Про китч

топ 100 блогов xommep17.10.2024 Вслед за статьёй про феномен шоу пора разобрать другой феномен - неминуемое перерождение любого искусства в китч.

Залётным листателям может показаться, что тут в журнальчике обсуждаются скушные высоколобые темы, которые его не касаются; но в последнее время как раз обсуждаем вопросы, касающиеся практически любого. Слегка опосредовано, т.к. обыватель в культуре, увы, не субъектен, но логически показываю, почему музыка, кино, изобразительное искусство с каждым днём всё гаже, а через это и культура в целом стремится к минус бесконечности.

Да, обычно вопросы культуры и искусства сводят к сфере эмоций; с одной стороны это так; искусство - это наиболее эмоционально окрашенная часть культуры, но сама культура не равно искусство; это - правила нашей жизни в целом. А там, где правила, там должна быть какая-то тактика логика, и её хорошо бы придерживаться; да и хотя бы знать и понимать. И то, что "культурные" вопрос сводятся к эмоциям и никак не анализируются (я уж молчу про санкции справедливого революционного трибунала), показывает, что правила обще-жития никого не интересуют. Рыночек порешал, ага-ага. Что ж, посмотрим, к чему нас это всех привело.

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Предметы китча, как правило, копируют популярные эстетические объекты и локации, порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.

Собстно, на этом статью можно завершать; регулярным листателям уже ничего нового не скажу; за меня уже всё сказала педивикия, плюс можно вспомнить предыдущую статью про шоу, и вся логика происходящего уже ясна, как день. Но всё же давайте построим логические связи.

По закону больших чисел любая "культурная" деятельность стремится (и, соответственно, сводится) к шоу, которое, в свою очередь, сводится к китчу. Не из злобной злобы; но такова логика "свободного рынка". Да, кто про что, а я, как всегда, про не-жизнеспособность любых конструкций, основанных на "рыночных" отношениях.

У любой деятельности должен быть смысл; и даже если вам он не-очевиден, это не значит, что его там нет. В отсутствие любых других смыслов всегда стоит подразумевать смысл деятельности как заработок денег; тем более, что это особо и не скрывается. У коммерческих структур это по умолчанию основная цель; в случае государевых приказов возможны варианты, но, как регулярно пишу, в основном там всё тоже сводится к охвату и деньгам. И если вы не можете внятно и чётко ответить, зачем вы делаете то или это, у меня для вас плохие новости. Хотя, конечно, кому как.

Для повышения охвата электората любая "культурная" деятельность сводится к шоу; а то, в свою очередь, начинает использовать элементы китча. Это просто энерго-эффективно - зачем нужно какое-то там "творчество", если капусту стричь надо здесь и сейчас; а для этого нужно использовать готовые технологии, придуманные до нас. Соответственно, надо потакать желаниям обывателя (далеко не всегда возвышенным), и далее из определения: порождая ностальгические сентиментальные чувства. Китч понятен большинству и вызывает мгновенные эмоции.

Собственно, это и нужно в вопросах современной культур-шмультур; хапануть хайпа, популярности и через это - бабла, прям здесь и щяз. И с точки зрения "рынка" это и есть наиболее эффективное поведение; соответственно, именно к этому будут стремиться "лучшие" люди в профессии. То есть рыночная экономика провоцирует перерождение любого искусства (а через это - и культуры общества) в шоу и китч.

Обывателю может показаться, что в этом ничего такого нет; подумаешь, зато мне нравится... Но если почитать статью про китч, то уж культ-работникам должно стать обидно:  Под китчем стали понимать эстетически обеднённый объект, предназначенный скорее для обозначения социального статуса, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. В китче красивость подменяет собой красоту, а вызываемые чувства скорее сводятся к сентиментальности.

Вопросы китча неоднократно разбирались на философском уровне; что и не удивительно, при масштабах проблемы. Да и вообще вопросы, которые поднимаю в этом журнальчике, на 146% стары, как мир.

