так волшебно промывает покупателям мозги, а потому что в первую очередь есть спрос на определённые категории товаров.
Скажем, за модой на пресловутые айфоны стоит обусловленная социально-экономическими условиями потребность в постоянной демонстрации своего социального статуса, а часто — и завышенного статуса, то есть пресловутое пускание пыли в глаза, понты. В обществе тотальной конкуренции и войны всех против всех за место в иерархии и тем — доход, это действительно может дать некоторые конкурентные преимущества — человек, демонстрирующий принадлежность к более высокому социальному слою имеет больше шансов заключить какую-нибудь выгодную сделку и в конце-концов реально повысить свой статус. Грубо говоря, с оборванцем никто не станет разговаривать, а хорошо одетого могут принять за равного или по крайней мере за того, с кем можно иметь дело. То есть это буквально дресс-код для опознавания «свой-чужой». Ну а для того, кто и так купается в сливках, это подтверждение своего статуса и опять-таки опознавательный знак.
В престижном потреблении нет ничего нового со времён даже не фараонов, а, наверное, гораздо раньше. Но в классовом обществе на протяжении большей части его истории возможности для него имели только члены имущих классов — предметы роскоши были просто недоступны черни, поскольку при господстве ручного труда и отсутствии его разделения любое более-менее тщательно изготовленное и отделанное изделие требовало больших трудозатрат, а особо тщательные и тонкие работы к тому же были уникальны, а потому запредельно дороги. Все мы слышали истории, про то что даже ещё в 19 веке за какую-нить безделушку отдавали целые деревни.
В то же время социальные лифты не то что бы совсем отсутствовали, но их «вместимость» и «грузоподъёмность» были весьма ограничены, поэтому оборот престижных товаров замыкался на строго определённые слои и за их пределы не выходил, а, главное, получалось достаточно резкое качественное разделение товарных категорий.
Капиталистическая индустрия создала возможности для резкого удешевления массового производства. В то же время буржуазные революции сломили сословные барьеры, тем самым возросло как число ступеней социальной иерархии, так и количество самих её лестниц — ныне карьеру можно сделать и в государственном бюрократическом аппарате, и в корпоративном, и попробовать своё собственно дело, можно попробовать пристроится в многочисленные военизированные структуры. То есть ранее чёткая граница стала более размытой. Одно не изменилось — крутизна этих лестниц. Что вкупе с ещё и возросшей на порядки численностью населения создаёт усиленную толкотню локтями за местечко повыше. А соответственно и спрос на промежуточные категории товаров между чисто бытовыми предметами и предметами роскоши в своём «обычном» понимании. «Заслугой» современного капитализма является то что он эту потребность заметил и всячески развил — до маразма, когда престижной ценностью пытаются наделить даже чипсы определённых сортов, эксплуатируя и выжимая её досуха. Каждой ступеньке иерархии — свой уровень и предмет престижа.
Ну а поскольку ёмкость рынка товаров реального сектора приходит к своему исчерпанию — нету столько покупателей, способных удовлетворить буржуйские аппетиты, то борьба идёт всё больше не за расширение рынка — которому некуда расширяться, а за перераспределение существующего, то есть борьба за то, чтобы покупатель выбрал нечто одно вместо другого, точнее, изменил структуру своих расходов — потратил на то одно те средства, которые он планировал потратить или обычно тратит на другие товары, при этом уже часто залазя не только в свободные средства, и даже не в сбережения, но уже и в жизнеобеспечивающий минимум — грубо говоря, вы можете питаться три раза в день, а можете затянуть пояс, перейти на двухразовое питание, а цену третьей порции отдать продавцу модного телефона или сумочки — причём не одну дневную порцию, а за много дней. Престижное потребление в этом смысле просто Клондайк — оно не просто заставляет тратить средства на какие-то одни товары вместо других, но на эти товары можно дать многократную наценку, никак не обусловленную ни себестоимостью производства, ни потребительной стоимостью понимаемой в функциональном смысле.
