Про исторические источники
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Основными источниками являются письменные (документы, договора, мемуары, письма, дневники, религиозные записи и книги, летописи, хроники и т.д.) и вещественные (созданные человеком нужные ему вещи, сооружения, захоронения и т.д.). К второстепенным источникам относятся художественно-изобразительные, этнографические, а также фото, аудио и видеозаписи, мемораты (зафиксированные историком воспоминания) и т.д. Всякий источник, прежде чем быть использован, должен быть подвергнут критике и тем самым проверен на достоверность. Ни одно приличное исследование не пишется под одному источнику, даже проверенному, нужно сравнить информацию нескольких источников прежде чем делать выводы. Сами исторические исследования относятся уже к историографии. В таких исследованиях важно соблюдать принцип историзма, то есть рассматривать события не исходя из представлений сегодняшнего дня, а в контексте той эпохи, когда они происходили.
К вспомогательным историческим дисциплинам относят палеографию, дипломатику, генеалогию, геральдику, униформологию, вексиллологию, сфрагистику и эпиграфику, историческую метрологию, нумизматику и бонистику, хронологию, историческую географию, историческую информатику, источниковедение, архивоведение, документоведение, историческую ономастику, историческую антропонимику, историческую демографию, фалеристику, археографию и тд. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят и специальные исторические науки, например археологию и этнологию.
Вспомогательным историческим дисциплины разрабатывают методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство, подлинность и, в конечном счёте, извлечь из источника максимум возможной информации. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые вопросы определяются типом (письм. источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).
Большой вклад в изучение истории делают лингвисты (изучают историю возникновения языков, их структуру и различные диалекты, обычно им приходится иметь дело сразу с двумя и более языками) и филологи (сосредоточены на изучении одного языка, в область их интересов входит созданное на нём культурное наследие: фольклор, классическая и современная литература).
Последнее время огромных успехов достигла и сильно помогает историкам геногеография (наука, изучающая генофонды популяций человека, в том числе географическое распространение генетических маркеров, и формирование генофондов путём миграций групп населения).
Наконец, у историков принят междисциплинарный подход хорошие образцы которого могут дать работы Фернана Броделя и С.А. Нефёдова.
Короче говоря, прежде чем высказываться на исторические темы лучше мало-мальски разобраться в предмете, при этом разумеется необязательно заниматься исторической наукой самому (то есть извлекать из источников и вводить в научный оборот новую информацию), можно ограничиться историографией по данному вопросу. Если уж вы берётесь судить, то хотя бы посмотрите, что писали на эту тему специалисты. Если же нет времени разбираться, то лучше помолчать.
|
</> |