Китч не равно примитивизм, наивное искусство или тем более самодеятельность; если мимо нот поют бабки у подъезда, это одно; а когда мимо нот поёт звезда с миллионными гонорарами, это совсем другое. У китча, в отличие от всего приведённого выше, другая цель; это - заведомая халтура. И если мы не задумываемся о том, каковы наши цели и задачи, мы неминуемо сваливаемся в китч; это если речь про вопросы культур-шмультур. В других вопросах это всё сводится к халтуре и ширпотребу. "Культурные" вопросы в этом смысле опаснее тем, что, во-первых, люди не осознают, что им втуляют халтуру; а во-вторых, под раздачу попадает количество населения, стремящееся к бесконечности; см. статью про шоу.

Так что вопросы халтуры в культуре не менее отвратительны, чем в промышленности; а, учитывая масштабы поражения, там всё гораздо хуже и гаже. Тут мы, конечно, выходим на оценочные суждения, хотя разговор идёт за логику; но мы же можем прикинуть негатив от халтуры по аналогии с халтурой в других экономических сферах. Вы заказываете в маркетплейсе что-то, что вам нужно, и когда вместо ожидаемого получаете халтуру, ваши ощущения?.. А если такая халтура распространяется не на одного человечка, а на сотни, тысячи и миллионы хомяков?..

Да, ситуация нивелируется тем, что обыватель не осознаёт того, что ему впаривают халтуру вместо натур-продукта; но, опять же, по аналогии с товарами с маркетплейса - халтура будет служить вам хуже и меньше, чем нормальный продукт; так и китч - это заменитель культур-продукта, навроде фальшивых ёлочных игрушек. Третий сорт - не брак, и хавать его всё ещё можно, вот только в большинстве случаев это не полезно.

Регулярные листатели журнальчика знают, что я занимаюсь традиционной народной культурой, и с темой китча сталкиваюсь регулярно. При выходе на большую сцену (что для этой культуры вообще не характерно) практически в 146% случаев приходится сталкиваться с режиссурой, которая с такой же вероятностью сводится к повторению определённых клише сценического поведения. Что неминуемо отсылает нас к определению китча; см. выше.

Но если для традиционной культуры сцена - это вообще что-то враждебное, то и в современной культуре те же проблемы - стоит кому-то завируситься в этих ваших интернетах, с чем-то необычным (иначе нечему вируситься), как его начинают монетизировать. А как это сделать, как не укладывать в стандартный формат шоу, и вот уже необычное вчера превращается в банальный китчевый чёс сегодня.

Резюмируя: "рыночная экономика" сводит успешность в любом виде деятельности к прибыли, которая максимальна при минимальных расходах; что понуждает применять индустриальные методы во всём, включая и культурную деятельность. Так что, когда ваш любимый автор, исполнитель, художник или фильм скатывается в унылую пародию, вы уже знаете, как это назвать одним словом.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
© REUTERS/Omara Garcia 10.09.2010, Куба | Некоторое время Фидель Кастро производил впечатление разумного человека. Вчера действие уколов, видимо, кончилось и бородатый охламон взял свои слова про «кубинскую модель, которая не работает даже на Кубе» назад. ...
Несколько сотен лет венецианский Арсенал был лучшей верфью мира. Это был целый город по производству кораблей — ежедневно на воду опускали одно готовое судно. Данте решил, что потрясающая организация производства может быть метафорой ада, в котором все работает, как часы. Инферно, ...
Вот мне интересен такой расклад: центр города, жилой дом. Водитель держит авто на стоянке. Тут надо отвезти деда-инвалида к врачу и идет за машиной. Подгодняет ее в входу, а тут набегает школота с наклейками и захуячивает машину. Окей, всем похуй. ...
История первая. Я бываю в Москве не очень часто. в последний раз это было в 2008-ом. Еду я значит в метро. Мой обычный вид - замшевый пиджак, джинсы, рюкзак. Читаю что-то с телефона. Заходят в вагон 4 скинхеда. Трое мужеского, одна женского пола. Один из ...
Сегодня об интервальном голодании (ИГ) говорят в каждом втором ЗОЖ-подкасте как о чем-то здоровом и прекрасном. Именно это меня сподвигло написать пост об ИГ. Так сложилось, что с марта по август прошлого года мы работали всего два дня в неделю, а учитывая локдаун - сидели дома либо ...