Особенно забавно это смотрится, например, в виде рынка «реплик» — относительно дешёвых копий гораздо более дорогих предметов «настоящей» роскоши. Тут уже эксплуатируется чисто магическое мышление, это настоящий карго-культ в высшей шизофренической стадии развития, до которого наивным жителям тихоокеанских островов и австралийским аборигенам было далеко.
Всё это обуславливает как накал рекламы, так и спрос на методички по созданию более «эффективной» рекламы и впаривания.
Между прочим, тут ещё можно заметить, что стремление разместить офисы, учреждения и магазины непременно в центральной части города, поближе к местному «Бродвею» — оно тоже происходит из такого престижно-магического мышления. Нет, конечно, есть рационализации этого — типа бизнес стремится сократить плечо связи между контрагентами, точнее, между лицами, уполномоченными «решать вопросы», что по идее должно сокращать время на принятие решений, а в отечественных условиях, что важно — в это число «лиц» входит и государственное начальство, места жопоположения которого тоже тяготеют к центру, и с которым бизнес находится в тесном неразрывном единстве — до степени неразличимости. Но если бы здесь дело было только в рациональности — и чиновники, и бизнес давно бы съехали в специализированные деловые центры, подальше от суеты и пробок.
Вроде бы это вещи очевидные. Однако не до всех доходит. В частности, идея собираться непременно в «центре», потому что это «полезно для агитации», мол, больше людей увидит — это ведь по сути проявления того же престижного стереотипа, сложенного с верой в маркетинговые методички. И вполне напрашивается мысль, что очевидно в существующих условиях это чревато скандалами, за что собственно и ратуют сторонники такого подхода: дескать, нет лучшей рекламы, чем скандал. Знаете, довольно тошно наблюдать, как вроде бы проповедующие материализм свято веруют в карго-культ.
Каждый из нас ежедневно видит сотни и тысячи рекламных объявлений в самой разнообразной форме. И как, вы кидаетесь тут же по зову очередного плаката покупать увиденное на картинке? Хрена лысого. Вы вообще не только не замечаете большую часть из них, но стараетесь не замечать — мозги перегреваются от информационного шума. А если вам товар не нужен — то пусть хоть начальница отдела маркетинга той фирмы публично совокупиться с начальником отдела продаж с прямой трансляцией в Ютубе — даже если вам такая порнушка интересна, то с вероятностью в 99,9 % от этого рекламируемое привлекательнее не станет и потратить денежки не побудит. Только в том случае, если вы и так готовы купить что-то этакое и данный мозгополовой акт может быть просто обратит ваше внимание именно на данный бренд — среди прочих таких же.
Точно так же собираются люди уже который десяток лет на митинги и демонстрации. И что, сильно помогает? Многих привлекло? Есть какой-то толк, от того что «много людей узнало»? Да ни хера, ответ очевиден и общеизвестен, в каждом втором блоге нытьё про то что как нас мало, никакого классового сознания и солидарности, полторы калеки если удаётся собрать — так это немерянный успех. Не работает впаринг.
Отвлекитесь немного от лицезрения себя любимых изнутри и посмотрите как выглядит это снаружи, со стороны того самого обывателя, которого вроде бы надо привлечь: вот идёт он по своим делам, какое ему дело что до рекламных плакатов, что до каких-то там митингующих? Да это просто мебель, детали пейзажа. Он не станет вникать кто там и за что. Его уже давно блевать тянет от «политики», ему всё обрыдло сто лет как в обед. Вы ему скорее тупо будете препятствием на пути, мешающим идти. А если затеится какая-то заварушка — он воспримет её отрицательно, потому что мало того что какие-то маргинальные мозгоёбствующие фрики с плакатами тут под ногами путаются, так ещё и хулиганют. В лучшем случае сочтут это за бесплатный цирк. Это что ли результат, за который надо бороться — повыступать халявными клоунами для зевак?
