Про Ленина. Продолжение-2
tareeva — 25.03.2025
Наши читатели подходят к оценке поведения людей, живших во время революции и Гражданской войны, с мерками мирного времени. А это неправильно. Мы уже говорили об этом, и я ещё повторю. В 1914 году началась Первая Мировая война, и она легитимизировала убийство. То, что раньше считалось преступлением, стало доблестью. Солдаты старались убить как можно больше солдат противника и гордились этим. Хотели, чтобы счёт убитых был как можно больше. Это нужно помнить и понимать, когда мы оцениваем поведение людей, живших в то кровавое время. Но мы о Ленине. За всё, что в нашей стране происходило при его жизни, считают ответственным именно его. А это тоже неправильно. При Ленине руководство было коллегиальным. В это время шла Гражданская война. Но Ленин войной не занимался. Главковерхом был Троцкий, и в дела армии Ленин не вмешивался. Ленин не занимался также борьбой с контрреволюцией. Этим занималась ЧК во главе с Дзержинским, и деятельность ЧК Ленин не контролировал, считал, что никто не разбирается в этом лучше Дзержинского. Ленин занимался государственным строительством, хотел создать государство, в котором реализовался бы лозунг «Вся власть – советам!» Это было непросто, ничего подобного не знала история.
Во всех анкетах в графе «профессия», или «специальность», или «род занятий» Ленин писал «литератор», очевидно, это занятие он считал главным, а всё остальное – это были общественные нагрузки. Во всей кинохронике того времени, а её сохранилось много, на собраниях, заседаниях и прочих мероприятиях Ленин сидит в сторонке и что-то быстро пишет. Советское собрание сочинений Ленина состоит из 55 томов. Когда я училась в МГУ, в программу входило несколько работ Ленина, в частности, «Шаг вперёд, два шага назад», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» и некоторые другие, не стану перечислять. Однажды, уже в новое время, ко мне пришёл человек из муниципалитета, он проверял, живут ли в квартирах те, кто там прописан. Моё имя у него было написано неправильно. Я сказала: «Меня назвали в честь Энгельса. Вы когда-нибудь видели написанным слово Энгельс?» Он ответил: «Я в армии был политруком, я всего Ленина прочёл». Я сказала: «Ну, если вы прочли всего Ленина, тогда мы с вами, несомненно, найдём общий язык». И мы нашли общий язык, подружились, он мне однажды даже люстру починил, денег за работу взять не захотел. Ленин писал очень понятно и логично. Усваивать то, что он пишет, не представляло трудности.
Ленина не воспринимали как великого вождя, который с недосягаемой высоты руководит нами. Он был близкий, свой, почти домашний. Даже дети относились к нему почти как к родному человеку. Пели песенки о нём, например, такую: «Когда был Ленин маленький с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной». Всем были известны фотографии маленького Ленина с кудрявой головой. Был значок с этим изображением, дети его любили и часто прикалывали к своей одежде.
Мне кажется, что о конкретной причине смерти Ленина у медиков нет общей точки зрения, которую бы все разделяли. Так случилось, что однажды в поезде Москва-Львов я ехала в одном купе с человеком, профессором анатомии, который бальзамировал Ленина. У нас этого делать не умели, и мой попутчик с коллегами ездил в Германию, чтобы этому научиться. Он бальзамировал Ленина и потом занимался забальзамированным вождём. Его регулярно, не помню, через какие промежутки времени, погружали в глицерин, чтобы его кожа оставалась целой. Узнав об этих чудесных свойствах глицерина, я стала мыться глицериновым мылом и мазать руки глицериновым кремом. Я в своём блоге писала об этой встрече подробно и процитирую себя: «Мой попутчик, Юрий Николаевич, оказался профессором нормальной анатомии. Он был вторым профессором на такой кафедре в одном из московских мединститутов. А теперь, ему предложили кафедру в Кишиневском медицинском институте, и он согласился. Сейчас он ехал в Кишинев, но не прямо, а так, чтобы быть там к началу учебного года. Теперь он собирался остановиться в селе Вишня Винницкой области и провести там лето. Там уже ждала его семья. Я удивилась, почему именно это место он выбрал для летнего отдыха, что в нем интересного. Он ответил, что едет не только отдыхать, но и работать, и что в этом месте он проводит каждое лето уже много лет подряд. Дело в том, что там находится имение великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Пирогов, согласно его завещанию, был забальзамирован и в забальзамированном виде, таком же, как Ленин, лежит в склепе в этом имении. Для сохранения тела требуется постоянная серьезная работа. Это дело поручено Юрию Николаевичу. Он не только сохраняет тело, но и получает интересные научные результаты. Он так привык к этой жизни с Пироговым, что называет Вишню «мое имение». Все это было мне интересно и стало еще интереснее, когда я узнала, что он работал в группе академика Владимир Воробьёв, которая бальзамировала Ленина.»
