Про Машу, медведя и всякую жуть.

В своё время я провёл немало ночей над книгой про «Машу и медведя» в пересказе советского редактора сказок Булатова с прекрасными познавательными иллюстрациями несравненного Кочергина. А вот современный мультик у нас в семье решено не смотреть, хотя у себя в ленте я видел на этот счёт разные мнения.
Но вот что интересно, во всех спорах про «Машу и медведя» никто не вспоминает первоначальную версию этой истории в том виде, как она записана у народных сказителей....

Это забвение тем более удивительно, что обычно в интернете с интересом обсуждают жуткие подробности детских сказок в изначальном виде. Про Золушку или про Белоснежку пишут постоянно, а вот про Машу и медведя нет, более того, даже первозданного текста сказки я не смог найти в интернете. А между тем, когда-то давно я именно на примере Маши и медведя открыл для себя подлинный народный фольклер. Правда, я тогда был уже в старших классах, но считал, что народные сказки это что-то для маленьких. У нас была «Библиотека для детей», и вот там в 7 томе были как раз сказки уже в изложении для школьников.
Вот эта книга:

И вот как-то в те далекие старшеклассные времена я взял в руки этот том (мы иногда по настоятельным просьбам приводили книги в порядок) и стал листать. Там к каждой сказке была всего одна черно-белая иллюстрация, и вот я ближе к концу увидел знакомый образ – медведь несёт девочку в берестяном кузове за спиной. Эта была иллюстрация к сказке, которая к моему удивлению носила название «Кот-золотой хвост». Это меня чрезвычайно заинтересовало – причём здесь кот? И вскоре я уже погрузился в чтение.
В интернете текста, как я уже сказал, нет, но нам не впервой пересказывать прочитанное по-памяти…
Начинается сказка не так, как мы привыкли. Не «жили были дедушка бабушка и внучка…», а примерно так, «жил был медведь в лесу и был у него кот-золотой хвост». И сюжет закручивается с того, что медведь зовет кота и просит добыть ему невесту. Надо сказать, что медведь в народной версии показан тупым и злобным. А вот кот – персонаж интересный и даже не до конца раскрытый. По сюжету он просто выполняет поручения своего хозяина без явно выгоды для себя. Такой вот умный профессиональный помощник главного злодея.
Кот отправляется на задание и тут нам сообщают, что в ближайшей деревне жили дедушка, бабушка и было у них три внучки. Читатель уже догадывается, что никакой маленькой девочки в народной версии нет, а есть три сестры, разного возраста, но примерно им от 14 до 18 лет. Вся эта крестьянская семья выходит работать в поле. работать в поле. И тут откуда не возьмись прибегает кот и начинает активно предлагать девушкам себя погладить. Первым соблазнилась старшая сестра, но когда она прикоснулась к «коту-золотому хвосту», тут же приросла, а кот понесся в лес, не обращая внимания на крики «держи!» и доставил невесту своему хозяину.
Медведь поначалу ведет себя прилично и выдает новой хозяйке ключи от всех горниц своего лесного дома (видимо, двухэтажного и довольно просторного). Однако сразу предупреждает, что в одну из комнат заходить нельзя, ключ прилагается. После чего наш косолапый Жиль де Рэ уходит в лес по своим делам. А девушка стала изучать свое новое домохозяйство. Но, конечно, не сдержалась и открыла дверь в запретную комнату. Там она находит три котла, открывает первый и там оказывается золотая вода. Тут старшая сестра делает роковую ошибку – в котел окунает палец и он становится золотым. И не отмывается. Девушка закрывает горницу и заматывает палец. Возвращается медведь… В народном варианте сказки очень живые диалоги, а в данном случае разговор принимает напряженный характер… («Что у тебя там?» «Палец порезала» «Дай-ка я посмотрю» «Ой нет, больно смотреть» «Да ну! Посмотрю!»)
В итоге медведь срывает повязкку и сразу понимает, что она открывала запретную дверь. Далее в сказке весьма реалистично описывается, как он сделал с девушкой то, что обычно разъяренный медведь делает с человеком (с переламыванием ребер, черепа и позвоночника), после чего запер тело в той самой комнате.
Дальше сказка идет по второму кругу. Медведь снова посылает кота за невестой, а тот бежит в ту же деревню за средней сестрой. Как это обычно бывает, похождения средней сестры описаны кратко. Она опустила палец в котел с серебряной водой, а во всем остальном её судьба была точно такой же, как у старшей.