Или кто-то думает, что это что-то демонстрирует власти? Окститесь, ребяты. Очень они за своими омонскими сотнями испугались полторы ваших калеки. «Винтят — значит боятся». Ага, прям кушать не могут и в штаны писают. Учитывайте исторический контекст, соизмеряйте с реальными обстоятельствами, а не с тараканами в своей голове — не может противотанковый ёж испугать голая жопа, особенно если ежей этих до едрени мать, а позади доты и бункеры укрепрайона с пушками и пулемётами, а ваших жоп — по пальцам пересчитать.
Мне вот в комментах приводили пример — а как же при царе, типа кто-то сильно заботился согласованиями? Так это как раз был совсем другой контекст, другая конкретика обстоятельств. Для Российской империи с конца 19 века забастовки, стачки, манифестации, сходки, маёвки и всё такое были постоянным фоном. Это не говоря о деревенских бунтах и погромах усадьб. Митинги и демонстрации не были исключительной формой политической активности, а одной из и в ряду других. Улавливаете — чтобы были шествия, должно и кое-что другое быть сперва. Причём это «сперва» должно иметь место систематически. Главное что тогда демонстрантам было что демонстрировать — они реально представляли массы, они сами были этой массой, у них за спиной был весь вышеназванный бэкграунд народной борьбы, перерастающей в революционный процесс. Причём, замечу, тогда активность не была связана только с какой-то одной партией или направлением, а довлели общедемократические настроения, то есть участвовал весь спектр оппозиционных сил. И если властям что и показывать и что их может пугать — это именно целенаправленную организованность масс. Собственно, это банально — силу ломит сила, а сила — это когда много и организованно. Как бы кто ни думал, в данном случае размер имеет значение.
Вы где-то наблюдаете что-то подобное? Вы что-то слышали хотя бы если не про общенациональную забастовку, то хотя бы общегородскую стачку? Мы и просто про забастовки редко слышим — вон, сколько лет перетирается, что где-то на каком-то автомобильном заводе кто-то бастовал в мохнатом году. Хотя, оно, наверное чаще и больше случается, но видимо не так, чтобы это стало заметным социальным явлением. Да даже просто регулярные массовые стихийные выступления? Не особо. То есть нет никакой активности масс, которая востребовала бы организационное начало. Ваш «товар» на этом «рынке» не востребован. «Рынка» даже как такового нет. Так что же и кому вы хотите «продать»? Вы никого не представляете, кроме самих себя. Поэтому никакой пиар со скандалами и драками с полицаями ничего не добавляет.
Замечу, кстати, что тут ещё и путаются причины и следствия. Тогда драки с жандармами были следствием, а не причиной, не были самоцелью, а реакцией власти на активность масс, но никак никто не затевал шествие, чтобы спровоцировать разгон демонстрации — вот мол, как мы прогремим!
По сути пока что любое сообщество — это клуб по интересам, в котором заинтересованы исключительно сами участники. И исходить надо из этого. Любое мероприятие такого клуба — это не для публики, это нужно ему самому в первую очередь как организующее действо, создающее субъект. Поэтому, пока в легальном поле остаются какие-то возможности для таких сходок — надо их использовать. Здесь себе сначала надо показать, что «мы есть». Ну какая к монахам там какая-то борьба с кем-то за что-то, если даже в свой праздник люди не в состоянии собраться хоть где-нибудь? Вы хотите центр занять, не умея хотя бы просто организованно сойтись в заданной точке? Это мне напоминает как каждая вновь созданная рок-группа тут же начинает лихорадочно «писаться» и бегать по фестивалям. Играть ещё не умеют, песни сочинять — тоже, но они уже пишут альбом, у них уже концерты. Между прочим, в те лохматые годы царизма тогдашние активисты не стеснялись собираться и в ебенях, при этом даже шифруясь под отдыхающих шашлычников. Что-то я не слышал разговоров об этом, что они дескать прогнулись и кому-то чего-то не показали.
|
</> |
https://bit.ly/2VdfnGd
Онлайн консультация сексолога
Гарантия возврата денег.