В отличие от давки с человеческими жертвами на прощании с телом Сталина, похороны Ленина были удивительным примером самоорганизации масс. Это описала в своём стихотворении Вера Инбер. И давайте мы это стихотворение прочтём.
И прежде чем укрыть в могиле
Навеки от живых людей,
В Колонном зале положили
Его на пять ночей и дней…
И потекли людские толпы,
Неся знамёна впереди,
Чтобы взглянуть на профиль жёлтый
И красный орден на груди.
Текли. А стужа над Москвою
Такая лютая была,
Как будто он унёс с собою
Частицу нашего тепла.
И пять ночей в Москве не спали
Из–за того, что он уснул.
И был торжественно–печален
Луны почётный караул.
Близкие Ленина не хотели, чтобы его труп бальзамировали и демонстрировали народу. Они хотели похоронить Ленина рядом с его матерью, и он сам этого хотел. Но Ленин не принадлежал семье, судьбу покойного Ленина решило руководство. Причём решение о бальзамировании тела Ленина не было принято единогласно, многие были против, в частности, Троцкий, Бухарин и не помню ещё кто. Они считали, что святые нетленные мощи – это религиозная традиция, и коммунистам это не к лицу. Но по желанию большинства было принято именно это решение. И сейчас ещё многие считают, что тело Ленина нужно захоронить. Что касается меня, то я не имею ничего против того, чтобы Ленина захоронили. Но мне очень нравится здание мавзолея Ленина на Красной площади. Это не первый проект архитектора Щусева. Первым проектом было деревянное здание мавзолея, временное, оно мне тоже очень нравилось, даже не знаю, какое лучше. Теперешнее здание мавзолея я считаю шедевром. Раз в жизни человека может такая прекрасная идея осенить. Это образец единства формы и содержания.
Мой папа любил Ленина, и когда он работал в ВУАМЛИНе, он в Киеве создал музей Ленина. Он не хотел, чтобы это было традиционное музейное пространство, хотел, чтобы в музее было интересно, увлекательно и даже весело. Я думаю, в какой-то мере ему это удалось, музей был популярен. Я часто ходила туда с подругами, нас там хорошо принимали, знали, что я дочь создателя музея, говорили: «Хорошо, что ты пришла, у нас есть новые экспонаты, пойдём, посмотришь». Этими новыми экспонатами могли быть башмаки Ленина, не новые, и носки у них загибались кверху, возможно, они Ленину были велики. Кто-то принёс и сдал в музей рубашку маленького Ленина. Я подозреваю, что это была крестильная рубашка. Сейчас, я думаю, музея Ленина в Киеве нет. А мне жаль. Это было любимое папино детище.
|
|
</> |
Обзор российских производителей коньяка: КВК, Кизляр, Дербент, Фанагория и Прасковея
Бригада
Самый счастливый день в году
Убийство Романа Новака... Тарантино отдыхает...
День рождения Деда Мороза
О парадоксах капитализма 2025
Воскресные коты
Иконы стиля 50-ые годы - III
Селфи на потолке, или Как звали Эль Греко?

