Про меня и про учебу
ognevka — 22.06.2020 В браузере открыто пустое окно ввода текста, а я сижу и беспомощно машу руками, пытаясь, как мух, отогнать от себя так и лезущих в мозг "Учиться, учиться и учиться", "Ученье - свет, а неученье - тьма" и прочие "Умный любит учиться, а дурак - учить".Наша жизнь как-то так устроена, что, как бы быстро ты ни бежал, - все равно начинаешь выпадать из авангарда и плестись в хвосте. Вот только-только ты был впереди планеты всей, - и вдруг кругом новая реальность, мир переезжает жить в Тик Ток (или уже какая-то новая тема появилась? я не успеваю за тенденциями, увы), а ты еще только-только освоила инстаграм (а сториз не освоила, потому что херня какая-то, и вообще все херня, где нельзя сесть и вдумчиво, как в ЖЖ, написать длинный-длинный текст.
Знакомые из IT-среды жалуются, что тот материал, по которому они учатся, уже заранее устарел, потому что пока по нему пишут учебник - технологии уходят далеко вперед. Бежать, бежать, хватать на лету новый материал, - это будничная потребность современного человека.
Наконец-то ответственные лица заметили, что переобучать врачей каждые 5 лет означает отставать в понимании медицины лет на 10. Опять по той же причине: обучающие материалы готовятся медленнее, чем это нужно, а в следующий раз врач придет поучиться устаревшим материалам только в следующей пятилетке. Но из благой, в общем-то, идеи о непрерывном медицинском образовании опять получилась неудобоваримая фигня, которую на... на голову не наденешь. Впрочем, эту тенденцию тонко подметил Черномырдин в своей краткой, но емкой нетленке.
Впрочем, все же вернусь к себе.
Ну, в итоге я ограничилась одним образованием, правда, длительным и требовавшим довольно интенсивного вложения сил, - медицинским. И теперь концепция нескольких образований кажется мне не только не обязательной для раскрытия мощного интеллектуального потенциала, а, в общем-то, не самой полезной штукой. Сейчас разверну мысль, не подпрыгивайте на месте.
Есть такая позиция - что человек должен заниматься тем, чем ему хочется, искать себя и никогда не останавливаться в этом процессе. У меня есть пара знакомых, получивших ШЕСТЬ высших образований. Первое обычно скучное, но надежное, - родители заставили. Советское наследие говорило о том, что лучше всех живут торгаши, поэтому детей изо всех сил пристраивали учиться на товароведа. Кто из них теперь работает по специальности? И кто вообще мечтает работать товароведом?
Вкусив тоски и уныния и получив возможность получить второе образование, человек, как правило, выбирает что-то "для души". Психологию - чтобы понять себя лучше. Художественный вуз - чтобы раскрыть свое дарование. Филфак или истфак - потому что "ну теперь-то можно книжку почитать в свое удовольствие". И здесь я человека понимаю очень хорошо, как понимаю и тех, кто, получив специальность, на которой настояли родители, бросил все к черту и пошел - редактором на ТВ, как один мой однокурсник-врач, киноведом, как другой мой однокурсник, флористом, как некоторые знакомые педагоги, или фотографом, как вообще все. Жизнь-то круто изменилась с советских времен - в сытые времена живем, на жизнь можно заработать не только полезной профессией (типа врача - зарплата, конечно, копеечная, но пациенты с голоду умереть не дадут), но и всякой хипстерской фигней.
Но некоторые люди не останавливаются, и идут дальше. Переводчик с суахили - потому что редко, прикольно и по пальцам пересчитать можно. Специалист по пренатальной психотерапии. Все такое интересное, увлекательное, и сразу же по окончании надо придумывать новое направление для бега.
Не от себя ли бегут эти суперразвивающиеся люди? Как думаете?
И меня искренне изумляет концепция обучения в ряде западных стран, где жизнь человека закладывается еще при выборе школы. В таком юном возрасте за тебя сразу принимают решение - будешь ты всю жизнь тварью дрожащей, или право поимеешь. И ни один подростковый бунт не пройдет бесследно для твоей карьеры, для того, в каком районе ты будешь жить в зрелости, и кто будет твоими соседями. В этом плане российская действительность, где похерены все традиции, вследствие чего классовое общество недосформировалось и не закрыло границы между слоями, кажется мне куда позитивнее. Мало ли примеров, когда человек из сельской школы в глубинке получает хорошее высшее образование и строит крутую карьеру, или просто без всякого образования придумывает бизнес и реализует свою мечту?
Мемориальные доски погибшим дайверам возле Блю Холл, Дахаб, Египет
На работе же обучение чаще всего происходит так, что мой шеф-реаниматолог цитирует учебник по военной медицине: "в порядке само- и взаимопомощи". Получаем новую информацию, перекапывая тонны макулатуры и выуживая ее по крупицам. Учимся писать статьи в процессе написания статей. Отрабатываем навыки презентации, делая презентации и выступая перед аудиторией. Бежим, чтобы бежать. Остаемся на месте.
На днях на занятии мы с преподавательницей пропевали очередные упражнения для начинающих, и неожиданно я превратилась в один большой резонатор, который трубным гласом произнес очередное "ААААА" - так, что стекла зазвенели. У меня от страха коленки подкосились, правда. Это что же, я - и такие звуки издаю? А что скажут соседи? А это вообще законно делать в жилом доме? А может быть, больше не надо так делать?
Преподавательница хохотала до слез.
Иногда очень страшно чему-то учиться, правда.
Коростель. Небольшая малозаметная птица с очень громким голосом.
Задание 22. Обучение
Все картинки - из Яндекс.Картинок.
|
</> |