про х/ф "Голгофа"
kamrad2213 — 11.10.2014Благодаря нескольким наводкам (1, 2, 3), познакомился с художественным фильмом "Голгофа" режиссёра Джона МакДонаха.
Сюжет оригинален. Прихожанин церкви во время исповеди сообщает главному герою, отцу Джеймсу Лавеллю, что в детстве он систематически подвергался сексуальному насилию другим священнослужителем, и теперь он, прихожанин, собирается убить главного героя и даёт ему неделю времени на подготовку к смерти. Вот такая интрига!
Признаться, после такого начала дальнейшее действие и диалоги кажутся пресноватыми. Вроде бы, всё оставшееся время зритель должен терзаться мыслями, кто же из выходящих на сцену персонажей — будущий убийца, однако напряжения как-то не чувствуется. Понять, изменилась ли жизнь отца Джеймса после того, как он узнал о своём «приговоре» невозможно — фильм начинается со сцены в исповедальной комнате, и мы не знаем, как Лавелль жил до происшествия. Вместо этого, мы наблюдаем, как дни сменяют друг друга, и ничего не происходит, главный герой занимается как будто обычными делами.
С другой стороны, за эту неделю зрителю становится понятно: жизнь священника такова, что он мог и не придать угрозе должного значения. Всю неделю порочные жители городка издеваются над священником. Но чем дальше, тем больше эти издевательства начинают походить на испытания. Вот местный олигарх, в пьяном угаре устраивает перфоманс, помочившись в присутствии героя на дорогую картину, чтобы показать… собственное превосходство? Да, но в то же время и чтобы вызвать гордыню у отца Джеймса. Вот жена, открыто изменяющая мужу, пытается соблазнить Лавелля. Вот кто-то убивает любимого пса, чтобы вогнать священника в уныние или гнев…
В итоге он приходит на собственную казнь, хотя и не без колебаний. В маленьком городке, где происходит действие, все друг друга знают, и отец Джеймс в курсе, кто ему угрожает. Более того, прихожанин объявил священнику место встречи, где он собирается его убить. Наконец, исповеди как таковой не было, и Лавелль не связан клятвой хранить тайну. Т.е. судьба убийцы полностью в его руках. Почему же он идёт на смерть? Может сложиться впечатление, что от отчаяния. Что его довели все эти издевательства, что фильм о том, как всё плохо, какие все негодяи и как зло побеждает беспомощное добро. Но, я так не думаю. Решение отец Джеймс принимает не во время короткого срыва под действием алкоголя (в конце концов, он ведь приходит в себя), а стоя на трапе самолёта, когда видит с каким пренебрежением один из грузчиков облокачивается на гроб человека, которого отец Джеймс недавно провожал в последний путь. Возможно, эта сцена подтолкнула священника к мысли, что он не должен оставлять попыток спасти хоть чью-нибудь душу в этом городке, чтобы жизнь его не прошла напрасно.
Собственно, я считаю, что фильм как раз об этом — о спасении. Почему именно хорошего священника надо убить? Не из мести — отец Джеймс не насиловал своего убийцу в детстве. (Сожжение церкви, конечно, наталкивает на мысль, что месть совершается в адрес церкви вообще, как института. Но что даст убийство одного священника? Логичнее было бы и дальше жечь церкви.) Не из чувства справедливости — в этом случае как раз надо было бы убивать того, кто заслуживает смерти. Не из желания потрясти общество и привлечь его внимание к своей проблеме — если бы не случайный свидетель, никто не узнал бы об убийстве. Уж точно не для того, чтобы облегчить душу — легче убийце не стало. Я думаю, что это был страшный эксперимент. Жертва насильников в рясах хотел проверить, осталось ли в мире что-то хорошее, что-то соответствующее христианским идеалам. Или всё прогнило окончательно. Поэтому для его испытания не подходил плохой священник — он заведомо не справился бы. А вот хороший священник…
Осталась, правда, одна проблема, которая хорошо показана в кульминации фильма, когда убийца не может смотреть в глаза священнику: он понимает, что если не выстрелит, то не узнает ответ на мучивший его вопрос. Но также он понимает, что, выстрелив, он уничтожит то редкое, что искал.
После смерти священника следуют кадры продолжающейся как ни в чем не бывало жизни издевавшихся над ним горожан. Но последней сценой фильма становится встреча в тюрьме дочери Джеймса, недавно пытавшейся покончить жизнь самоубийством, с его убийцей, находящимся в заключении. Они ничего не говорят, но по его лицу видно, что Джеймс сумел как-то его изменить. Возможно, и дочь священника пришла на свидание именно за этим — убедиться, что смерть её отца не была напрасной.
ЗЫ
Кстати, в Перми проходит первый международный фестиваль Мартина МакДонаха (брата Джона МакДоннаха)
|
</> |