Наконец очередь дошла до главной героини.
Но сначала совершенно неожиданно проявляет себя заглавный персонаж сказки. Првые два раза кот приносил медведю невесту беспрекословно. А в третий раз он внезапно заявляет, что больше не пойдет. Потому что он принесет, а медведь опять того…. То ли хвостатого совесть замучила, то ли ему не устроило, что он подписывался только на киднепинг, а в итоге на нем два соучастия в мокрухе висит. В любом случае, кот решил соскочить и медведю пришлось его уговаривать и даже пообещать, что больше распускать лапы не будет.
Из этого можно заключить, что кот держится с медведем независимо, а также то, что он прекрасно осведомлен обо всем, что у медведя происходит, но предпочитает не вмешиваться в события. В итоге котяра в третий раз отпраялвется в ту же деревню. Уже можно догадаться, что младшая сестра окажется проницательнее и удачливее старших, но поначалу её точно также и уже по третьему разу разводят на «погладь кота» и она попадает в плен к медведю.
К сожалению, после следующего похищения кот исчезает из повествования и его характер и последующая судьба далее не раскрывается.
Поначалу судьба героини разворачивается я по знакомому сценарию, вплоть до открывания запретной комнаты. Однако с этого момента она догадалась не лезть в котлы, а сначала осматривает комнату. И первым делом обнаруживает убитых сестер и оплакивает их. и только затем открывает ещё неизвестный нам третий котел. Здесь, вероятно, сказалось средневековое поверье о том, что самый младший – значит самый неиспорченный, а значит, обладает наибольшим запасом удачливости. В котле была живая вода и девушка сумела оживить старших сестер.
После этого она закрывает их в запретной комнате и успешно встречает медведя. Сказитель особо упоминает, что она стала жить с медведем дружно и очень хорошо есть всякую еду, в тройном объеме (понятно почему), а потом началась сложная операция по спасению всех сестер по очереди. Так и рождается идея, чтобы медведь отнес пирожки родителям девушки. Сначала она прячет старшую сестру, а сама занимает наблюдательный пункт на высоких сенях медвежьего терема. Поэтому когда старашая слышит знаменитое «Сяду на пенек, съем пирожок», она первая начинает говорить с ним от лица младшей сестры. Медведь уверенный, что за ним наблюдает, отказывается от идеи полакомится по дороге и относит кузовок в деревню. Таким же образом удается спасти и среднюю сестру.
А теперь вспомним, что до поездки в кузовке у обеих девушек уже был опыт общения с любителем полакомится пирожками, и чем это закончилась.
Несложно догадаться, что от знакомой нам всем с детства фразы «Сяду на пенек, съем пирожок», когда-то давно у слушателей кровь заледенела от ужаса, особенно если рассказывать эту историю перед сном.
Под конец героиня и сама спряталась в кузовке, а вместо себя поставила на «балкон» куклу из сена. Когда медведь, в третий раз испуганный собаками вернулся домой, он позвал её спуститься, и, не дождавшись ответа, полез наверх разбираться. Однако героиня сумела соорудить не просто куклу, а что-то вроде «ежа», как в книжке Чарушина, только без шипов, такой, знаете, снаряд, который от битья отлетает и бьет сильнее. Так что медведь в конце был убит ударом по черепу, а сестры вернулись домой и стали жить поживать, да добра наживать.
Уже в ходе написания текста подумалось, что у медведя ведь дома был стратегический запас живительного эликсира в котле и верный (?) помощник. Однако народные сказочники не любили эти все новомодные сиквелы, проды и прочее («напрасно вы меня хоронили я ещё жиив»), так что эта сказка в устном варианте закончилась победой добра.
Дальше уже пошли переосмысления. В СССР чем дальше тем больше триллер превращался в историю привязанности медведя к маленькой девочке, причем в каком-то мультике времен развитого социализма эта привязанность стала взаимной. А дальше уже был современный мультсериал. Все эти книги, экранизации стали нашим достоянием, однако в спорах о доброте и жестокости в этих сказках нам, взрослым, стоит все-таки помнить о корнях. Может когда-то кто-то поудачливее меня найдет и выложит эту историю в первозданном виде, а пока я как смог рассказал по памяти эту древнюю историю.
|
</> |