Про Херсонский наступ. Продолжение
rostislavddd — 31.08.2022 Появились первые видео. Это хорошо. Традиционно, продолжим о том, что в них плохо.В данном случае это не умничание пикейного жилета :), а замечание о старой-престарой беде Красной Армии. Которая после ВОВ, как и многое другое, прошла мимо военных умов за своей "незначительностью".
Что мы видим на этом приятном видео?
А видим мы три малость не доехавших до линии боевого соприкосновения (47.425072, 33.773361) экс-польских танка Т-72М1, БРМ-1К и два мобилизованных Газона, пассажиры которых из кузовов разбежались. Судя по высоким бортам обеих машин и укреплению листовой сталью пустого кузова ГАЗ-3307, газончики это не хозяйки а скотовозы, выданные в механизированные пехотные подразделения взамен штатных БМП-1. На той стороне это уже норма.
И что же, спросят меня, в верхнем видео не так? А то, что все три танка не уничтожены, а повреждены, находятся на территории противника, и могут быть (а скорее всего, уже) эвакуированы в ремонт и при легко сошедшихся звездах восстановлены. Один, в самом худшем случае на танкоремонтном заводе, два других не дальше ближайшей ремроты. У стоящего кормой Т-72 пожар в силовом отделении погасило ППО, двум другим воткнули ПТУРы под башни.
В ходе ВОВ, опыт которой в Советской Армии под пристальным присмотром политаппарата извлекался и обобщался из всех сил, главными факторами "бессмертия" немецких танков были вовсе не известная ныне, всем кто хочет знать, могучая техническая оснащенность и обеспеченность специалистами ремонтных взводов танковых батальонов. Которые, сами по себе жестко превосходили в этом плане жалкие ремподразделения советских тбр, и были сравнимы с подвижными танкоремонтными базами советских танковых корпусов, если их считать вместе.
Чтобы не быть голословным:
- В Panzerwerkstattzug K.St.N.1185 (1.6.1942) Gesamt Ausf.A штатно должно было быть 1 офицер, 3 военных чиновника (технических специалиста), 22 унтер-офицера и 86 рядовых, при 4 мотоциклах, 28 ед. легковой, грузовой и специальной техники и 6 прицепах, включая один 10 и два 22 тн танковоза. Ремвзвод Gesamt Ausf.В отличался от первого добавлением 22 тн прицепа Sd.Ah.116, полугусеничного тягача Sd.Kfz.9, двух средних грузовиков и 13 человек рядовых. Итого: 112 (125) человек при 28 (31) Kfz, из которых три легковых Kfz.1, один вездеход Kfz.15, один полугус Sd.Kfz.7, три (четыре) полугусеничных тягача Sd.Kfz.9 и один кран на его базе.
-В советской ПАРБ штата 026/131 должно было быть 9 офицеров, 13 сержантов и 50 рядовых при 12 грузовиках и спецмашинах на их шасси и 1 мотоцикле. В ПТРБ штата 026/132 должно было быть 9 офицеров, 12 сержантов и 47 рядовых при 17 грузовиках и спецмашинах на их шасси и 1 тракторе-тягаче. Итого: 140 (72+68) человек при 29 грузовиках и спецмашинах и 1 тракторе.
Это были крайне веские факторы, но они были достаточно второстепенными. Как впрочем и компоновочные решения немецкой бронетехники, заметно снижающие безвозвратные потери.
Главными факторами достаточно низких безвозвратных потерь немецких танков на Востоке были:
- Малый калибр и низкая энергия большей части пробивавших броню снарядов и пуль. Это те самые распиаренные мастерами работать ртом 14,5 мм ПТР; вооруженная 45 мм пушками батальонная, полковая и большая часть дивизионной противотанковой артиллерии; где-то до начала 1944 вооруженная теми же "Прощай Родинами" часть ИПТА РГК; 45 мм танковая артиллерия и "болванки" с подкалиберными снарядами 76 мм дивизионных и танковых пушек, терявшие при пробитии потолстевшей брони немецких танков много нужной для внутренних разрушений энергии.
- И... очень редкое "добивание" выведеных из строя машин до гарантированно безвозвратного состояния. За все годы работы с документами и мемуарами я только один раз встретил упоминание советской стороной целенаправленного уничтожения могущих быть эвакуированными немецких танков. Под Тернополем на нейтральную полосу отправляли саперов. Применительно к упомянутой выше буксируемой истребительно-противотанковой артиллерии, которая, в ходе ВОВ считалась основным противотанковым средством Красной Армии, по царящим среди советских военных фантазиям как ПТС втрое превосходящим танки по эффективности (реально все было строго наоборот, причем наряд 3 своих буксируемых ПТП на 1 танк противника это оценка американцев на ЗФ, с их куда более мощной матчастью) я не знаю ни одной строчки касательно "ведения огня до тех пор, пока цель не изменит свои очертания". Ну или чего-то литературно менее образного, но так-же оставляющего немецких ремонтников без работы.
УВЕРЕН, что ничего подобного ни в каком из инструкций и наставлений нет и сейчас. Но буду рад ошибиться.
Танк, что тогда, что сейчас, это как правило чертовски прочная машина, прекращение экслуатации которой могут гарантировать только:
- Разрушение бронекорпуса
- Серьезный пожар, приводящий к нарушениям геометрии все того же бронекорпуса.
- Обширные повреждения, делающие нецелесообразным ремонт машины.
Американский "Абрамс", так легко поражаемый влажными пальцами наших многочисленых патриот-теоретиков, благодаря выносу боеприпасов в нишу башни, даже при пожаре боекомплекта в безвозврат очень не всегда может уйти. При поражении боеукладки, экипаж "Абрамса" обязан развернуть башню на борт - чтобы огонь не пререкинулся на силовое отделение, выждать 45-60 сек первичного выгорания зарядов и покинуть машину. После чего, не ранее через два часа вернуться к машине, если танк сохранил ход, увести его на СПАМ.
Этому танку пара лишних выстрелов на добивание не помешает решительно в любых обстоятельствах. Хотя бы потому, что двигатель этой машины, как и у его предшественников, меняется за 40 минут с перекурами. А у немецких Леопардов и за того меньшее время. Здесь это заняло семь:
Все это касается и ЛБМ любых типов.
---
https://t.me/RostislavDDD
Желающие поддержать блог могут задонатить по карточке 5469 3100 1950 5219
|
</> |